N°11
26 января 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.01.2004
Играем в актуальность
Модная проза и АРССу приятна

версия для печати
Критики -- люди своеобычные. И разные. Лауреатами премии Аполлона Григорьева, то есть писателями, создавшими в 2003 году наиболее значимые произведения, стали Юрий Арабов (роман-мартиролог «Биг-бит» -- «Знамя» №№ 7--8), С. Витицкий, он же Борис Стругацкий (роман «Бессильные мира сего» -- СПб., «Амфора») и Виктор Пелевин (сборник «Диалектика переходного периода (из ниоткуда в никуда)» -- М., «Эксмо»). К такому выводу после многочасовой дискуссии пришли члены Академии русской современной словесности, которым ныне выпал жребий войти в «аполлонгригорьевское» жюри. Это Павел Басинский (председатель), Наталья Иванова, Александр Генис (Нью-Йорк), Валентин Курбатов (Псков) и Самуил Лурье (СПб). Услышав из уст президента Академии Сергея Чупринина эту впечатляющую новость, прочие члены АРСС, литераторы и журналисты, кажется, испытали легкий шок. Но быстро с ним справились.

Решение можно счесть экстравагантным, но никак не бессмысленным. В эстетической вменяемости никому из пяти критиков-судей не откажешь. Разумеется, они знают цену тем бесспорным поэтическим шедеврам, что увидели свет в минувшем году и были выдвинуты на соискание экспертной премии: подборке Инны Лиснянской «Сорок дней» и сборнику Олега Чухонцева «Фифиа» (я бы поставил в этот ряд и книгу Максима Амелина «Конь Горгоны»). Окажись на месте поэтов наиболее яркие прозаики 2003 года (например, Ирина Полянская с подборкой «знаменских» рассказов или Валерий Исхаков с романом «Жизнь ни о чем»), непременно вспыхнула бы конфликтная дискуссия. Сейчас же спорить не о чем -- жюри послало читателям и литераторам вполне доступный месседж: мы выбираем актуальность, успех, культовость.

Конечно, и при такой установке были возможны варианты. Пожалуй, решение выглядело бы более последовательным, попади в компанию к Пелевину Борис Акунин («Алмазная колесница»; третий роман о Пелагии на премию не выдвигался) и Дмитрий Быков («Орфография»). Но и сформированная тройка лауреатов вполне убедительна.

Культовость сочинений С. Витицкого держится не только общеинтеллигентской истовой любовью к братьям Стругацким, но и умением автора соответствовать своеобразию текущего момента. Высокомерного скептицизма и отвращения к насквозь бессмысленному, жесткому и коварному бытию в романе «Бессильные мира сего» не меньше, чем в «ДПП (nn)». И сочувствия к главному герою, натворившему чертову тучу странных и страшных дел, но все равно -- неподсудному, там тоже не меньше, чем у Пелевина, низвергшего и «опустившего» центрального персонажа романа «Числа», но в конце концов позволившего ему выскользнуть из мира тотальной лажи в вожделенное «никуда» (пустоту, Внутреннюю Монголию и т.п.), на сей раз поименованное всего лишь «шенгенской зоной». (Счастливый исход для своих двойников Пелевин обеспечивал всегда -- в «Жизни насекомых», «Желтой стреле», «Чапаеве и Пустоте», «Generation «П».) Правда, в романе С. Витицкого (кстати, написанном, на мой взгляд, лучше, чем его предыдущее сочинение) можно расслышать и совсем другие мотивы, но автор, крепко держащийся за фирменно стругацкое «все сложнее», вряд ли будет возражать против «продвинутой» трактовки его творения.

Что до мемуарной фантазии Арабова, то там мы скорее имеем дело с культовым предметом (миф ливерпульской четверки и миф советской битломании), чем собственно с культовым текстом. Но, во-первых, прицел на всеобщий «ах» у Арабова вполне ощутим, во-вторых, в литературной жизни всяко бывает -- вдруг и сработает. Потому как есть еще в-третьих: «Биг-бит» (и в этом отношении роман близок созданиям двух других лауреатов) -- книга откровенно похоронная (на то и подзаголовок) и если к кому снисходительная, то лишь к нежному и удивительному центральному персонажу, за которым маячит автор. А плач по себе, любимому, нынче весьма в моде. Вне зависимости от идеологических и эстетических аранжировок. Что и доказало нынешнее жюри, собравшее критиков весьма разных ориентаций.

По оглашении тройки лауреатов судьи сообщили, что окончательный вердикт потребует новых напряженных споров, а покамест еще ничего не решено. Это обычная практика премии Аполлона Григорьева, и хотя при избранной судьями стратегии Пелевин смотрится абсолютным лидером, в принципе возможны и два других итога. Последовательность -- штука хорошая, но и в отклонениях от доктрины есть свой шарм. Главное уже сделано -- академики громко заявили о своей ориентации на актуальную словесность. Станет ли лауреатом большой премии Пелевин (прозу которого я оцениваю резко отрицательно), Витицкий («Бессильные...» мне скорее нравятся) или Арабов (к роману которого не отношусь никак) -- ситуации это не изменит. Промежуточное решение тут важнее окончательного (кажется, так бывает почти всегда) -- а уж темой для разговоров (победительных, злорадных, недоуменных и проч.) литераторская и окололитературная тусовка на месяц обеспечена.

Увы, только на месяц. Масленица, когда по традиции вручается «григорьевка», в этом году ранняя -- начинается 16 февраля. На этой развеселой неделе мы все и узнаем.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  26.01.2004
Виктор Баженов
Хельмут Ньютон погиб за рулем своего автомобиля
Хельмут Ньютон, звезда гламура и модной фотографии, погиб 23 января около полудня. Он выезжал со стоянки гостиницы «Шато Мармон», когда, по свидетельству очевидцев, его машина -- спортивный «Кадиллак», -- резко и внезапно набрав скорость, врезалась в стену... >>
  • //  26.01.2004
Объявлены претенденты на участие в "Евровидении" от России
Набор потенциальных претендентов пестрый как никогда: Анастасия Стоцкая, дуэт Smash, «ВИА Гра», Верка Сердючка. Артисты мало схожие, хотя формально двух первых претендентов объединят участие и победа на юрмальской "Новой волне", двух вторых -- украинское происхождение... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.01.2004
Балетная труппа Большого театра сегодня возвращается из Парижа
Репутации делаются на родной сцене -- обретают устойчивость на чужой. Большой отправлялся во Францию не без трепета: не были тринадцать лет, теперь -- новый гендиректор, новый худрук, новый курс, новые для Парижа лица и ноги. Как-то примут?.. >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  26.01.2004
Модная проза и АРССу приятна
Критики -- люди своеобычные. И разные. Лауреатами премии Аполлона Григорьева, то есть писателями, создавшими в 2003 году наиболее значимые произведения, стали Юрий Арабов (роман-мартиролог «Биг-бит» -- «Знамя» №№ 7--8), С. Витицкий, он же Борис Стругацкий (роман «Бессильные мира сего» -- СПб., «Амфора») и Виктор Пелевин (сборник «Диалектика переходного периода (из ниоткуда в никуда)» -- М., «Эксмо»)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  26.01.2004
Министр культуры РФ Михаил Швыдкой дал интервью Интерфаксу, рассказав о судьбе «Балдинской коллекции», состоящей из произведений европейских художников из собрания Бременского кунстхалле, вывезенной из Германии капитаном Советской армии Виктором Балдиным в июле 1945 года... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ