N°219
24 ноября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 ТЕНДЕНЦИИ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.11.2005
АР
Голубой поток противоречий
«Газпром» обходит Украину методом проб и ошибок

версия для печати
Руководители России, Италии и Турции Владимир Путин, Сильвио Берлускони и Реджеп Эрдоган 17 ноября торжественно открыли газопровод «Голубой поток». Совместный проект госкомпаний трех стран называли голубой мечтой из-за технической сложности и дороговизны. И действительно, «Газпрому» и его партнерам удалось реализовать уникальный с технической точки зрения проект, проведя сложнейшую сделку по организации финансирования строительства. Однако политическая и маркетинговая стороны проекта оказались не столь впечатляющими. Турецкие чиновники, которые договаривались с «Газпромом» о его реализации, сидят в тюрьме по обвинениям в коррупции. А российские власти ищут, куда бы пристроить часть газа из «Голубого потока», поскольку Турция явно не справится со своими контрактными обязательствами по закупкам. Даже после того, как «Газпром» согласился их смягчить.

Несомненным плюсом проекта на сегодняшний день является то, что он все же состоялся. Несмотря на скепсис и многочисленные проблемы технического, экономического и политического порядка. В итоге главная цель проекта -- показать транзитным государствам, что и без них можно вполне обойтись, -- достигнута. В конце концов, лет через десять мало кто вспомнит о перипетиях прокладки «Голубого потока», а российский газ в Турцию и, возможно, далее в Южную Европу и Израиль будет идти. Тем более что при сегодняшних экспортных ценах на углеводороды этот проект выглядит экономически привлекательным.

Следует отметить, что сама идея добраться до бурно росшего в середине 90-х годов турецкого рынка посетила руководство «Газпрома» в период очередного обострения отношений с Украиной. Как известно, именно через территорию этой бывшей советской республики в Европу тогда тек почти весь экспорт российского газа. Пользуясь статусом эксклюзивного транзитера, Киев чувствовал себя весьма вольготно в газовых взаимоотношениях с Москвой. Тогда в «Газпроме» еще даже не изобрели дипломатичное словосочетание «несанкционированный отбор» -- говорили попросту о воровстве российского газа по пути к европейским потребителям.

В качестве главной альтернативы рассматривался задуманный в1993 году проект обходной трубы через Белоруссию и Польшу -- Ямал--Европа. А затем к нему прибавился менее масштабный, но более амбициозный морской маршрут в Турцию, который должен был напрямую доставить российский газ оптовому покупателю.

Ровно восемь лет назад, в декабре 1997 года, между Россией и Турцией было подписано межправительственное соглашение. На его основе госкомпании «Газпром» и турецкая Botas заключили коммерческий контракт на поставку 365 млрд кубометров газа в течение 25 лет. Топливо должно было прийти турецким потребителям по дну Черного моря, а амбициозный проект строительства трубы на глубине 2 тыс. метров и в условиях агрессивной сероводородной среды получил название «Голубой поток». Однако проект погряз в скандалах по обе стороны Черного моря, которые только чудом не похоронили его. Более того, основополагающий плюс этого газопровода -- отсутствие транзитных стран -- оказался не менее серьезным минусом. Перед «Газпромом» во весь рост встала проблема монопотребителя, от которого поставщик зависит так же, как от строптивых транзитеров.

Но об этом «Газпром» узнал уже после того, как «Голубой поток» был построен. А перед этим были масштабные бои в правительстве и в тогда еще совсем не смирной Государственной думе за льготный режим налогообложения для этого «проекта века». А также политические баталии в Турции, на которую оказывалось мощнейшее давление со стороны США с целью протолкнуть альтернативные «Голубому потоку» проекты (например, Баку--Тбилиси--Эрзурум или Транскаспийский газопровод из Туркмении). Закончились они в пользу «Газпрома», который и льготы получил, и сумел отстоять проект в Анкаре.

Активность Соединенных Штатов в Турции помогла российской компании добиться максимального понимания со стороны депутатов. «Я думаю, что вы понимаете, с каким трудом это давалось. Здесь по понятным причинам ни представитель МИДа, ни я не называем конкретные страны, которые решительно, очень активно и открыто, и закулисно выступали против реализации этого потока. Это очень крупные страны, поверьте мне. Самые крупные! Уже после того, как несколько дней назад проект был подписан, в Турции началась очень серьезная внутриполитическая борьба по данному вопросу», -- убеждал коллег глава международного комитета Думы Владимир Лукин в 1999 году перед голосованием по вопросу о льготах.

В итоге подрядчики «Газпрома» были освобождены от части налогов, таможенных пошлин и сборов, связанных со строительством «Голубого потока». А экспортер газа -- «Газэкспорт» -- получил возможность не платить таможенные пошлины, которые сейчас взимаются по ставке 30%.

Тем временем «Голубой поток» захлестнула волна расследований, ставшая результатом смены правительства в Турции. Около двух десятков чиновников оказались под следствием, а бывший глава Botas Гокан Ярдим был арестован по обвинению в получении взятки в рамках реализации «Голубого потока». Следствие до сих пор не завершено.

Тем не менее реальные поставки газа по «Голубому потоку» начались 3 февраля. Произошло это незаметно для посторонних наблюдателей. «Газпром» даже не стал выпускать по этому поводу пресс-релиз. Отсутствие положенных в таких случаях торжеств объяснилось через месяц. Турки отказались брать газ из подводного трубопровода и поставили вопрос об уменьшении цены газа, а также предоставлении им права реэкспорта сырья в страны Европы.

Полугодовые переговоры завершились в пользу Анкары. В конце 2003 года «Газпром» и Botas заключили новый контракт на поставку газа по «Голубому потоку». Цена на газ, поступающий по дну Черного моря, снижалась примерно на 15--20%. По такой цене Турция получала российский газ по старым маршрутам -- через Румынию и Болгарию. С 95 до 80% снижалась планка take or pay (бери или плати), которая определяет уровень минимального отбора газа без штрафных санкций. А также срок выхода на верхний уровень поставок -- 16 млрд кубометров -- сдвигался с 2009 года на 2010-й.

Необходимость таких уступок «Газпром» обосновал здравым смыслом, признав, что прогнозы роста экономики и газопотребления Турции оказались чрезмерно оптимистичными.

Но даже в льготном виде выполнение своих обязательств со стороны Анкары выглядит довольно сомнительным. График увеличения отбора газа из «Голубого потока» по-прежнему не выдерживается. В текущем году вместо прогнозировавшихся 6 млрд кубометров Botas возьмет не более 4,5 млрд. Все это заставляет стороны уже сейчас искать варианты реализации излишков газа. Этой теме было уделено повышенное внимание в ходе трехсторонних российско-итальянско-турецких переговоров как на высшем (Путин--Берлускони--Эрдоган) уровне, так и на корпоративном («Газпром»--ENI--Botas).

В итоге публике была презентована идея расширения «Голубого потока» с последующим продлением его до Греции и Италия. Перспективный маршрут получил название Южно-Европейское газовое кольцо, который сейчас выглядит еще более фантастично и по экономике, и по политическим причинам (что связано с появлением не самых удобных транзитных партнеров в лице Турции и Греции), чем «Голубой поток» в конце 90-х. Впрочем, как свидетельствует история этого противоречивого «проекта века», фантастичность и невозможность далеко не синонимы.

И «Газпром» попытается доказать это снова. Сейчас концерн вместе с немецкими партнерами E.ON Ruhrgas и BASF готовится реализовать не менее масштабный проект -- Северо-Европейский газопровод, который пройдет по дну Балтийского моря. В политическом смысле его тоже можно считать результатом конфликтных отношений с Киевом. Уже когда строительство «Голубого потока» было на завершающей стадии, в «Газпроме» начали активно искать способ расширения экспортных возможностей в обход Украины. Первоначально рассматривалась идея создания второй ветки газопровода Ямал--Европа, который проходит через Белоруссию, Польшу и Словакию. Тогда противниками этого были и Украина (там рекламировали свои возможности), и Польша (там не хотели усиления российского присутствия).

Виктор Ющенко, будучи премьер-министром Украины, в октябре 2002 года говорил о поисках нового транзитного маршрута, которые вела Москва: «Я убежден, что с точки зрения финансов мы имеем хорошие и сильные аргументы. Но, с другой стороны, я понимаю, что не всегда финансы будут определяющими при формировании окончательного решения... Мы также в Украине должны понимать, что Украина попадает в систему конкуренции. И если мы не продемонстрируем эффективную европейскую политику в этой части, то многое из того, что говорится (по поводу строительства обходного газопровода. -- Ред.), может стать правдой. Независимо от того, что там будет иная экономика и, возможно, другая политика». Будущий президент Украины оказался прав.

«Газпром» довел свою политику, нацеленную на избавление от транзитных стран, до логического завершения. Непростые отношения с Польшей и Белоруссией убедили его отказаться от проекта строительства второй нитки Ямал--Европа и сделать ставку на Северо-Европейский газопровод. Он не только свяжет Россию с Германией напрямую, но и избавит «Газпром» от главных проблем «Голубого потока». А именно -- монопотребителя и рисков развивающихся рынков.

Проект «Голубой поток» включает в себя систему транспортировки газа общей протяженностью 762,5 км по сухопутной территории России (компрессорная станция «Изобильная» -- компрессорная станция «Береговая, 370 км) и по акватории Черного моря до турецкого порта Самсун (392,5 км). Проектная мощность газопровода -- 16 млрд кубометров газа ежегодно.

Заказчиком по строительству сухопутного участка газопровода выступил «Газпром», по строительству морского участка -- BlueStream Pipeline Company, совместное предприятие итальянской ENI и «Газпрома». Генподрядчиком сухопутного участка является «Стройтрансгаз», морского -- итальянская компания Saipem. Строительство газопровода началось в 2000 году, ввод в строй состоялся в конце 2002 года. Проект осуществлен на собственные средства «Газпрома» и на кредитные средства, полученные под экспортную выручку от поставок российского газа в Европу.
Алексей ГРИВАЧ


  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  21.11.2005
Одним из ведущих участников проекта строительства Северо-Европейского газопровода стал немецкий энергетический концерн E.ON. Его дочернее газовое предприятие E.ON Ruhrgas является первопроходцем поставок российского природного газа в Германию и другие страны Западной Европы... >>
  • //  21.11.2005
АР
«Газпром» обходит Украину методом проб и ошибок
Руководители России, Италии и Турции Владимир Путин, Сильвио Берлускони и Реджеп Эрдоган 17 ноября торжественно открыли газопровод «Голубой поток». Совместный проект госкомпаний трех стран называли голубой мечтой из-за технической сложности и дороговизны... >>
  • //  21.11.2005
Кирилл Каллиников
Партнерство «Газпрома» и Европы продолжает развиваться
Потребление природного газа в мире в целом и в Европе в частности в последние годы растет опережающими темпами. По оценке международной газовой ассоциации "Седигаз", в 2004 году мировое газопотребление увеличилось на 3% по сравнению с предыдущим годом и достигло 2771 млрд кубометров... >>
  • //  21.11.2005
AP
Трансбалтийская труба рождается на волне противоречий
В начале декабря в Вологодской области пройдет официальная церемония начала строительства Северо-Европейского газопровода. Для того чтобы поставлять европейским потребителям дополнительные объемы газа в следующем десятилетии, «Газпром» проложит около тысячи километров трубы от поселка Грязовец до Выборга... >>
  • //  21.11.2005
Мировой спрос на нефть и газ в ближайшие 25 лет возрастет на 50%. Чтобы снизить уровень зависимости от арабского мира, как считает Международное энергетическое агентство (МЭА), индустриально развитые страны должны больше инвестировать в ядерную энергетику и возобновляемые источники энергии... >>
  • //  21.11.2005
Страны придерживаются принципов проводимой ими в настоящее время политики. Нефтедобывающие страны осуществляют активные инвестиции в нефтегазовую отрасль. В 2030 году потребность в энергии в мире возрастает на 50% по сравнению с нынешней... >>
  • //  21.11.2005
С какими актуальными вызовами сталкиваются сегодня глобальные рынки энергии и что их ожидает в обозримом будущем? Об этом в интервью немецкому специализированному изданию gasette рассказывает Клод МАНДИЛЬ, исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА)... >>
  • //  21.11.2005
Reuters
Россия не смогла воспользоваться преимуществами торговли квотами на выбросы парниковых газов
В начале декабря в Монреале состоятся переговоры представителей стран, ратифицировавших Киотский протокол. Как заявил замминистра иностранных дел России Александр Яковенко, цель, которую поставили перед собой участники конференции, -- придать новый импульс реализации обязательств протокола, а также достичь консенсуса по обязательствам «посткиотского» периода... >>
  • //  21.11.2005
Наступление будущего, когда на Земле иссякнет последняя капля нефти, началось уже сегодня. Европейские «зеленые» перед лицом продолжающихся скачков цен на углеводородное топливо бросили клич: «Прочь от нефти!» Это, казалось бы, чисто символическое заклинание успело кое-где найти самый живой отклик в высших сферах государственной политики. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика