N°82
17 мая 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.05.2004
Что видно из тупика
Итоги фестиваля «Арх-Москва»

версия для печати
Фестиваль «Арх-Москва» нынешнего года трудно считать удачей. Вероятная причина -- неустранимое внутреннее противоречие выбранной темы. Дорожный тупик стал символом фестиваля, его «лейблом». Такой символ хорош для маленького литературного эссе, для остроумной инсталляции, для провокационного жеста, аналогичного уколу, щипку, подзатыльнику. Для масштабного фестиваля, само существование которого обязано опровергать идею тупика, пресловутый дорожный знак задирист, но инфантилен. Он блокирует перспективу развития мысли, не позволяет конструировать образ выставки объемно и сложно. Белая стоечка и красная балочка на синем фоне имеют эффект воздействия, аналогичный нецензурному слову: сперва все встрепенутся, потом -- отвернутся. Потому как конфуз. И повиснет неловкая пауза...

Вот эту неловкую паузу в основном и артикулировали кураторы выставки Кирилл Асс и Борис Бернаскони. Изощренная, конечно, задача, но неподдающаяся по определению позитивному (необходимому для жанра фестиваля) решению. Однако нет худа без добра. И неудача нынешнего фестиваля помогла увидеть другие, вылезшие белыми швами на черном респектабельном смокинге «Арх-Москвы» проблемы. Фестиваль существует девять лет. И до сего дня никто из постоянных писателей, читателей и почитателей не сомневался, что его конструкция совершенна. И вот сейчас она развалилась. Рискну навлечь гнев устроителей, но думаю, что виновата не только недодуманная в данном случае мысль проектировщиков. Полагаю, что и с традиционным методом сборки есть проблемы.

Самый уязвимый «монтажный узел»: встреча на «Арх-Москве» зоны коммерческой и зоны некоммерческой. Кураторскому проекту (одной из главных некоммерческих частей выставки) с прошлого года отвели антресольный этаж. Мудрый шаг. В прошлом году этот проект был интересен, в этом -- нет. Потому волей-неволей посетители искали другие зоны «свободного искусства» и отмечали особенности их организации. Лучшие площади выставки (центральные залы второго этажа) отданы рекламным стендам дизайнерских и архитектурных фирм. Это вполне понятно и оправданно. Все-таки «Арх-Москва» должна зарабатывать себе что-то на жизнь. В принципе внутри этого пространства фирмы могут оформлять свои стенды как угодно стремно. К ответу их не призовешь. Они и оформляют: ярко, цветно и броско. По традиции вся эта роскошь подается в интеллигентном обрамлении (по периметру этажа) так называемых «специальных разделов» -- отобранным экспертным советом выставки «Арх-Каталогом» (смотром лучших работ ведущих российских архитекторов), а также другими, маркированными как «чистое искусство» экспозициями. В частности, стендами приглашенных журналом Architectural Digest знаменитых зодчих мира. На первых порах такое соседство отчасти поднимало статус ярмарочной территории, дисциплинировало и обязывало соответствовать... Но количество специальных разделов увеличивается из года в год. И диффузия в пространство пестрой ярмарки не идет на пользу их восприятию.

Пожалуй, наиболее удачным является решение выделить замкнутую анфиладу-каре третьего этажа для работ архитектурных мастерских и студенческих проектов разных стран. Все структурировано очень цельно, внятно. И сами проекты (особенно приглашенной Центром современной архитектуры француженки Одиль Декк) могли бы достойно украсить уже не «Арх-Москву», а Венецианскую биеннале.

Шаг за шагом проблемы экспонирования «Арх-Москвы», конечно, будут преодолеваться. Но лучше, чтобы сильная воля куратора-режиссера уже на будущий год дала возможность «читать» «Арх-Москву» не между строк, а по главам.

Напоследок -- о главных победителях конкурса. Решение жюри давалось с трудом, поскольку основной источник выбора претендентов, «Арх-Каталог», оправдал ожидания лишь отчасти. Однако главный победитель, Юрий Григорян с построенной им виллой в районе Остоженки, был отмечен почти единогласно. На мой взгляд, прекрасное сочетание прагматичности, технологичности и очень обаятельной «сложной простоты» (выраженной хотя бы в бережном и деликатном отношении к материалам, их природным фактуре, цвету, объему) иллюстрирует выведенную гуру мирового дизайна американцем Виктором Папанеком формулу функционального комплекса, все составляющие которого, от эстетической до утилитарной, находятся в абсолютной гармонии. Изящен и победивший в номинации «лучший проект» «лесной домик» Михаила Филиппова: садово-парковая руина в форме Колизея, превращенного в ствол срезанного дерева, проще говоря -- в пенек. Любопытны и некоторые другие работы лауреатов. Однако главным победителем фестиваля я считаю его учредителя -- компанию «Экспо-Парк. Выставочные проекты», невзирая на крупные финансовые затраты и вопреки злобной критике журналистов продолжающую делать главное архитектурное событие года.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.05.2004
«Армейский пирог» на московских экранах
Пирог тут, конечно, ни при чем. В оригинале фильм швейцарца Марка Эшманна называется «На старт, внимание, Чарли!» -- этим энергичным призывом швейцарские солдаты встречают совсем уж безнадежные ситуации. Вроде той, в которую попал главный герой, трепетный юноша Антонио, который решил жениться на дочке итальянского мафиози... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.05.2004
Андрей Кончаловский поставил «Чайку» в Театре имени Моссовета
Сцена стерпит все, так же, как и бумага. Она стерпит любую глупость и любую фальшь, но одно ограничение все же существует: невозможно терпеть отсутствие выражения... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  17.05.2004
Итоги фестиваля «Арх-Москва»
Фестиваль «Арх-Москва» нынешнего года трудно считать удачей. Вероятная причина -- неустранимое внутреннее противоречие выбранной темы. Дорожный тупик стал символом фестиваля, его «лейблом»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.05.2004
В Большом театре готовится вечер одноактовых балетов
Пресс-конференция, на которую перед выходными пригласил журналистов Большой театр, отличалась непривычной, непафосной интонацией. Главные ее герои -- три хореографа, выпускающие в четверг премьеру, -- героями выглядеть не пытались... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  17.05.2004
Продолжается Каннский кинофорум
В пятницу в борьбу за «Золотую пальмовую ветвь» вступил Эмир Кустурица с новым фильмом «Жизнь -- это чудо». За два с половиной часа на экране разворачивается очередная типично кустурицевская история из жизни обитателей страны, которая раньше называлась Югославией: главный герой, железнодорожник Лука, после пленения боснийцами своего сына берет в заложники женщину-мусульманку и постепенно влюбляется в нее. Несмотря на непрекращающийся конфликт народов и отдельных личностей, всепобеждающая балканская витальность (проявляющаяся в том числе и в поистине эдемском многообразии населяющей фильм всевозможной дикой и одомашненной живности) берет свое, и название картины в конце концов перестает звучать иронично. Саундтрек написал сам Кустурица вместе с Дежаном Спаравало, чью скрипку можно было услышать в «Черной кошке, белом коте», а среди актеров видим Стрибора Кустурицу, сына режиссера. Фильм, хотя и не изменил представления о традиционных приемах и интонациях Кустурицы, был воспринят весьма благожелательно. Но третью «Ветвь» (прежде высшей каннской награды были удостоены фильмы Кустурицы «Папа в командировке» (1985) и «Подполье» (1995) ему скорее всего не дадут. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика