N°96
29 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.05.2003
Правда поэта
Издана новая биография Осипа Мандельштама

версия для печати
О Мандельштаме пишут сейчас не много, а очень много. Обнаруживают реминисценции и отвергают найденные, созидают мифы и их разоблачают. Трактуют иудейские и христианские мотивы, сопоставляют с Данте, Пушкиным и газетными передовицами, не обходят вниманием эротику, политику, философию и гастрономические пристрастия. Ерунды, конечно, хватает, но и сделано совсем не мало. В таком контексте появление «еще одной» книги о Мандельштаме провоцирует настороженность. В нашем случае -- лишнюю.

Олег Лекманов -- филолог сравнительно молодой, но редкостно энергичный -- написал живую и умную книгу. Документальное повествование «Жизнь Осипа Мандельштама» действительно строится на документах, но достоинства его не сводятся к аккуратной работе с фактами. Ведя речь о семье, Тенишевском училище и Цехе поэтов, революции и гражданской войне, влюбленностях и словно предначертанном свыше союзе с Надеждой Хазиной, скандале вокруг перевода «Тиля Уленшпигеля» и службе в «Московском комсомольце», путешествии в Армению и возвращении в «буддийскую Москву», аресте, воронежской ссылке и колымском финале, Лекманов ни на миг не дает забыть читателю -- все это жизнь поэта. Стихи с непостижной уму точностью свидетельствуют о сути -- о духовном выборе и судьбе, о «противочувствиях», без которых нет поэта.

Образ поэта (любого) сохраняется в легенде и анекдоте. Спорить с ними невозможно, как невозможно их просто суммировать. Важно понять, почему байки о «ернике» Лермонтове не схожи с побасенками о «запойном мизантропе» Баратынском, а некрасовский миф резко отличается от фетовского. Не менее важно отыскать зерно, из которого растут и забавные (часто с привкусом глумливой сплетни) историйки и пафосные (подчас до безвкусицы) гимны. Здесь необходим не только опыт историка, знающего, как лихо врут документы и мемуары, но и литераторский такт, неотделимый от такта человеческого, от душевного внимания к противящейся однозначным «прочтениям» личности. Человек -- «закрытая книга», и «всей правды» о Мандельштаме (Шуберте, Рафаэле, Александре Македонском, соседе по лестничной площадке) мы никогда не узнаем. Можно лишь оборонять героя от «колючей неправды» -- сопоставляя факты, сверяя сегодняшние представления с «шумом времени» и помня, что «есть ценностей незыблемая скала».

В книге Лекманова есть зоркие наблюдения над стихами и убедительные опыты психологических реконструкций. Автор не прячет «странностей» героя и обходится без «объективного злорадства». Мандельштам бывал смешным, истеричным, наивным, но и в курьезном обличие хранил высокую стать. Ту самую, без которой не было бы его поэзии. Ту самую, что диктовала легенды. Ту самую, что чудесно подсвечивает смешные (а иногда пошлые и злые) анекдоты. Такого Мандельштама и написал Лекманов, напомнив нам о кровном родстве поэзии и благородства. Имею в виду не только Мандельштама, но и его биографа.

P. S. «Жизнь Осипа Мандельштама» вышла в серии «Русские поэты XX века. Жизнь и судьба», где прежде появились значимые книги о Клюеве, Волошине и Цветаевой. Издательство журнала «Звезда» намерено продолжить ряд (от Блока до Бродского) и открыть аналогичные серии о прозаиках и философах. Уверен, что самый рафинированный отечественный журнал найдет сильных авторов. Досаду вызывает лишь типичное для наших дней хронологическое ограничение, дурная абсолютизация XX века. Русская поэзия началась не Блоком, а мы нуждаемся в свежих биографиях не только Ахматовой и Есенина, но и Сумарокова, Батюшкова, Дельвига, Некрасова, Случевского... Кто-кто, а поэты века XX это понимали.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.05.2003
В Москве проходит пятый фестиваль «Богема-джаз»
Международный фестиваль джазменов нынче поменял почти все: время, место, статус участников и даже -- частично -- репертуарную направленность. Нынешняя «Богема» -- это три дня, зал «Россия» и звездный, если не сказать попсовый, состав участников. Когда вы будете читать этот материал, в «России» уже выступит бразильская певица и пианистка Таня Мария. Завтра споет прославленная Сезария Эвора из Кабо-Верде. Похоже, Таня Мария и Эвора должны символизировать «этнический уклон». Тот же уклон, видимо, будет в программе Ивана Смирнова, виртуоза акустической гитары, что выступает в один день с Таней Марией, исполнительницей латинского поп-джаза... >>
  • //  29.05.2003
Издана новая биография Осипа Мандельштама
О Мандельштаме пишут сейчас не много, а очень много. Обнаруживают реминисценции и отвергают найденные, созидают мифы и их разоблачают. Трактуют иудейские и христианские мотивы, сопоставляют с Данте, Пушкиным и газетными передовицами, не обходят вниманием эротику, политику, философию и гастрономические пристрастия. Ерунды, конечно, хватает, но и сделано совсем не мало. В таком контексте появление «еще одной» книги о Мандельштаме провоцирует настороженность. В нашем случае -- лишнюю... >>
  • //  29.05.2003
Умер итальянский композитор Лучано Берио
В пантеоне главных богов послевоенного музыкального авангарда ХХ века -- между фигурами Карлхайнца Штокхаузена, Пьера Булеза, Луиджи Ноно, Бруно Мадерны и других -- Лучано Берио занимал почетное и немного зыбкое место главного поставангардиста среди авангардистов... >>
  • //  29.05.2003
Сегодня Бобу Хоупу исполнилось сто лет
Поздравления с вековым юбилеем принимает американский актер Лесли Тауэнс Хоуп, вошедший в историю под псевдонимом Боб Хоуп. Он сменил имя еще в школе, потому что по правилам переклички его называли там Хоуп Лесли, что на слух было очень похоже на английское слово hopeless -- «безнадежный». Возможно, именно перемена имени сыграла в жизни Хоупа решающую роль: к своему столетию он пришел в добром здравии и в статусе «самого популярного представителя шоу-бизнеса за всю историю западной цивилизации» (так отрекомендовал Боба Хоупа в своей энциклопедии влиятельнейший Леонард Молтин). В компании Хоупа, впервые появившегося на киноэкране в 1934 году, провели свою жизнь представители нескольких поколений американцев... >>
  • //  29.05.2003
Cookin': полтора часа всеобщего веселья
Известно, что Марко Поло, вернувшись из странствий, рассказывал всякие чудеса. Обитатели роскошных палаццо смеялись ему в глаза, даже когда >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика