N°202
31 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.10.2005
До свидания, Вьетнам!
Российские энергомашиностроители не в состоянии завоевать крупные восточные рынки

версия для печати
Глава ФГУП «Технопромэкспорт» Сергей Моложавый заявил в конце минувшей недели в ходе визита в Ханой, что без господдержки российские энергомашиностроительные компании уже теряют крупные рынки. Так, во Вьетнаме ни «Силовые машины», ни «Технопромэкспорт» не в состоянии противостоять китайским и японским корпорациям. Там в первом квартале следующего года состоится тендер на поставку оборудования для крупнейшей в стране ГЭС «Шонла» мощностью 2400 МВт (стоимость контракта оценивается в 600--700 млн долл.). Как сообщил на прошлой неделе г-ну Моложавому министр промышленности Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Чунг Хай, основным условием тендера станет самостоятельное привлечение инвестора проекта, который согласится предоставить деньги на длительный срок под всего 3% годовых с длительной отсрочкой погашения. «Таким условием российские компании который раз фактически отсекаются от участия в тендерах», -- заявил г-н Моложавый.

Во Вьетнаме сейчас весьма серьезно стоит проблема дефицита энергомощностей. В северной части страны он достигает 5%, а в южной -- 15--20%. Уровень жизни постепенно растет, вслед за ним растет и потребление энергии. Гидроэлектростанции Вьетнам старается строить самостоятельно. В частности, плотина и вспомогательные механизмы возводятся местными компаниями, а для поставки и монтажа турбин привлекаются иностранные. Последнее время российские корпорации проигрывают тендеры на поставку и монтаж китайцам и японцам. Г-н Моложавый полагает, что тендер по ГЭС «Шонла» не станет исключением. Привлечь 600--700 млн долл. в России можно только с помощью госбанков, однако они на это не пойдут -- ставка 3% годовых для них мала, ведь на внутрироссийском рынке можно заработать больше. У иностранных банков кредит на подобных условиях взять также невозможно, так как де-факто нет обеспечения этого кредита и страхования инвестиций. Росэксимбанк, который создавался для реализации государственных инвестиционных проектов, фактически не работает.

В то же время китайские и японские корпорации все активнее развиваются на восточных рынках. Во Вьетнаме они уже трижды выигрывали тендеры у российских компаний. Правительства этих стран поддерживают свои компании на государственном уровне: они, конечно, не покрывают убытков от того или иного проекта, но предоставляют госкредиты на льготных условиях. В результате стартовые позиции у компаний из этих стран намного привлекательнее. И хотя сейчас тому же Китаю внешние рынки фактически не нужны -- внутри страны идет колоссальное строительство электростанций и энергомашиностроительные компании сбывают всю свою продукцию в своей стране, -- Пекин старается работать на перспективу и завоевывать соседние рынки как наиболее привлекательные в будущем в части ремонта оборудования (ведь ремонтом занимается, как правило, компания из той страны, которая и строила электростанцию).

Японцы и вовсе производят дорогое оборудование. Некоторые виды они вообще не делают и заказывают в Южной Корее или России. Однако они дают более длительный гарантийный срок заказчику (обычно в два раза превышающий стандарт для той или иной страны).

Более того, появляются и новые конкуренты. Недавно, говорит г-н Моложавый, Польша начала обсуждение вопроса о предоставлении кредита Вьетнаму на строительство тепловой электростанции.

У России же отсутствует тактика работы на внешних рынках. «Силовые машины», по словам главы «Технопромэкспорта», обращались в Минфин с предложением предоставить Вьетнаму госкредит на строительство ГЭС «Шонла» в размере до 600 млн долл., однако ответа на это обращение не последовало (вероятно, потому что официально Вьетнам не стал просить помощи у России). С одной стороны, «Силовые машины» и «Технопромэкспорт» сами виноваты в том, что развивающиеся страны требуют низких цен от подрядчиков: в том же Вьетнаме российские компании настолько жестко конкурировали, что сбили цены до уровня ниже себестоимости (а это уже позволило прийти на рынок китайским компаниям). Однако с другой стороны, «Технопромэкспорт» и новое руководство «Силмашин» уже договорились о том, что подобного не повторится, и теперь стоит задача срочной экспансии на рынки разных стран. Ведь если этого не произойдет, в скором времени компании будут вынуждены резко сокращать свою работу за рубежом (старые контракты завершаются, а новых нет), что приведет в свою очередь к снижению производства на предприятиях всей машиностроительной цепочки.

Впрочем, на государство даже российские государственные компании сильно не надеются. Как заявил г-н Моложавый, скорее всего, чтобы не упустить рынок, на тендер по ГЭС «Шонла» «Технопромэкспорт» будет пытаться идти в союзе с японскими корпорациями. Но даже в этом случае, полагает он, шансов победить китайцев не очень много.
Николай ГОРЕЛОВ, Ханой -- Москва


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.10.2005
Роман Мухаметжанов
Регуляторы "автогражданки" возводят бастионы защиты перед лицом кризиса
Пять страховых компаний, покинувшие рынок обязательного автострахования (ОСАГО) первыми, оставили в наследство Российскому союзу автостраховщиков (РСА) часть своих обязательств и обнажили ряд проблем, которые пока не имеют решения... >>
//  читайте тему:  Автогражданка
  • //  31.10.2005
Роман Мухаметжанов
Михаил Абызов готовится встать у руля «Силовых машин»
Совет директоров РАО «ЕЭС России» на очередном заседании в минувшую пятницу одобрил привлечение кредита Внешторгбанка для покупки у «Интерроса» 22,43% акций "Силовых машин". РАО "ЕЭС" планирует завершить эту сделку до конца года... >>
  • //  31.10.2005
Вячеслав Кочетков
Олег Вьюгин намерен пресечь недобросовестную конкуренцию
ФСФР наконец утвердила новые правила маржинальной торговли, которые были полностью переработаны ею совместно с профучастниками рынка. Как считают в ФСФР, эти правила приближены к реальной ситуации на рынке и направлены на то, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию... >>
  • //  31.10.2005
Столичный аэропорт подготовился к плохой погоде
Взлетно-посадочная полоса аэропорта Домодедово в конце прошлой недели была сертифицирована на соответствие требованиям IIIА категории Международной организации гражданской авиации (ICAO)... >>
  • //  31.10.2005
Российские энергомашиностроители не в состоянии завоевать крупные восточные рынки
Глава ФГУП «Технопромэкспорт» Сергей Моложавый заявил в конце минувшей недели в ходе визита в Ханой, что без господдержки российские энергомашиностроительные компании уже теряют крупные рынки... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама