N°19
05 февраля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.02.2004
Герман. Настоящий, но «маленький»
В кинотеатре «Ролан» премьера фильма «Последний поезд»

версия для печати
Немецкий военный врач -- тучный, немолодой, штатского вида человек -- отправляется с назначением на Восточный фронт. Он выходит из поезда на каком-то разъезде, садится в машину и долго едет по заснеженным равнинам, и это все еще в пределах человеческого разумения -- машина, шофер, чемодан, дорога. Но когда доктор прибывает на место, выясняется, что линия фронта прорвана, русские наступают, раненых эвакуируют, в госпитале неразбериха. Почему-то доктор не отправляется обратно, а доверчиво и бестолково остается с озверевшими от отчаяния эвакуаторами, офицерами, обеспечивающими прикрытие. Они уже давно существуют на грани безумия, не пытаясь понять происходящее и как-то на него подействовать. Из разрушенного госпиталя доктор уходит пешком, пытаясь найти своих, просто выбраться из ужасного пространства, где нет никаких условных вешек, принятых в обществе и помогающих ориентироваться. Пусто, холодно, страшно. В лесу нет направления, доктор и примкнувший к нему почтальон двигаются наугад, пугаясь встречных, про которых ничего не известно. Убить может любой и по любому поводу. Жизнь не стоит ничего, и доктор, еще вчера живший своей одинокой и несчастливой, но нормальной жизнью, теперь просто бредет по зимнему лесу, без дороги, без еды, без шапки, без понимания, зачем и кому все это нужно.

Что особенно интересно. Во-первых, то, что снявший фильм «Последний поезд» Алексей Герман -- сын знаменитого режиссера Германа и сценаристки Светланы Кармалиты. Поэтому сравнения с прославленными родителями ему не избежать. Пытаясь опередить возможные упреки в подражательстве, юный Герман признается, что эстетика, в которой снимает его отец, ему очень близка: «Есть особая пластика, которая едина для определенного круга режиссеров -- отцу она наиболее удается. Это то, что я люблю и что мне кажется правильным». И действительно -- его фильм снят на черно-белой пленке, все подробности и детали по-документальному реалистичны, действие развивается неторопливо и обстоятельно, камера не боится ужасов физиологизма: агония умирающей на коленях доктора партизанки показана крупным планом. То есть внешние признаки фильмов Германа-старшего налицо. (Кстати, несмотря на то что в ролях заняты российские актеры, говорят в фильме по-немецки: озвучить героев для большей натуральности были специально приглашены «носители языка».)

Преемственность наблюдается и на уровне сценария -- взята история вроде бы простая, но вывернутая затейливым образом. Доктор-то -- немец, то есть «фашист», но при этом тонкий и благородный человек, случайная жертва обстоятельств, и хотя сейчас, спустя столько лет, к событиям далекой войны уже можно отнестись философски, все-таки определенная смелость для такого выбора нужна. Герман-младший имеет объяснение своему решению -- ему, оказывается, хотелось ответить немецким режиссерам: «Они не избавились от комплексов, русские в их фильмах неестественные. Мой фильм -- ответ им». То есть Герман хотел вроде бы показать, что русские режиссеры не боятся быть объективными, и потому его герой -- немецкий доктор, а не русский. Впрочем, я думаю, главная причина того, что доктор стал немцем, объясняется желанием режиссера исследовать «трагедию интеллигенции, эгоцентрической личности во времена, когда человеческая жизнь ничего не стоит». Потому-то герой -- европеец, представитель цивилизации, построенной на принципах индивидуализма, человек, воспитанный на уважении к приватному, частному... Есть в картине и две русские женщины (партизанки? беженки?), и у них тоже есть воспоминания о прежней жизни, в которой они были нормальными людьми, но их женственность обречена как-то изначально, контраст менее ярок. Беспомощность мужчины, военного, и к тому же доктора, должна чувствоваться острее, трагичнее.

Беззащитность человека -- живого, теплого, нежного -- среди грубого, бесчувственного, агрессивного мира действительно очень германовская тема. Старший Герман ощущает ее необыкновенно остро, мне кажется, что подсознательный страх перед насилием, понимаемым очень широко, как любое вмешательство «чужого» в «свое», -- вообще главная движущая сила его творчества.

Младший Герман, как кажется, этот страх понимает, но скорее осознает, чем чувствует. В нем вообще очень сильно рациональное начало, его отношения с миром -- если судить по поведению на пресс-конференциях и фестивалях и прежде всего по самому дебюту -- построены на прочной основе здоровой уверенности в себе и окружающем мире. И история, рассказанная в его фильме, несмотря на стилистику документальной драмы, больше похожа на экзистенциальный экзерсис, в котором все обстоятельства условны.

Есть разница между иррациональным ужасом хрупкого «я» в жестоком мире, всегда чреватом катастрофой, -- очень важное ощущение для безрелигиозного сознания ХХ века -- и заключением о том, что «наши переживания до фени окружающему миру», как сформулировал Герман-младший основную тему своего фильма на одной из пресс-конференций. И эта разница -- раз уж поле сравнений так четко определено -- мешает мне полностью принять «Последний поезд» в гораздо большей мере, чем некоторая рыхлость его структуры. Рыхлость, вызванная скорее всего тем внешним обстоятельством, что задумывалась картина как короткометражная, но в процессе съемок автор увлекся, сценарий переписывался на ходу, и в конце концов материала хватило на большую картину.

Между тем фильм очень многим нравится. Он уже участвовал во многих фестивалях. По словам самого режиссера, в Венеции только один голос решил вопрос в пользу приза за дебют «Возвращению» (в результате «Последний поезд» удостоился специального упоминания Жюри дебютов). На фестивале в Салониках «Последний поезд» получил главный приз за лучший фильм и приз ФИПРЕССИ. Как лучший фильм отмечен на международном фестивале дебютов «Молодость» в Киеве и на фестивале «Сталкер». В Анапе на «Киношоке» -- награжден за лучшую режиссуру.

В будущем младший Герман хотел бы снять фильм либо о преддверии Октябрьской революции, либо о последнем мирном лете в России перед первой мировой войной. Его занимает мысль о том, что глобальные исторические события не сразу меняют жизнь обычных людей.
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.02.2004
Императорскую коллекцию ювелирных изделий выкупили, чтобы вернуть домой
Финал истории, рассказанной в первом после Нового года выпуске нашей газеты, вышел почти феерическим. Вся коллекция изделий знаменитого ювелира русского Императорского двора Карла Фаберже, принадлежавшая наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса, не будет выставлена на торги апрельского аукциона Sotheby's. Она просто приедет домой, то есть в Россию... >>
  • //  05.02.2004
В кинотеатре «Ролан» премьера фильма «Последний поезд»
Немецкий военный врач -- тучный, немолодой, штатского вида человек -- отправляется с назначением на Восточный фронт. Он выходит из поезда на каком-то разъезде, садится в машину и долго едет по заснеженным равнинам, и это все еще в пределах человеческого разумения -- машина, шофер, чемодан, дорога... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.02.2004
Двенадцать поединков на телеканале «Культура»
Двенадцатисерийная программа «Есть упоение в бою...» (канал «Культура») обещает стать по-настоящему ярким событием. Порукой тому не только первая серия («Поединок с судьбой»; была показана 3 февраля), где четко вводится концепция и наглядно демонстрируется поэтика цикла, но и имя автора-ведущего... >>
  • //  05.02.2004
Сегодня открывается Берлинский кинофестиваль
Наверное, не случайно более полувека назад, в 1951 году, первый Берлинский кинофорум открылся премьерой «Ребекки» Альфреда Хичкока -- с его любимой темой оправдания невиновного, несправедливо заподозренного в несовершенных им преступлениях... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  05.02.2004
Ольга Славникова защищается от обвинений в плагиате
Писатель Ольга Славникова сочинила роман «Бессмертный». Роман был опубликован в журнале «Октябрь» в июне 2001 года. Незамеченным он не остался, получил малую премию Аполлона Григорьева, был включен в шорт-лист премии имени Белкина и «Национального бестселлера», входил в число номинантов на «Букера»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика