N°74
28 апреля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.04.2005
Как мы разбили хазарский каганат
версия для печати
Рассказывая о любой войне, в которой принимала участие Россия, школьники почти всегда употребляют местоимение «мы»: мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой... Это во всяком случае хоть как-то можно объяснить, а вот что означают слова «мы победили Шамиля», «мы присоединили Казань», «мы разбили татар на Куликовом поле»? И уж совсем поразительно: «Мы разбили хазарский каганат»...

Отвесив для политкорректности необходимый поклон народам, жившим на территории современной России прежде славян, т.е. финноуграм и балтам, авторы учебников быстро возвращаются к славянам и в дальнейшем жителей Руси именуют только славянами. У славян, конечно же, были враги. «Шайки варягов», восточные племена... Потом «у славян появились еще одни враги -- хазары» -- написано в одном из очень распространенных учебников. Ничего страшного в самой этой фразе, наверное, нет. Конечно, и отряды варягов могут быть названы шайками, и с хазарами Русь воевала -- даже Александр Сергеевич их «неразумными» назвал. Но все же благодаря этим штрихам понемногу начинает формироваться образ мирных славян, со всех сторон окруженных врагами. Далее следуют описания печенегов и половцев -- снова возникает восточная опасность. То обстоятельство, что с теми же половцами русские князья довольно быстро породнились и установили дружелюбные отношения, старательно замалчивается. На страницах учебников половцы приходят и всех разоряют, а через сто с лишним лет почему-то просят у русских князей помощи против войск Чингисхана. И, как ни удивительно, князья им помощь оказывают. У детей возникает недоумение: как же так, неужели русские дружины отправились на Калку помогать собственным врагам?

Все это, может быть, мелочи, но, взятые вместе, они играют в обучении огромную роль. Можно сколько угодно декларировать во введении, что Россия -- родина многих народов, сулить рассказы о разных культурах и цивилизациях, но все это только слова. Мы снова и снова читаем одно и то же -- славяне, окруженные со всех сторон врагами, отбиваются то от варягов, то от хазар, то от половцев...

Изгнание поляков, захват Петром I Азова, победа в Северной войне, русско-турецкие войны Екатерины II, Бородинское сражение (не то победа, не то поражение)... Вот что составляет ядро нашей истории, вот чем школьники прежде всего должны гордиться. Получается, что главные достижения нашей родины за несколько веков состоят в том, что русские несколько раз разбили поляков, присоединили Украину (где она теперь?), в конце концов разделили Польшу, добились выхода к Балтийскому морю (Прибалтика, ау!), получили Крым (эх!). Да еще Петербург на костях построили... Мне кажется, важнее сделать упор на то, как жили люди в то время, о чем они думали, на что надеялись, как осознавали себя.

А людей в учебниках по истории практически нет. Если кто и появляется, то в основном государи, полководцы, министры. И как же иначе, если речь все время идет то о наших завоеваниях, то о внутренней политике государства?

Посвящая «Историю государства Российского» Александру Первому, Карамзин написал: «История принадлежит царю». Похоже, за прошедшие с тех пор двести лет ничего принципиально не изменилось. Наш курс истории -- это курс истории Российского, точнее, русского государства. Все остальные народы либо имели честь подчиниться русским правителям, либо глупость воевать с ними. Подданные усердно выполняли распоряжения свыше или же восставали против них. В любом случае все повествование вращается вокруг государства.

И как должны себя чувствовать те ребята, чей народ вовсе не упомянут или упомянут в качестве «нашего» врага? Мне могут ответить, что на это существует региональный компонент, позволяющий каждому краю изучать... Кого? Да опять все тех же «нас». Просто эти «мы» чуть-чуть отличаются от того образа, который создается в центре.
Тамара ЭЙДЕЛЬМАН, школьный учитель


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  28.04.2005
Коллаж "Время новостей"
Нет ничего удивительного в том, что люди хотят и поодиночке, и всем миром (нацией, человечеством) как можно удобнее устроиться не только в пространстве, но и во времени. Сложность, однако, в том, что в нем невозможно устроиться однажды и навсегда. Россия не единственная «страна с непредсказуемым прошлым»... >>
  • //  28.04.2005
По официальной версии -- День народного единства. Законодатели наши убеждены, что в этот день в 1612 году была освобождена Москва и закончилось Смутное время. Однако никаких свидетельств о сколько-нибудь значимых для гражданской истории событиях, случившихся в воскресенье 25 октября (по новому стилю -- 4 ноября) 1612 года современники не оставили... >>
  • //  28.04.2005
Рассказывая о любой войне, в которой принимала участие Россия, школьники почти всегда употребляют местоимение «мы»: мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой... >>
  • //  28.04.2005
Русское пространство -- это христианское пространство... Как конструируют свое христианское пространство восточные славяне (жители Киевской Руси)?.. >>
  • //  28.04.2005
Революции только представляются точками на оси истории. На деле историческое время между началом и концом революций необычайно по интенсивности и неопределенно по длительности... >>
  • //  28.04.2005
О конструировании и передаче коллективных представлений в России 1970--2000-х годов
Если главным событием российской истории ХХ века, по данным массовых социологических опросов конца 1980-х -- начала 2000-х годов для россиян выступает победа в Великой Отечественной войне, то лучшим временем, в котором респонденты хотели бы жить, они уже примерно с 1993--1994 годов после начала гайдаровских реформ, приватизации и т.д. объявляют брежневскую эпоху... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика