|  | ||
|  | ||
| N°19 07 февраля 2005 |  | Издательство "Время" | 
|   | ||||
| // Архив | // поиск | |||
|  | ||||
| 
         |  | 
 Воскрешение отцов Выставка Кристиана Болтанского -- лучший иностранный проект Московской биеннале современного искусства 
Завершилась казавшаяся бесконечной череда вернисажей официальной программы I Московской биеннале современного искусства -- настала пора определять фаворитов. Предчувствия не обманули: одним из лучших спецпроектов биеннале и просто лучшим среди всех иноземных можно считать выставку Кристиана Болтанского «Призраки Одессы» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева (МуАр). Парадокс в том, что классик Болтанский, работающий с вечными темами личной и коллективной памяти, бренности всего сущего, человеческой хрупкости перед лицом Истории, отказывается считать себя современным художником, а его инсталляции начисто лишены высокотехнологичной эффектности произведений contemporary art. Из всех механических премудростей -- только комнатные вентиляторы, заставляющие чуть трепыхаться тряпичные полотнища, да ультрафиолетовые лампы-колбы, подсвечивающие пустые музейные витрины. А так Болтанскому для создания совершенного произведения достаточно лишь старых пальто, антикварного самовара, голых электрических лампочек, тусклого света, теней на стене и... удивительных помещений Флигеля-руины и Аптекарского приказа МуАра. Художник придумал выставку специально под эти тяжелые пространства, своей мрачной энергетикой способные пересилить любую артистическую волю и оттянуть на себя внимание зрителя. Но Болтанскому (кстати, в отличие от большинства молодых участников биеннале, отправленных злой волей кураторов главной экспозиции «Диалектика надежды» покорять залы бывшего Музея Ленина) удалось справиться с живущими в этих исторических зданиях духами прошлого. Ибо он -- главный в искусстве XX века охотник за привидениями, научившийся разговаривать с ними на одном языке. Инсталляции Болтанского созданы из того, что остается от человека, после того как он уходит в мир иной: выцветших анонимных фотографий, ничего не говорящих постороннему, одежды, отправленной на помойку, мемориального мусора вроде жестяных коробочек с фамильными реликвиями. Этому земному праху художник дает новую жизнь, воскрешая тем самым его неизвестных прежних владельцев. Искусство Болтанского сродни спиритическому сеансу, потому для работ так важна общая атмосфера: полумрак, точечный тусклый свет, легкое колыхание мертвых покровов. В московской инсталляции «Призраки Одессы» художник в прямом смысле занят федоровским «воскрешением отцов» (вернее, дедов) -- она посвящена предкам художника, в начале XX века бежавшим из России во Францию. Но ничего конкретно-личного в экспозиции нет -- кроме настоящего самовара, с которым бабушка Болтанского приехала в Париж к его дедушке, из одесского оперного певца превратившему за границей в обычного работягу. (Впрочем, в каталожном интервью сам автор сомневается в правдивости этого семейного предания.) А старые заиндевевшие пальто, висящие в пустоте Флигеля-руины, чьи-то глаза со старых фотографий, распечатанные на колышущихся простынях, или вообще абстрактная композиция из пустых пыльных витрин и фиолетовых ламп должны просто создать атмосферу чего-то безвозвратно ушедшего. Того утраченного времени, у которого остался единственный хранитель -- сам Кристиан Болтанский. Но он посвящает зрителя в индивидуальные тайны, страхи и надежды на отвлеченном языке символов и метафор -- так, чтобы ты задумался о собственных забытых предках, глядя на чужой самовар. Впрочем, изощренно играя на чувствах зрителя, Болтанский, как всякий современный художник (а он все-таки является таковым), боится лишнего пафоса. И на первом этаже флигеля под лестницей, ведущей к инсталляции из пальто, колышутся на стене тени от бумажных силуэтов комичных чертиков, скелетов, черепов и прочей детской безобидной нечисти. Эта игрушечная прелюдия переводит метафизические эксперименты этажом выше в разряд безнадежной утопии -- даже искусство никогда не вернет бабушку с дедушкой. Воскрешения отцов никогда не будет. Призраки Одессы всего лишь ничтожные химеры сознания. 
 
  В Белых Столбах прошел IX Фестиваль архивного кино Предъюбилейный фестиваль Госфильмофонда (в следующем году он пройдет в десятый раз) остался верен себе. По прежнему в Белых Столбах господствует принцип, что смотреть можно (и нужно) абсолютно все, что неважных фильмов в истории кино не бывает и что лучшая концепция -- это отсутствие всякой концепции... >> 
 Выставка Кристиана Болтанского -- лучший иностранный проект Московской биеннале современного искусства Завершилась казавшаяся бесконечной череда вернисажей официальной программы I Московской биеннале современного искусства -- настала пора определять фаворитов... >> 
  На берега Москвы-реки приезжали патриархи ирландского степа Мода, как известно, бросается на потребителя волнами (или потребитель бросается в них). Танцевальная мода не исключение: даже в классическом балете в какой-то момент все театры начинают кроить себе одежку по одним лекалам (занимаясь реконструкцией старинных спектаклей, к примеру), а уж шоу-бизнес только модой и держится... >> |  | 
  18:51, 16 декабряРадикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске 18:32, 16 декабряПутин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд 17:58, 16 декабряЗадержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве 17:10, 16 декабряЕвропарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского 16:35, 16 декабряСаакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия 16:14, 16 декабряАссанж будет выпущен под залог   | 
|  | ||||
|  | Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией | Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |  | |
|  |