N°220
01 декабря 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.12.2004
Александр Миридонов
Босфор не обойти
Россия пытается помочь Турции организовать движение судов в черноморском проливе

версия для печати
Российское правительство, судя по всему, не спешит приступать к строительству нефтепроводов в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Более того, пока чиновники даже не определились, какой из существующих проектов наиболее привлекателен и экономически эффективен. Хотя ранее сообщалось, что в середине декабря Россия, Греция и Болгария подпишут меморандум о строительстве трубы из болгарского Бургаса в греческий Александруполис, которая и должна разгрузить Босфор и Дарданеллы. Поэтому пока Россия намерена предложить Турции помощь и содействие в организации движения судов по Босфору. Вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко после окончания заседания российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству заявил: «Мы (Россия. -- Ред.) предлагаем содействие по оптимизации процесса продвижения судов в проливе (Босфор. -- Ред.)».

Как известно, через турецкие проливы российская нефть попадает на средиземноморский рынок. В прошлом году таким путем экспортировано около 60 млн тонн сырья. Однако Турция ужесточила условия прохода судов через Босфор и Дарданеллы, что в совокупности с неблагоприятными погодными условиями несколько раз приводило к возникновению серьезных пробок. Для решения этой проблемы было разработано несколько проектов строительства нефтепроводов по суше, в обход проливов. Наиболее «продвинутым» до недавнего времени казался проект Бургас--Александруполис. В начале ноября группа чиновников из профильных министерств Болгарии, Греции и России парафировала меморандум о его прокладке. Тогда же неофициально сообщалось, что подписание документа запланировано на середину декабря. Но оказалось, что до начала строительства еще далеко.

«У нас (в министерстве. -- Ред.) на столе 12 проектов по обходу черноморского пролива, таких проектов появляется по одному в год», -- сказал вчера г-н Христенко. По его словам, окончательное решение будет приниматься исходя из «экономики проекта, чтобы транспортировка по обходному маршруту не была дороже транспортировки по проливу». А значит, уверен министр, потребуется режим преференций со стороны тех стран, по территории которых пойдет труба. «Это непростая тема. Мы будем обсуждать ее и дальше, сохраняя при этом надежный и безопасный режим движения судов по Босфору», -- заявил он.

Стоит отметить, что до недавнего времени ЛУКОЙЛ, который выражал заинтересованность в проекте Бургас--Александруполис, не мог договориться с греческой стороной о тарифе на прокачку по будущему нефтепроводу и даже призывал в помощники «Транснефть». Однако две недели назад глава транспортной компании Семен Вайншток назвал проект экономически невыгодным. Да и в ЛУКОЙЛе заявляют, что потеряли интерес к нему.

В Минпромэнерго сообщили вчера, что в проекте меморандума, который должны вскоре подписать Россия, Болгария и Греция, «стороны отметят взаимный интерес к нефтепроводу», а также приложат «усилия для разработки ТЭО». Кроме того, Россия обязуется содействовать в создании международной компании-оператора по проекту. Но поскольку конкретные условия строительства должны отражаться в межправительственных соглашениях, подготовка которых начнется лишь после подписания меморандума, он остается ни к чему не обязывающим документом.

Тем более что российские чиновники продолжают рассматривать альтернативные проекты. Как сообщил г-н Христенко, вчера на заседании комиссии турецкая сторона предлагала варианты строительства трубопроводов для транспортировки нефти по ее территории. Но, как отмечают эксперты, в этом случае зависимость от Турции сохраняется. Сторонником одного из турецких маршрутов была «Транснефть».
Денис РЕБРОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.12.2004
Кирилл Каллиников
Газовая монополия может стать и нефтяной
Круг замкнулся. Самый ценный актив ЮКОСа приобретет компания, которой руководит Сергей Богданчиков. О чем вчера сам он и объявил... >>
//  читайте тему:  "Газпром" и "Роснефть"
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  01.12.2004
Reuters
«Совкомфлот» убеждает «Газпром» сжижать газ, а не строить Северо-Европейский газопровод
Обилие проектов и новых направлений развития бизнеса в «Газпроме» породило их конкуренцию. Бывший топ-менеджер «Газпрома», а ныне заместитель генерального директора госкомпании «Совкомфлот», осуществляющей морские грузовые перевозки, Александр Красненков сделал доклад о пользе развития в России экспорта сжиженного природного газа (СПГ)... >>
  • //  01.12.2004
Александр Миридонов
Россия пытается помочь Турции организовать движение судов в черноморском проливе
Российское правительство, судя по всему, не спешит приступать к строительству нефтепроводов в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Более того, пока чиновники даже не определились, какой из существующих проектов наиболее привлекателен и экономически эффективен... >>
  • //  01.12.2004
Anglo Gold Ashanti наращивает золотые запасы в России
Вторая в мире по объему золотодобычи южноафриканская компания Anglo Gold Ashanti продолжает экспансию в России... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама