N°41
14 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.03.2005
Кирилл Каллиников
Требуется воля
Будет ли премия Аполлона Григорьева вручаться в девятый раз?

версия для печати
Итак, восьмым лауреатом «большой» премии имени Аполлона Григорьева стал Александр Кабаков. Жюри предпочло его роман «Все поправимо» (М., «Вагриус») роману Анатолия Королева «Быть Босхом» («Знамя», №2) и шестой книге стихотворений Льва Лосева «Так я сказал» (СПб., «Пушкинский фонд»). Могло ли решение быть другим? Запросто. В речи председателя жюри Леонида Бахнова доминировала идея равенства соискателей. Повлиял ли бы иной судейский выбор на настроение публики, собравшейся в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы? Не думаю. Двое награжденных (Льву Лосеву не удалось прибыть в Москву из заокеанского далека) лауреатству своему радовались чуть смущенно, а соседству -- без всяких примесей. Аудитория тепло встречала изящные и сердечные величальные речи (о Кабакове говорил Владимир Новиков, о Королеве -- Сергей Чупринин, о Лосеве -- Петр Вайль). Приятно было слушать выступавших, видеть букеты и дипломы, а после торжественной части закусывать блинами подобающие Масленице напитки. Полное бы «благорастворение», если б не ощущение рубежа, за которым могут обнаружиться как веселая новь, так и глухая пустота.

Дело не в том, что придуманная в 1997 году Академией русской современной словесности «григорьевка» позапрошлой осенью лишилась спонсорской поддержки и стала премией престижа. Дело в отношении к этой премии и к этому престижу. Да, можно назвать имена писателей (как удостоившихся лавров от Аполлона Григорьева, так и не снискавших этой награды), что всегда воспринимали премию как «свою», с интересом следили за предпочтениями критиков, появлялись на торжествах Татьянина дня (объявление тройки лауреатов) и широкой Масленицы (окончательное подведение итогов). Да, узнав о «банкротстве», критики единодушно решили премиальный сюжет продолжать по крайней мере два года, дабы все академики побывали членами жюри. Да, две безденежных «григорьевки» были организованы не хуже прежних. Все это так, но есть и другое: ныне экспертная премия, призванная хотя бы в какой-то мере напоминать о существовании гамбургского счета (конечно, «партийной выдумки» Шкловского, но и олицетворения высокой мечты), значима для очень узкого круга. Отнюдь не равного списочному составу АРСС, некоторые члены которой, мягко говоря, равнодушны к этой институции.

Являясь членом академии, я не могу и не хочу публично обсуждать ее внутренние дела, будь то досадные казусы прошлого или будущая судьба «григорьевки». Если кто-то из коллег полагает, что «бобик сдох», то он, возможно, и прав. Если кому-то просто надоело, тоже понимаю. «Пирожное кончается, ситро и леденец» -- мудрость детской песенки бесспорна. Равно как и другая мудрость -- о тысячекратном произнесении слова «халва», что не обогащает организм оратора желанной сладостью. Между тем, делая вид, что все может и дальше идти по-старому, АРСС невольно уподобляется этому мастеру разговорного жанра.

Приветствуя Александра Кабакова, Владимир Новиков размышлял и о перспективах. Инициатор создания «Академии критики» теперь считает, что приободрить АРСС должен прием в нее прозаиков и поэтов (прежде всего аполлонгригорьевских лауреатов). Он уверен, что времена «просто критиков» прошли, на повестке дня -- универсализм, а всякий молодой литератор (молодежь же, знамо дело, «барометр масс») имеет в запасе диссертацию, на рабочем столе -- роман, а при случае сочинит стишки, неотличимые от настоящих. Может, и верно, но не утешает. Потому что отплытие критиков на блаженные острова прозы и поэзии -- сюжет вечный, а не новый (удачно там обживаются далеко не все эмигранты). Потому что «универсализм» зачастую оказывается всего лишь расхлябанным эссеизмом. Потому что можно еще раз похоронить «критику», но пока не удавалось избавить общество от привычки оценивать литературные факты.

Я был бы рад видеть членами АРСС всех ныне здравствующих лауреатов премии Аполлона Григорьева, включая тех авторов (благо их всего двое из двадцати двух), что мне глубоко чужды. Я был бы рад славить хоть романы, хоть стихи своих коллег, коли они окажутся романами и стихами, а не чем-то еще. Я был бы рад, если бы премия обрела спонсора. (А если бы деньги шли из разных источников, как связанных с издательским, книгопродавческим, информационным бизнесом, так и от читателей-меценатов, был бы рад втройне.) Но даже если все это свершится, вопрос о судьбе АРСС и «григорьевки» останется открытым. Академия и ее экспертная премия будут жить (а не имитировать жизнь) только в том случае, если входящие в АРСС критики докажут (прежде всего себе), что их цех достоин жизни. Для чего нужны не вспышки энтузиазма, а твердая воля, готовность поступаться своими проектами и «партийными» предпочтениями, доверие к тем коллегам и той корпорации, какими нас сегодня Бог обидел. Или одарил.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  14.03.2005
На экраны выходит "Бой с тенью"
Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса... Еще не закончилось триумфальное шествие «Турецкого гамбита», а на выходе новый боевик -- «Бой с тенью» от компании «Централ Партнершип». А вслед за ним грядет еще один русский блокбастер -- «Статский советник» (студия "Тритэ" Никиты Михалкова). >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  14.03.2005
Кирилл Каллиников
Будет ли премия Аполлона Григорьева вручаться в девятый раз?
Итак, восьмым лауреатом «большой» премии имени Аполлона Григорьева стал Александр Кабаков. Жюри предпочло его роман «Все поправимо» (М., «Вагриус») роману Анатолия Королева «Быть Босхом» («Знамя», №2) и шестой книге стихотворений Льва Лосева «Так я сказал» (СПб., «Пушкинский фонд»)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  14.03.2005
Юбилей Рихтера и другие проекты Московской филармонии
Московская филармония много лет проводит концертный абонемент «Приношение Святославу Рихтеру». Ни одному российскому музыканту не уделялось в программах-посвящениях столько времени. Тому есть объективная причина... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  14.03.2005
Издательство «Время» завершило публикацию трилогии о Порри Гаттере и его компании
Ну вот и все. Наконец-то с чистым сердцем (дорогой душой, холодной головой, чистыми руками, мытыми ногами, блестящими зубами, плохо скрытым восторгом, хорошо отрепетированным огорчением -- ненужное вычеркнуть, подчеркнуть, закурсивить и набрать полужирным шрифтом) мы можем произнести долгожданное, заветное, многообещающее, громокипящее «Уф!»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика