N°118
05 июля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.07.2005
Нефтяные цены: замкнутый круг
версия для печати
На этой неделе в шотландском местечке Глениглз лидеры стран «большой восьмерки» соберутся на очередной ежегодный саммит. По традиции главная тема дискуссии -- состояние мировой экономики и возможности для ее роста. Очевидно, что в рамках клуба G8 высокие цены на нефть способствуют экономическому росту лишь одной страны -- России. Для всех других ситуация на нефтяном рынке представляет собой главный фактор, ограничивающий рост экономики.

Год назад, на саммите в американском Си-Айленде, нефтяная тема тоже была одной из главных. Тогда лидеры G8 говорили о необходимости призвать производителей нефти к увеличению объемов добычи. В последнее время большинство политиков, экономистов, отраслевых экспертов сошлись в одном мнении: нестабильность нефтяного рынка продиктована недостатком перерабатывающих мощностей. Именно поэтому и увеличение нефтедобычи, которое предпринимают страны-производители, практически никак не отражается на поведении биржевых котировок. Свой вклад в увеличение добычи вносит и Россия, однако степень ее влияния на рынок нефтепродуктов невелика.

Рынок не уверен, что мировая топливная промышленность сможет обеспечить неуклонно растущие потребности в продуктах нефтепереработки.

Перед лидерами G8 стоит непростая задача. Самое простое, что они могут сделать, -- призвать нефтяные компании активнее инвестировать в нефтепереработку. Но этот призыв должен быть подкреплен стимулирующими механизмами, иначе он будет просто проигнорирован.

Цены на нефть уже несколько раз пробивали психологический уровень в 60 долл. за баррель. И хотя окончательно закрепиться на этой позиции котировкам пока не удалось, эксперты практически не сомневаются, что это вопрос времени. На нефтяном рынке по-прежнему царствуют спекулянты, которые активно разыгрывают практически любую новость, касающуюся добывающей отрасли. Опасения, что какой-либо локальный кризис вызовет нехватку нефти или нефтепродуктов, не дает ценам опуститься на протяжении последних двух лет. Если когда-то котировки, находящиеся на уровне 30 долл. за баррель, вызывали на рынке ужас, то теперь, по прогнозам аналитиков, цены в 80 долл. за баррель вполне могут стать реальностью.

«В прошлом году спекулянты открыли для себя особенности нефтяного рынка и поняли, что в нынешней ситуации играть на повышение довольно легко, поскольку на фоне высокого спроса на цены влияет практически любая новость», -- отмечает аналитик Argus Наталья Борцова.

Стоит отметить, что зачастую цены на нефть движутся вверх вслед за стоимостью конечного продукта -- бензина и дизельного топлива. Сейчас запасы нефти в Америке находятся на уровне около 330 млн баррелей. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта величила выросла почти на 25 млн баррелей в сутки. Однако уровень запасов дизельного топлива и мазута хотя и превышает показатели июня 2004 года, но довольно незначительно. Так что участники рынка опасаются, что осенью печного топлива может просто не хватить.

При этом уже неоднократно сообщалось, что нефтеперерабатывающие мощности в США и Европе загружены практически полностью, так что их не хватает. В Штатах, где сформировалось очень жесткое экологическое законодательство, последний НПЗ был построен в 1970-х годах, в Европе -- в начале 1990-х. Нефтяные компании неохотно вкладывали средства в переработку, поскольку добыча нефти приносит гораздо больше прибыли.

Недавно министр энергетики Катара Абдула бин Хамад аль-Атыя заявил: «Мир не стоит перед нехваткой поставок нефти. Он обеспокоен нехваткой нефтепродуктов, таких как бензин и дизельное топливо, из-за ограниченности мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Это проблема, которой все должны уделять внимание. У ОПЕК нет возможности решить ее».

В последнее время американское и европейские правительства пытаются решить эту проблему. Они ищут альтернативные источники энергии и обещают стимулировать нефтяников увеличить инвестиции в нефтепереработку. Хотя в последнее время она и без того стала прибыльным бизнесом, но как долго сохранится нынешняя конъюнктура -- неизвестно. Ведь высокие цены могут вызвать снижение экономического роста и, соответственно, падение спроса. Причем период окупаемости инвестиций в НПЗ довольно велик.

Российские компании не могут изменить ситуацию на европейском рынке. Как отмечает г-жа Борцова, сейчас продукция отечественных предприятий, за очень редким исключением, не отвечает стандартам, предъявляемым в Европе и Америке к горючему. «Зачем инвестировать в модернизацию заводов, если в России качественное топливо не нужно, а один только экспорт вряд ли поможет компенсировать затраты на переоснащение НПЗ?» -- полагает эксперт.

Дело в том, что продавать качественные нефтепродукты внутри России не имеет смысла. Их цена будет превышать стоимость традиционных для нашей страны видов топлива, так что массового спроса на продукт с пониженным содержанием серы никто не ожидает. Ситуация может измениться только в том случае, если правительство внесет коррективы в действующие экологические нормативы. Однако большой надежды на это нет. «Высокие цены на бензин для кабинета министров политически неприемлемы, и прошлой весной он в очередной раз доказал это. Экологические стандарты топлива не являются приоритетом для правительства», -- уверена аналитик Argus.

Таким образом, сбывать высококачественный бензин и дизель можно только за рубежом. При этом перевозить продукты придется только по железной дороге. Это значительно дороже, чем транспортировка по трубопроводам системы «Транснефтепродукта». Но, попадая в трубу, низкосернистые нефтепродукты будут смешиваться с другими, в результате их качество ухудшится, и продавать их после этого в Европе будет просто невозможно. Стоит также отметить, что российский бензин, даже улучшенного качества, европейцам просто не нужен. Большинство автовладельцев предпочитают использовать в качестве топлива дизель. Так что в регионе и так наблюдается перепроизводство бензина.

Впрочем, ЛУКОЙЛ первым из российских компаний в этом году начал производство дизеля по стандарту Евро-4. Дизельное топливо «ЛУКОЙЛ Евро-4» будет двух видов -- зимнее и летнее. Оно содержит 0,005% серы, то есть в 40 раз меньше, чем предусмотрено российском ГОСТом. Согласно генеральной схеме развития российских НПЗ ЛУКОЙЛа, объемы производства дизельного топлива по стандартам Евро-4 к 2014 году могут составить около 10,6 млн тонн в год. В этом году компания прибрела в Финляндии компании Oy Teboil Ab и Suomen Petrooli Oy, в собственности которых находится 289 АЗС и 132 точки по продаже дизельного топлива.

Но пока российские компании поставляют в Старый Свет главным образом газойль. Его можно транспортировать по трубе. Чаще всего он вообще применяется как печное топливо и качество в этом случае не актуально. В том случае, если газойль используется в качестве «полуфабриката» для производства дизеля, удовлетворяющего стандартам Евросоюза, на европейских заводах он все равно проходит дополнительную очистку. Однако здесь круг замыкается: мощности европейских НПЗ ограниченны, так что проблему может решить только их расширение.
Денис РЕБРОВ, Андрей ДЕНИСОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.07.2005
На этой неделе в шотландском местечке Глениглз лидеры стран «большой восьмерки» соберутся на очередной ежегодный саммит. По традиции главная тема дискуссии -- состояние мировой экономики и возможности для ее роста. Очевидно, что в рамках клуба G8 высокие цены на нефть способствуют экономическому росту лишь одной страны -- России... >>
  • //  01.07.2005
Европейские шансы в конкуренции за российский газ
В последнее время европейские эксперты в области энергетической политики все настойчивее указывают на необходимость детальной разработки и реализации стратегии дополнительных транспортных коридоров для поставок нефти и природного газа в Европу... >>
  • //  01.07.2005
Правительство закончило свою трехмесячную работу над законопроектом «О недрах» и внесло его в Госдуму. В комитете по природным ресурсам и природопользованию нижней палаты парламента предполагают, что документ может быть рассмотрен на пленарном заседании в ноябре... >>
  • //  30.06.2005
Немецкие христианские демократы повернут вспять «красно-зеленую» энергетику
Еще не прошли назначенные на осень досрочные парламентские выборы, победу в которых пророчат партийному блоку ХДС/ХСС, а его лидеры уже сочли необходимым широко обнародовать подходы будущего правительства Германии к проблемам развития энергетики... >>
  • //  30.06.2005
О том, каких перемен в энергетической политике Германии следует ожидать в случае победы на предстоящих выборах консервативного блока ХДС/ХСС, обозреватель «Энергии Европы» Юрий ШПАКОВ беседует со спикером блока по вопросам европейской энергетической политики Куртом Дитером ГРИЛЛЕМ... >>
  • //  30.06.2005
Европейцы размышляют, как не оказаться заложниками поставщиков и транспортировщиков газа
Согласно долгосрочным прогнозам Международного энергетического агентства, Западная Европа и к 2030 году будет крупнейшим мировым импортером природного газа... >>
  • //  30.06.2005
«Газпром» хочет больше зарабатывать в СНГ и странах Балтии
Газовая стратегия России в отношении бывших республик Советского Союза в последнее время очевидно меняется. Применявшаяся ранее политика постепенного перехода к рыночным отношениям, а главное -- ценам, осталась в прошлом... >>
  • //  30.06.2005
1 июля в Германии вступил в силу новый федеральный закон об энергетическом хозяйстве, принятый обеими палатами немецкого парламента после сложных дебатов. Этот законодательный акт с опозданием проводит в жизнь на национальном уровне требования ЕС, намеченные еще на 2003 год... >>
  • //  30.06.2005
Андрис Пиебалгс призывает беречь энергию
Еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс в среде экспертов считается крупным знатоком брюссельских интриг. До назначения на нынешний пост он длительное время курировал вопросы отношений с ЕС в латвийском МИДе. Теперь он возглавляет одно из ключевых и перспективных подразделений Еврокомиссии... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика