N°96
29 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.05.2003
Не только Скофилд
В Москве проходит пятый фестиваль «Богема-джаз»

версия для печати
Международный фестиваль джазменов нынче поменял почти все: время, место, статус участников и даже -- частично -- репертуарную направленность. Нынешняя «Богема» -- это три дня, зал «Россия» и звездный, если не сказать попсовый, состав участников. Когда вы будете читать этот материал, в «России» уже выступит бразильская певица и пианистка Таня Мария. Завтра споет прославленная Сезария Эвора из Кабо-Верде. Похоже, Таня Мария и Эвора должны символизировать «этнический уклон». Тот же уклон, видимо, будет в программе Ивана Смирнова, виртуоза акустической гитары, что выступает в один день с Таней Марией, исполнительницей латинского поп-джаза.

Первый день открыло выступление пианиста Игоря Бриля с сыновьями (тенор и альт-саксофон) и группой (контрабас, ударные, гитара). Брили выдали нечто в своем духе: красивый европеизированный джаз с уклоном в нью-эйдж. Брилевский гитарист играл на гитаре Ovation с примочками, из-за чего вызывал приятные ассоциации с Алом Ди Меолой. Зато звук в зале вызывал ассоциации неприятные: у гитариста задрались верха.

К счастью, звук исправили для выступления хедлайнера первого дня (гвоздь программы) американского гитариста Джона Скофилда. Легендарный виртуоз приехал к нам в ходе мирового турне, в котором играется материал альбома Ueberjam. На днях, правда, вышел новый альбом Скофилда со товарищи -- Up All Night. Надо сказать, что Скофилд, стоявший у истоков стиля фьюжн, -- человек двойственный. Он может играть и самый что ни на есть straight ahead джаз (мейнстрим, «просто джаз без наворотов»), и современную импровизационную музыку с электроникой и всяческими звуковыми ухищрениями. По счастью, именно последнее в Москве и случилось. На сцене -- Джон с полуакустической гитарой Ibanez, второй гитарист (Ави Бортник с Fender Stratocaster), барабанщик Адам Дейч и басист Энди Хейс (единственный из всей группы, кто не записывал Ueberjam). Все гитарные партии проходят бесчисленное количество примочек, их фрагменты семплируются. Это -- помимо всяческих компьютерных звуковых эффектов. Звук -- что непривычно для живой группы -- разбросан по каналам, получается полное стерео. Вполне в духе времени: если раньше люди старались записывать музыку так, чтобы она была «как на концерте», то теперь концерт хотят приблизить к навороченности и перепродюсированности компакт-дисков.

Незадолго до визита Скофилда в Москву я позвонил ему Нью-Йорк. Он сказал, что очень ждет московского концерта. Скофилд выступает у нас впервые, хотя лет пятнадцать назад и приезжал в Питер. Был поражен архитектурой и потом долгие годы мечтал увидеть Россию.

Скофилд вечно хвастается своими молодыми музыкантами. Похвалы справедливы: команда сразила публику, не хуже маэстро. Барабанщик Адам Дейч превзошел все ожидания. Он играет головоломные рисунки, что называется, «в луп» -- одновременно с монотонным «лупом» (повторяющимся ритмическим рисунком) из компьютера. Это сложно: всякий человек то замедляется, то ускоряется (пусть в почти неощутимых пределах), а комп колебаний не знает. Тот же Дейч «вручную» выстукивает всякие ломаные ритмы джангл и драм-энд-бейс. Ну а про Скофилда и говорить нечего -- горячие фанковые аккорды совершенно в духе 70-х.

В общем, с драйвом выступили люди.
Александр БЕЛЯЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.05.2003
В Москве проходит пятый фестиваль «Богема-джаз»
Международный фестиваль джазменов нынче поменял почти все: время, место, статус участников и даже -- частично -- репертуарную направленность. Нынешняя «Богема» -- это три дня, зал «Россия» и звездный, если не сказать попсовый, состав участников. Когда вы будете читать этот материал, в «России» уже выступит бразильская певица и пианистка Таня Мария. Завтра споет прославленная Сезария Эвора из Кабо-Верде. Похоже, Таня Мария и Эвора должны символизировать «этнический уклон». Тот же уклон, видимо, будет в программе Ивана Смирнова, виртуоза акустической гитары, что выступает в один день с Таней Марией, исполнительницей латинского поп-джаза... >>
  • //  29.05.2003
Издана новая биография Осипа Мандельштама
О Мандельштаме пишут сейчас не много, а очень много. Обнаруживают реминисценции и отвергают найденные, созидают мифы и их разоблачают. Трактуют иудейские и христианские мотивы, сопоставляют с Данте, Пушкиным и газетными передовицами, не обходят вниманием эротику, политику, философию и гастрономические пристрастия. Ерунды, конечно, хватает, но и сделано совсем не мало. В таком контексте появление «еще одной» книги о Мандельштаме провоцирует настороженность. В нашем случае -- лишнюю... >>
  • //  29.05.2003
Умер итальянский композитор Лучано Берио
В пантеоне главных богов послевоенного музыкального авангарда ХХ века -- между фигурами Карлхайнца Штокхаузена, Пьера Булеза, Луиджи Ноно, Бруно Мадерны и других -- Лучано Берио занимал почетное и немного зыбкое место главного поставангардиста среди авангардистов... >>
  • //  29.05.2003
Сегодня Бобу Хоупу исполнилось сто лет
Поздравления с вековым юбилеем принимает американский актер Лесли Тауэнс Хоуп, вошедший в историю под псевдонимом Боб Хоуп. Он сменил имя еще в школе, потому что по правилам переклички его называли там Хоуп Лесли, что на слух было очень похоже на английское слово hopeless -- «безнадежный». Возможно, именно перемена имени сыграла в жизни Хоупа решающую роль: к своему столетию он пришел в добром здравии и в статусе «самого популярного представителя шоу-бизнеса за всю историю западной цивилизации» (так отрекомендовал Боба Хоупа в своей энциклопедии влиятельнейший Леонард Молтин). В компании Хоупа, впервые появившегося на киноэкране в 1934 году, провели свою жизнь представители нескольких поколений американцев... >>
  • //  29.05.2003
Cookin': полтора часа всеобщего веселья
Известно, что Марко Поло, вернувшись из странствий, рассказывал всякие чудеса. Обитатели роскошных палаццо смеялись ему в глаза, даже когда >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ