N°97
30 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЯНТАРЯ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  30.05.2003
Царскосельские «кроссворды»
версия для печати
Реконструкция Янтарной комнаты, завершенная точно к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, началась в Советском Союзе еще в 1979 году. Однако проект тогда пришлось официально заморозить в связи с хронической нехваткой финансирования. Работы в прежней Янтарной комнате снова смогли сдвинуться с места в конце 90-х, когда немецкая газовая компания Ruhrgas из Эссена гарантировала предоставление 3,5 млн долларов. Условием немецких спонсоров (которое в результате точно выполнено российскими мастерами) было открытие Янтарной комнаты к юбилею северной столицы России.

Российский министр культуры Михаил Швыдкой, принимая в составе экспертной комиссии уже готовую к официальному открытию Янтарную комнату, называл ее «уникальным проектом в истории культуры». С этим невозможно не согласиться. Стоит только представить себе, что 50 петербургских мастеров-реставраторов, работая по одиннадцать часов в сутки, вырезали по сохранившимся чертежам, рисункам и фотоснимкам почти полмиллиона янтарных плиток для облицовки стен! Около шести тонн окаменевшей смолы доисторических деревьев пошло на их изготовление. Все занятые в реализации этого проекта -- мастера высочайшей квалификации, тщательно изучившие секреты ремесленников XVIII века.

Цель, которая стояла перед реставраторами, -- воссоздать до мельчайших деталей уникальное произведение. Но речь при этом шла в первую очередь о серьезной научной проблеме, решение которой началось с исследовательских и проектных проработок. Для этого было необходимо получить доступ к архивным источникам Государственного управления по охране памятников, Института археологии, Государственного историко-архивного управления, запасникам крупнейших петербургских музеев и фотовыставок, многочисленным научным и историческим материалам. Восстановительные работы велись, в частности, на основе фотодокументов, изготовленных в ходе подготовки запланированной незадолго перед войной реконструкции Янтарной комнаты. Именно на них и удалось запечатлеть ее существенные детали, включая сложнейшую световую гамму. Эти материалы удалось разыскать среди эвакуированных экспонатов Екатерининского дворца. Среди них сохранились и некоторые детали декора, которые помогают сегодня разгадать цветовые тайны прежних янтарных панелей.

Коллективу реставрационной мастерской под руководством Бориса Игдалова удалось, казалось бы, невозможное. Стены мастерской увешаны фотографиями Янтарной комнаты в многократном увеличении. Прежде чем приступить к работам на янтаре, каждый фрагмент облицовки приходилось сначала, используя архивные источники, изготавливать из пластилина. Затем после тщательного обследования полученной модели группой экспертов давалось добро для гипсового образца. Он и служил образцом уже для резчиков по янтарю. Здесь от мастеров требуется особый «вкус» на янтарь -- ведь воссоздание из небольших янтарных плиток панно, повторяющего по форме и цвету все оттенки исчезнувшего оригинала, является почти неразрешимой задачей. На одном из последних этапов «технологической цепочки» с помощью специальной мастики, сваренной по особому старому рецепту из смол и клея, тонкие пластинки янтаря вместе с произведениями резчиков складываются на специальной большой панели. Для удобства мастера именуют ее между собой «кроссвордом». В результате обработки одного килограмма драгоценного янтарного сырья даже при строжайшей экономии остается лишь 150 граммов материала, пригодного для использования.
Петер АНТОШЕВСКИЙ

  ЭНЕРГИЯ ЯНТАРЯ  
  • //  30.05.2003
Берлинец Гюнтер Вермуш в кругу экспертов и любителей-знатоков считается непререкаемым авторитетом, судьей в последней инстанции, когда речь заходит о возможных новых следах исчезнувшего восьмого чуда света. Не опустятся ли окончательно руки у тех, кто уже успел отдать годы своей жизни поискам Янтарной комнаты? «Для истинных следопытов вообще никаких препятствий не существует, -- уверяет меня Вермуш. -- С точки зрения здорового рассудка большинство из них давно понимают, что оригинального шедевра больше не существует. Однако это еще далеко не причина, чтобы остановить охоту». Да он и сам, автор нескольких книг, документирующих приключения местных янтарных кладоискателей, не собирается отказываться от своего переросшего с годами в профессию хобби... >>
  • //  30.05.2003
Восстановленная Янтарная комната стала важным импульсом в культурном германо-российском диалоге
В немецких массмедиа бременского профессора Вольфганга Айхведе называют «экспертом по трофейному искусству». Однако это направление в исследовательской работе известного ученого-политолога возникло сравнительно недавно. Профессор Айхведе возглавляет Институт Восточной Европы Бременского университета с самого его основания в 1982 году. Тогда это научное заведение носило название «Исследовательский центр независимой литературы и общественных движений». Он был создан с целью «документирования и исследования современного развития в культуре и обществе стран Центральной и Восточной Европы». Главными предметами изучения коллектива ученых под руководством профессора Айхведе были независимое художественное творчество и «интеллектуальная продукция подполья». За годы существования Института Восточной Европы там удалось собрать наиболее авторитетную в мире библиотеку «самиздата» советских времен >>
  • //  30.05.2003
С древних времен янтарь называют «золотом моря», «северным золотом». А древнеримский поэт Овидий две тысячи лет назад углядел в нем «слезы богов». Да и теперь кое-кто считает, что эта дошедшая до нас окаменелая смола доисторических деревьев обладает магической силой. Злостные курильщики, например, уверяют, что янтарные мундштуки якобы снижают вред никотина... >>
  • //  30.05.2003
Реконструкция Янтарной комнаты, завершенная точно к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, началась в Советском Союзе еще в 1979 году. Однако проект тогда пришлось официально заморозить в связи с хронической нехваткой финансирования. Работы в прежней Янтарной комнате снова смогли сдвинуться с места в конце 90-х, когда немецкая газовая компания Ruhrgas из Эссена гарантировала предоставление 3,5 млн долларов. Условием немецких спонсоров (которое в результате точно выполнено российскими мастерами) было открытие Янтарной комнаты к юбилею северной столицы России... >>
  • //  30.05.2003
Спонсорство входит в арсенал средств крупных компаний, с помощью которых они знакомят общественность со своей деятельностью, и выходит за рамки узких коммерческих целей и непосредственных коммерческих интересов компаний. Ruhrgas также использует спонсорство, чтобы вести диалог с общественностью о своих продуктах и услугах, а также о самой компании, ее месте в экономике и обществе... >>
  • //  30.05.2003
Заместитель председателя правления Ruhrgas Ахим МИДДЕЛЬШУЛЬТЕ отвечает на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Юрия ШПАКОВА... >>
  • //  30.05.2003
-- Янтарная комната -- удивительный результат труда немецких ремесленников. Это выдающийся памятник прикладного искусства, и, конечно, ее ценность связана с ее исторической судьбой. Она производит уникальное впечатление -- это, безусловно, шедевр. Когда входишь в зал, испытываешь потрясение от того, что пространство абсолютно светоносно. Ведь старая Янтарная комната была покрыта олифой, из-за которой цвет янтаря темнел. Со временем, конечно, и новая Янтарная комната покроется патиной. Но сейчас она вся сияет. Ощущение полного восторга... >>
  • //  30.05.2003
-- Я рад тому, что щедрая поддержка со стороны немецкого предприятия открывает возможность того, что все мы вновь можем восхищаться легендарной Янтарной комнатой в том месте, где она находилась. Бесспорно, возвращение Янтарной комнаты в Санкт-Петербург является одним из самых прекрасных проектов нашего сотрудничества в области культуры. Янтарная комната стала символом примирения и знаком дружбы между Германией и Россией. Мы пока смогли залечить далеко не все раны войны и не можем делать вид, будто не было страданий в нашей истории. Но когда возникает возможность, чтобы сгладить их, мы должны воспользоваться такой возможностью. >>
  • //  30.05.2003
Среди произведений мирового искусства Янтарная комната определенно принадлежит к числу наиболее оригинальных. И как никакое другое произведение искусства, она одновременно стала символом многообразной истории отношений между Германией и Россией в течение ушедших столетий, несущим в себе изрядную порцию мистического заряда... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ