N°117
04 июля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.07.2005
Андрей Анненков
Зеркало информационной революции
Страна утренней свежести уходит в технологический отрыв

версия для печати
На прошлой неделе группа журналистов из разных стран мира (в ее составе находился и корреспондент «Времени новостей») посетила Южную Корею по приглашению тамошнего министерства информации и коммуникаций. Корейцы демонстрировали свои информационно-технологические достижения. Вывод из увиденного и услышанного в Сеуле: как бы нашу IT-индустрию не постигла участь отечественного автомобилестроения. Речь идет о риске отстать навсегда. Причем отстать от страны, которая еще на памяти наших современников сама была отсталой.

Корея на букву «ю»

Сеул, как и любой современный город с десятью миллионами населения, контрастен. Пожалуй, в большей мере, чем Москва или Токио. Попытка сфотографировать в деловом квартале корейской столицы трех колоритных уличных торговок приводит к тому, что они издают короткий крик и закрывают лица ладонями. Можно подумать, здесь никогда не видели белого человека с фотоаппаратом. Между тем всего в трехстах метрах от них проходит национальная IT-выставка -- вполне приличная, судя, например, по тому, что на ней есть стенд Microsoft -- компании, игнорирующей подобные российские мероприятия. Открывая выставку, министр IT и связи Дайже Чин говорит о весьма специфических государственных проблемах -- интернет-зависимости (подвержены 3% населения) и спаме.

Корея -- первая в мире страна по числу потребителей услуги широкополосного доступа к сетям передачи данных (более 233 человек на тысячу). Именно потребителей, т.е. купивших эту услугу, а не абстрактных «пользователей Интернета», как у нас. Доступ к широкополосному Интернету здесь недорог, дешевле только в Японии. В идущей на третьем месте Бельгии, для сравнения, в четыре с лишним раза дороже. Аграрная в недавнем прошлом страна построила постиндустриальное общество при жизни одного поколения.

Теперь будет строить нечто и вовсе непонятное. Затеянный государством проект называется u-Korea (от английского ubiquitous -- «повсеместный»). Смысл состоит в том, чтобы компьютеризировать быт, городскую жизнь, бизнес, взаимодействие гражданина с властью, торговлю -- все, что можно и чего пока нельзя. Видео на мобильнике и «цифровой дом» (частные жилища, нашпигованные компьютеризированной бытовой техникой и системами связи) далеко не самые интересные в «ю-Корее» явления. Государство обучает граждан (сейчас учатся 13 млн человек) навыкам использования IT. Причем обучает всех, включая пенсионеров и домохозяек. И если «ю-Корею» на самом деле построят, людей ждет новое качество жизни. Решение проблемы старческого одиночества, телемедицина, персонализация производства товаров. Да мало ли что еще. Единение нации с помощью совершенных систем мобильной связи, в конце концов.

Национальная IT-идея

Проект u-Korea активно пропагандируют внутри страны с помощью рекламных плакатов на улицах Сеула, по ТВ. Тем не менее складывается впечатление, что информационно-технологическая индустриализация здесь не самоцель. Делается то, на что есть спрос. Например, развивается торговля воздухом -- игровыми артефактами. Корейский рынок виртуального добра, которое имеет ценность лишь в моделируемых мирах многопользовательских игр, достиг объема 3 млн долл. в месяц. Пример такого товара -- украшения для машины, на которой игроман совершает заезды в виртуальной гонке. В многопользовательские киберигры играют 10 млн корейцев. В том числе, особо подчеркивает министр Чин, женщины и бизнесмены.

Так что агитировать граждан за дальнейшую компьютеризацию страны в общем-то и не надо. Все и так прекрасно понимают, что в ней есть очевидный смысл. Тем не менее, чтобы было еще доходчивее, IT-министерство провозгласило «Стратегию IT839». Все очень просто: стране нужны восемь общедоступных IT-сервисов (интернет-телефония и мобильное видео в том числе), три элемента IT-инфраструктуры (среди них новый протокол передачи данных в Интернете) и девять информационно-технологических продуктов. Таких, например, как мобильные цифровые телеприемники, совмещенные с телефоном, персональные компьютеры нового поколения и домашние роботы. Получается «8-3-9».

Олигархия

Бизнес в Корее не то что заодно с властью, он с нею сросся. Ему, собственно, и предстоит создавать придуманную чиновниками «ю-Корею». Для приватизированной в 1998-м компании SK Telecom (аналог нашего "Связьинвеста") услуги связи завтра, возможно, уже не будут главным товаром и уж точно не будут единственным. Посетителям офиса SK Telecom в специальном демонстрационном зале показывают «цифровой дом» (на экране установленного в нем бытового телевизора -- титр «IT839 Leading to u-Korea»), мобильные цифровые телеприемники, платежные системы «телефон-банк», технологии связи следующего поколения. Ровно то, что и предначертано IT-министерством.

Журналистам показали также диспетчерский пункт компании. Нечто среднее между нашим Центром управления полетами и диспетчерской крупной энергосистемы. Сетями связи управляют централизованно, резервируя ресурсы, контролируя распределение трафика и работу сервисов. Фотографировать нельзя. Видимо, из-за информации на плазменных панелях, которыми покрыта огромная, этажа в два высотой стена перед дежурными операторами.

Не разрешают фотографировать и на фабриках Samsung. Да там и снимать, собственно, нечего -- цеха, в цехах гермозоны, по гермозонам неспешно передвигаются люди в белых скафандрах. Посетителей заставляют сменить обувь, после чего ведут в здание и дают взглянуть на производственный процесс сквозь стекло: вот, смотрите, благодаря этой фабрике мы вторые в мире после Intel производители микропроцессоров.

IT правят миром

В Samsung, как и принято в IT-индустрии, инженерный интернационал. Чипы проектируют не только аборигены, но и китайские, российские, европейские специалисты. Есть иностранцы и среди высшего менеджмента. Это нормально. Так происходит везде, где у информационных технологий комфортные условия для развития: в индийском Бангалоре, Силиконовой долине, Microsoft и Intel.

Однако IT-индустрия делает богаче не весь мир, а лишь ту страну, на территории которой процветает. Корею, например. На тяжелой и низкооплачиваемой работе здесь, кстати, все больше русских гастарбайтеров. Люди едут из дальневосточной России на заработки (1200--1500 долл. в месяц) в Корею, которая еще несколько десятков лет назад не могла досыта накормить собственных граждан. Невозможно понять, почему Россия, где живет один из самых образованных в мире народов, застряла в предыдущем технологическом укладе и занимает на мировом IT-рынке долю во много раз меньшую, чем должна.

Знакомясь с журналистами из России, г-н Чин со второго раза припомнил фамилию своего российского коллеги: «Я знаю, у вас министра IT зовут Ро... Ри... А! Рейман!» Считает ли глава корейского IT-ведомства конкурентом Россию? Нет, конечно. Едва ли мы можем угрожать рынку телефонов, бытовой электроники и полупроводников, здесь мы лишь потребители. Другое дело софт. В Корее его производят разве что для внутренних нужд и не собираются тягаться с индусами. Но именно это имеет смысл делать нам, и немедленно.
Андрей АННЕНКОВ, Сеул -- Москва


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  04.07.2005
Андрей Анненков
Страна утренней свежести уходит в технологический отрыв
На прошлой неделе группа журналистов из разных стран мира (в ее составе находился и корреспондент «Времени новостей») посетила Южную Корею по приглашению тамошнего министерства информации и коммуникаций. Корейцы демонстрировали свои информационно-технологические достижения. Вывод из увиденного и услышанного в Сеуле: как бы нашу IT-индустрию не постигла участь отечественного автомобилестроения. Речь идет о риске отстать навсегда. Причем отстать от страны, которая еще на памяти наших современников сама была отсталой. >>
  • //  04.07.2005
Организация по стандартизации интернет-технологий утвердила два экспериментальных проекта стандартов по борьбе со спамом, сообщает CNET. Вследствие этого корпорация Microsoft, развивающая собственные антиспамовые технологии, может оказаться в ситуации, когда ее разработки не будут востребованы... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ