N°67
19 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.04.2004
AP
Hyundai намерен обогнать Renault и Volkswagen
Южная Корея через четыре года собирается стать центром роста мирового автопрома

версия для печати
Азиатские производители намерены изменить расстановку сил в мировом автопроме. Перспективы обрести второе дыхание у автомобильной промышленности Старого и Нового Света год от года становятся все более призрачными -- колебание курса валют и падение объема продаж подрывают и без того неблагоприятное финансовое положение ведущих западных автоконцернов.

О своих амбициях потеснить западных соседей уже заявили японские автопроизводители. В начале прошлого года появились прогнозы, что Toyota опередит Ford и займет второе место после General Motors по объему продаж (6,78 млн), но, как выяснилось, система подсчета проданных концерном Ford машин не учитывала грузовые модели и марку Mazda. И хотя Toyota стала третьей, японцы не скрывают стремлений возглавить мировой рейтинг. Между тем конкуренцию Японии в ближайшее десятилетие может составить Южная Корея, отношения с которой и без того осложнены по политическим причинам. Флагман южнокорейского автопрома Hyundai Motor Co Ltd и ее дочернее подразделение компания Kia Motors уже объявили о намерении попасть до 2010 года в пятерку лидеров, подсчитав, что для этого нужно будет выпускать 5 млн автомобилей в год (3 млн -- в Корее и 2 млн -- за рубежом). Два года назад корейцы уже вытеснили японский концерн Honda с седьмой позиции и надеются, что за шесть лет им удастся обогнать французский Renault (сейчас занимает 4-е место) и немецкий Volkswagen (5-е), уступив только Toyota, General Motors и Ford.

Автомобильную промышленность Южной Кореи представляют несколько крупных игроков. Более двух третей рынка занимают Hyundai Motor Co Ltd (10% принадлежит DaimlerChrysler AG) и ее «дочка» Kia Motors Corp, около15% -- Daewoo Automotive & Technology (контролируется американской корпорацией GM), столько же приходится на мелких производителей, таких как Samsung Motors (принадлежит Renault). Присутствие иностранного капитала уже свидетельствует о привлекательности автомобильного рынка Южной Кореи. Сегодня присутствие в Азии -- непременное условие для увеличения продаж западными компаниями.

В 2003 году Южная Корея выпустила рекордное количество автомобилей -- 3,18 млн штук (на долю Hyundai пришлось 1,65 млн, или 51,88%). Предполагается, что к концу нынешнего года объем продаж корпорации Hyundai увеличится на 17,6%, до 3,360 млн. К 2007-му корейцы надеются продавать ежегодно 4,2 млн машин, а к 2010-му -- 5,2 млн. Впрочем, на мотор-шоу в Сеуле была объявлена новая дата вхождения в заветную пятерку -- 2008 год.

Между тем в самой Южной Корее значительно снижается покупательная активность. Несмотря на это корейским производителям удается наращивать рост производства благодаря растущей популярности их машин в Европе и США. Основную надежду они возлагают на расширение продаж за пределами родины. Внутренние продажи Hyundai в марте текущего года снизились по сравнению с показателем за тот же период прошлого года на 28%, совокупный же объем продаж корпорации вырос на 16%, а экспорт -- на 45%. Всего в прошлом году экспорт корейских машин увеличился сразу на 20,3%, за границу корейцы поставили более половины всей произведенной продукции -- 1,82 млн авто (1 млн пришелся на Hyundai). В нынешнем году Hyundai Motor и Kia прогнозируют поднять объем экспорта только в Европу на 40%.

Корейцам уже удалось побить рекорд японских автопроизводителей в Старом Свете -- по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, наибольший прирост по продажам в январе--марте 2004 года продемонстрировали Hyundai, Kia, Daewoo -- 21,5%, японские Toyota, Lexus, Nissan, Mitsubishi, Mazda, Honda, Suzuki достигли роста лишь на 16,4%. Объем продаж концерна Volkswagen (Audi, Volkswagwen, Seat, Skoda) вырос за тот же период всего на 1,4%, Renault -- на 1,6%.

На американском рынке корейцы продвигаются не менее успешно, хотя в последнее время эта тенденция несколько замедлилась. Так, за первые три месяца нынешнего года по отношению к аналогичному периоду прошлого на рынке США рост продаж Toyota составил 13,6%, Honda -- 0,4%. Продажи Volkswagen упали на 21%, а Hyundai -- лишь на 2%.

В России корейские автопроизводители близки к триумфу. Если в I квартале прошлого года Hyundai занял здесь пятое место среди иномарок, то в I квартале нынешнего он оказался уже на втором месте после Ford Focus (который выпускают во Всеволожске). Прирост продаж составил 233,4% (6,7 тыс. против 1,9 тыс.). Четвертое и шестое место в итоговом рейтинге с продажами 6,1 тыс. автомобилей и 4,3 тыс. заняли соответственно Daewoo и KIA. Доля корейских машин на российском рынке составляет уже 28,9%.

Недорогие корейские машины стали еще более доступными в России благодаря организации здесь (и в странах СНГ) сборочных производств. Построенный в 1996 году в Узбекистане автозавод UzDaewoo-auto с участием южнокорейской Daewoo Motor и государственной ассоциации «Узавтопром» экспортирует почти половину своей продукции в Россию. Рассчитанный на выпуск 200 тыс. автомобилей завод произвел в прошлом году 40,5 тыс., 17 тыс. из них было отправлено в Россию (в текущем году предполагается увеличить поставки до 27 тыс.).

Производство Hyundai Accent стартовало на Таганрогском автомобильном заводе (контролирует ростовская ФПГ «Донинвест») в 2001 году. Рассчитанный на выпуск 120 тыс. автомобилей в год ТагАЗ в 2003-м произвел 5,8 тыс. В январе--феврале 2004 года по сравнению с тем же периодом 2003-го производство в Таганроге выросло в 7,6 раза (до 1,8 тыс. авто). А в апреле ТагАЗ запустил в серию легковые автомобили бизнес-класса Hyundai Sonata EF (план на этот год -- 4 тыс. авто).

Старт сборки KIA Spectra на «Ижмаш-Авто» (контролируется самарской группой «СОК») запланирован на ноябрь. Согласно подписанному в октябре прошлого года соглашению с KIA Motors ижевский завод намерен собрать в 2005 году 40 тыс. автомобилей, а к 2007-му -- 120 тыс. Кроме того, сборка автомобилей марки KIA ведется на калининградском «Автоторе» -- в 2003 году было выпущено 7,8 тыс. автомобилей (против 3,5 тыс. машин в 2002-м), а в текущем объем производства увеличится в два раза.

Секрет роста популярности корейских производителей газете «Время новостей» попытался раскрыть директор компании «Карнэт-2000» (российский дистрибьютор Hyundai Motor Co) Роман Хапаев. По его словам, за последние несколько лет корейцы проделали колоссальную работу по улучшению качества своей продукции, что в сочетании с низкой ценой (на 15--20% меньше цены аналогичных европейских моделей) приносит удвоенный результат. «Статистика гарантийных обращений, составленная английским агентством Guarante Direct, свидетельствует, что количество жалоб на качество корейских автомобилей значительно сократилось и Hyundai уже значится на шестом месте после японцев и американцев, обойдя все немецкие и французские марки», -- говорит Хапаев. Забота о качестве -- мера скорее вынужденная. Соответствие взыскательным вкусам западного потребителя стало для корейцев непременным условием конкурентоспособности. «На американском рынке Hyundai, к примеру, предлагает беспрецедентную гарантию на свои автомобили -- десять лет, на британском -- пять. Это свидетельствует о том, что производитель уверен в качестве своей продукции», -- продолжает г-н Хапаев.

По его словам, программа по вхождению Hyundai в мировую пятерку автоконцернов состоит из пяти пунктов. Первый предусматривает усиление продуктовой линейки во всех сегментах и подсегментах модельного ряда. К примеру, KIA Motors в ближайшие три года собирается удивить своих покупателей сразу 16 новыми моделями машин. Причем если до сих пор «дочка» Hyundai ориентировалась на «народный автомобиль», то теперь принято решение активно осваивать более высокий ценовой сегмент.

Второй пункт программы предписывает создание глобальной инфраструктуры производства. Сегодня помимо трех заводов в Южной Корее (суммарной мощностью чуть менее 2 млн авто в год) зарубежная производственная база Hyundai Motor Company включает предприятия в 10 странах мира и позволяет ежегодно производить 300 тыс. автомобилей. Готовятся новые плацдармы для расширения экспансии на американский и европейский рынки. В марте 2005 года Hyundai намерена начать выпуск автомобилей на своем первом американском заводе в Монтгомери (штат Алабама) мощностью 300 тыс. машин в год. Собственное производство в Словакии дочернее предприятие Hyundai Kia планирует запустить во второй половине 2006 года. Завод в Словакии станет крупнейшим инвестиционным проектом компании в Европе в 2004 году (стоимость завода -- около 1 млрд долл.), и после его старта Kia намерена увеличить европейские продажи более чем вдвое, до 500 тыс. машин к 2008 году.

Третий пункт направлен на повышение ценности марки для потребителя (речь идет об улучшении потребительских качеств при доступной цене). Четвертый -- на создание экологически чистого автомобиля. Так, до 2008 года инвестиции в создание экологических технологий составят 588 млн долл. Также компания намерена инвестировать около 400 млн долл. в модернизацию и создание новых двигателей, 180 млн долл. -- в разработку газовых двигателей.

Наконец, спонсорские программы концерна по поддержке спорта, в первую очередь футбола и ралли, и за счет этого формирование имиджа спортивного, динамичного и вместе с тем комфортного и безопасного автомобиля. Информация о том, что южнокорейский флагман рассматривает возможность создания собственной заводской команды для участия в «Формуле-1», наподобие команды Ferrari или Toyota, просочилась в прессу в прошлом году. По некоторым данным, подобные планы Hyundai вынашивает уже несколько лет, но реализовать их помешал экономический кризис, вспыхнувший в азиатском регионе во второй половине 90-х.
Яна ВИКТОРОВА


  НА РЫНКЕ  
  • //  19.04.2004
AP
Южная Корея через четыре года собирается стать центром роста мирового автопрома
Азиатские производители намерены изменить расстановку сил в мировом автопроме. Перспективы обрести второе дыхание у автомобильной промышленности Старого и Нового Света год от года становятся все более призрачными -- колебание курса валют и падение объема продаж подрывают и без того неблагоприятное финансовое положение ведущих западных автоконцернов... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ