N°94
27 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  27.05.2003
Як-42: Гибель с третьей попытки
В Турции разбился украинский Як-42 с испанскими военнослужащими на борту

версия для печати
Украина вчера вновь «отметилась» на международной арене очередной авиационной катастрофой. В Турции в 11. 45 по местному времени в аэропорту города Мака неподалеку от Трабзона при заходе на посадку разбился пассажирский Як-42 компании «Украинско-средиземноморские авиалинии». На его борту находились 12 членов экипажа и 62 испанских военнослужащих, возвращавшихся на родину после командировки по участию в миротворческой миссии в Афганистане. Все они погибли. Официальные представители всех стран, так или иначе оказавшихся причастными к роковому рейсу украинского лайнера, вчера комментировали новость о трагедии сдержанно, призывая дождаться результатов расследования. Но, неофициально все признавали, что происшедшее в Турции станет очень болезненным ударом для Киева. После скандалов с гибелью осенью 2001 российского пассажирского Ту-154, случайно сбитого украинской зенитной ракетой, и трагедии во Львове летом 2002 года, когда во время военного праздника на толпу зрителей рухнул военный истребитель, украинская авиация и так стала одной из традиционных тем «черного юмора».

По информации Минтранса Украины, Як-42 (бортовой номер 42352) выполнял спецрейс по маршруту Кабул (Афганистан) - Бишкек (Киргизия) - Мака (Турция)-Сарагоса (Испания) по договору с ООН. Лайнер прибыл с Украины в Афганистан в субботу вечером. В воскресенье утром около 11.00 Як взял на борт 41 бойца сухопутных войск Испании в Кабуле и через 2 часа благополучно приземлился в аэропорту «Манас», где с 2001 года располагается авиабаза международной антитеррористической коалиции. Там лайнер осмотрели техники и заправили его топливом. Около часа ночи в понедельник командир Як-42 Владимир Куценко поднял лайнер в воздух. На борту самолета находились 62 испанских военнослужащих (41 солдат сухопутных сил и присоединившиеся к ним в Бишкеке 21 пилот ВВС Испании). Все военные возвращались в Испанию после 4-месячной командировки в Афганистане, где они служили в составе миротворческих сил ООН. В 12.00 в понедельник Як-42 должен был приземлиться в аэропорту испанского города Сарагоса.

Около 5 часов утра лайнер должен был совершить промежуточную посадку для дозаправки топливом в аэропорту турецкого города Мака. Лайнер в тумане два раза заходил на посадку, однако сесть не мог. Когда Як пошел на третий заход, пилот Владимир Куценко доложил диспетчеру аэропорта, что не видит взлетно-посадочной полосы. Через минуту связь с самолетом оборвалась, и он исчез с экранов радаров. Спасатели обнаружили место катастрофы Яка в 30 километрах от аэродрома у деревни Конаклар. Спасатели обследовали район катастрофы и констатировали, что все 74 человека, находившиеся на борту самолета, погибли. Поисковая операция должна завершиться во вторник днем, к этому времени по расчетам специалистов будут обнаружены все тела погибших, обломки лайнера и бортовые самописцы.

Официальный представитель королевского дома по связям со СМИ вчера заявил «Время новостей»: «С самого первого момента король Хуан Карлос 1 был проинформирован о катастрофе. О случившемся и о ходе расследования ему сообщают по телефону руководство Вооруженных сил и посольства Испании в Анкаре. Был отменен ряд военных мероприятий, например, назначенный на среду прием в честь военных атташе иностранных государств. В ближайшее время в адрес родственников погибших от имени короля Хуана Карлоса 1 и принца Астурийского Фелипе будут направлены телеграммы соболезнования». На вопрос, может ли Испания отказаться от участия в миротворческой миссии в Афганистане, он заявил, что «пока на это ничто не указывает, но королевский двор не должен высказываться по этой теме, необходимо обращаться в Министерство обороны и в правительство Испании».

Руководитель пресс-службы Минобороны Испании Гонсало Десеа также заявил, что не будет давать никаких комментариев по поводу катастрофы. По его словам, в настоящий момент в Афганистане находится 141 испанский военнослужащий.

Неофициально же в Испании эмоций не скрывали. Журналист Франсиско Эрранс, газета El Mundo, Мадрид вчера заявил:

"Это очень тяжелый для Испании удар, потому что солдаты выполняли в Афганистане опасные задачи по разминированию и поддержанию порядка среди населения. И до сегодняшнего дня в боевых условиях не было серьезной угрозы для жизни. И вот именно в момент возвращения на Родину такая смерть. Это самый серьезный подобный инцидент за всю историю вооруженных сил Испании. Первый вопрос, который задают люди на улице здесь в Мадриде, почему испанские вооруженные силы воспользовались иностранным - украинским - самолетом, вместо того, чтобы задействовать собственные. Похоже, что это сложившаяся практика, и Украина специализируется на подобных перевозках. У Киева сложились специальные отношения с вооруженными силами других стран в вопросе транспортировки персонала".

По словам высокопоставленного сотрудника посольства Испании в Москве, катастрофа самолета и гибель испанских военнослужащих не затронет выполнение Мадридом миротворческой миссии в Афганистане. И будут продолжать выполняться те задачи, которые в течение 4 месяцев осуществляли погибшие в авиакатастрофе военнослужащие: разминирование, строительство аэродромов. Подобно Испании к услугам украинской авиации при проведении миротворческих операций прибегают вооруженные силы Италии, Германии, других стран.

Лев Константинович Сивков, директор инженерно-технической службы компании «Средиземноморские авиалинии» заявил в комментарии корреспонденту «Время новостей»:«Сегодняшняя новость была для нас шоком. Мне уже звонили из КБ Яковлева, Саратовского завода, запорожской Мотор-Сичи, -- все волнуются, спрашивают, не было ли технических сбоев. Мы теряемся в догадках, -- обслуживание самолета не могло стать причиной крушения. Наш Як-42 был оборудован всеми необходимыми приборами самолетовождения и навигации, установленными согласно нормам ЕС с апреля нынешнего года, и без ограничений принимался европейскими аэропортами. Самолет 1988 года выпуска обслуживал литовские, затем российские авиалинии. Когда Як-42 попал в нашу авиакомпанию, он был капитально отремонтирован на заводе-изготовителе в Саратове (2001 г.). После каждых 600 часов налета Як-42 проходил техосмотр, последний - состоялся месяц тому назад во Львове. Пилоты обоих экипажей, сопровождавших разбившийся самолет, были пилотами экстракласса - Коля Сытник водил в США Ил-62, Володя Куценко много лет летал на ТУ-134. Трасса для них была не новая».

Владимир Борисович Горбановский, зам. генерального директора по развитию, заявил корреспонденту «Время новостей»: «Мы предполагаем, что самолет разрушился, -- пока невозможно сказать, до падения или после. Завтра утром в Трабзон прибудет комиссия от авиационных властей Украины, тогда ситуация несколько прояснится. «Черные ящики», -- если они уже найдены, -- будут вскрыты под наблюдением уполномоченных лиц Турции. Пока не могу оценить информацию о том, был ли причиной катастрофы рельеф местности. Трабзон находится между морем и побережьем, -- судя по снимкам, обломки самолета находятся на равнине. Техническое состояние самолета было очень хорошим. Рейс, выполнявшийся компанией, был чартерным. Практика, когда ротация миротворцев без амуниции и вооружения производится на гражданских самолетах, -- распространенное явление».

Относительно небольшая компания, созданная три года назад, арендует несколько самолетов, -- среди них Боинг, ТУ-134, АН-24 и потерпевший крушение Як-42. Самолеты компании обслуживали три экипажа. После крушения Як-42 в Турции - в связи с большой протяженностью трасы самолет сопровождали два «сменных» экипажа, -- в живых остался один. Относительно молодая компания, -- кадровый костяк составили сотрудники расформированных «Авиалиний Украины», -- пользовалась хорошей репутацией, -- помимо внутренних и международных, обслуживала правительственные и депутатские рейсы

Хроника катастроф украинских самолетов

6 июня 1996 года в Заире (ныне Демократическая Республика Конго) в аэропорту Киншасы потерпел катастрофу самолет Ил-76 украинской авиакомпании «Хасеба». Все 10 членов экипажа погибли.

14 июля 1998 года сразу после взлета из аэропорта Рас-эль-Хайма (ОАЭ) потерпел катастрофу военно-транспортный самолет ВВС Украины Ил-76, зафрахтованный украинской фирмой ATI. Погибли 8 членов экипажа.

12 августа 2000 года в Конго, в районе аэродрома города Чикапа, потерпел катастрофу самолет Ан-26Б, погибли все 28 человек, находившихся на борту. Самолетом управлял украинско-российский экипаж, в числе погибших трое российских летчиков и два гражданина Украины.

4 октября 2001 года пассажирский лайнер Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь» был сбит ракетой ПВО Украины над Черным морем. В результате трагедии погибли 78 человек (66 пассажиров и 12 членов экипажа).

7 февраля 2002 года на юге Марокко разбился украинский самолет Ан-12, совершавший рейс по транспортировке груза из Сенегала в Алжир и врезавшийся в вершину горы в нескольких минутах полета от марокканского порта Агадир. Погибли 8 украинских летчиков.

27 июля 2002 годаво время авиашоу во Львове рухнул на зрителей истребитель Су-27 украинских ВВС. В результате пострадали 165 человек, погибшими числятся 77 человек, из них 28 -- дети.

23 декабря 2002 года пассажирский самолет Ан-140 украинско-российской компании «Аэромост-Харьков» потерпел катастрофу в 70 км от аэродрома Исфахан в Иране. В катастрофе погибли 44 человека. Пассажирами этого спецрейса были руководители и специалисты авиационной промышленности Украины, а также пять ведущих работников российской авиакосмической промышленности.

8 мая 2003 года у самолета Ил-76, принадлежавшего минобороны Украины, которым управлял украинский экипаж, после вылета из аэропорта Киншасы (Конго) открылась грузовая рампа в хвостовой части машины. По разным оценкам, погибли от 7 до 200 выброшенных из салона самолета пассажиров -- граждан Конго.
Андрей ЗЛОБИН, Александр РАСКИН, Светлана СТЕПАНЕНКО

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.05.2003
Хорошие манеры вместо всемирного халифата
Дагестанские села, разрушенные почти до основания три года назад во время двухнедельной контртеррористической операции, сейчас восстановлены. В центре бывшего ваххабитского оплота Карамахи стоит новая двухэтажная школа -- до войны о такой здесь могли только мечтать. В холле школы висит плакат с двуглавым орлом и текстом государственного гимна России, а рядом со стендом -- дверь с ностальгической табличкой: «старшая вожатая»... >>
  • //  27.05.2003
На Кавказе предотвращены новые террористические взрывы
Спецслужбы Северной Осетии вчера объявили о предотвращении двух терактов, которые могли бы привести к поистине чудовищным последствиям -- возможно, еще более масштабным, чем недавние подрывы Дома правительства Чечни в Грозном и администрации Надтеречного района вместе взятые. Местным контрразведчикам удалось перехватить две следовавшие в сторону Владикавказа машины, которые террористы начинили в общей сложности 8 тоннами взрывчатки. Взрывать их, как заявляют эксперты, должны были опять смертники... >>
  • //  27.05.2003
МВД заинтересовалось «спиртовыми играми» одинцовских властей
Крупный «алкогольный» скандал назревает в Подмосковье. На днях сотрудники ГУБЭП МВД провели масштабную проверку главного монополиста по оптовой торговле спиртным в Одинцовском районе -- муниципального предприятия (МП) «Машук». В результате склад МП, где хранилось 300 тыс. бутылок водки, был опечатан, а против его руководства может быть возбуждено уголовное дело. Как считают оперативники, один из филиалов «Машука» работал без лицензии налоговой инспекции, то есть фактически нелегально... >>
  • //  27.05.2003
Военная прокуратура начала расследование ЧП, произошедшего вчера в Адыгее на полигоне 131-й Майкопской отдельной мотострелковой бригады. Утром там были найдены трупы трех солдат, накануне вышедших на патрулирование территории полигона. По данным экспертов, бойцы погибли от сильных ожогов и многочисленных осколочных ранений. По предварительной версии, они стали жертвой несчастного случая -- недалеко следователи нашли фрагменты капсулы заряда от реактивного огнемета «Шмель». Предполагается, что солдаты пытались ее поднять или разобрать. Расследование курирует замкомандующего Северокавказского округа Николай Егоров. >>
  • //  27.05.2003
Военная коллегия Верховного суда РФ, как ожидается, сегодня вынесет решение по кассационному протесту Генпрокуратуры на оправдательный приговор по скандальному делу об убийстве корреспондента «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова. Как известно, журналист погиб 17 сентября 1994 года от взрыва мины-ловушки, спрятанной в кейсе, переданном ему неизвестным. В ходе следствия Генпрокуратура предъявила обвинения в организации покушения бывшему начальнику разведки ВДВ полковнику Павлу Поповских, бывшему командиру особого отряда ВДВ майору Владимиру Морозову, его заместителям майорам Александру Сороке и Константину Мирзаянцу, замгендиректору частного охранного предприятия «Росс» Александру Капунцову и бизнесмену Константину Барковскому... >>
  • //  27.05.2003
В Ростове-на-Дону после 2-недельного перерыва вчера возобновился процесс по делу полковника Юрия Буданова, обвиняемого в убийстве 17-летней жительницы чеченского села Танги-Чу Эльзы Кунгаевой. Ожидалось, что Северо-Кавказский суд определит место, время и форму очередной, уже пятой по счету, психолого-психиатрической экспертизы Юрия Буданова. Но вместо этого суд допросил фронтового корреспондента «Красной звезды» подполковника Константина Расщепкина -- свидетеля, которого в ходе первого процесса по делу Буданова не приглашали. Между тем фронтовой корреспондент озвучил вчера неизвестные прежде обстоятельства, предшествовавшие убийству Эльзы Кунгаевой... >>
  • //  27.05.2003
Жесткое приземление космического корабля признано успешным испытанием
Российские эксперты с блеском вышли из затруднительной ситуации, созданной посадкой-падением космического корабля «Союз ТМА-1». По словам представителей РКК «Энергия», экстремальная посадка корабля 4 мая стала результатом эксперимента по испытанию новых кресел для членов экипажа... >>
  • //  27.05.2003
Официальная хроника. >>
  • //  27.05.2003
Члены «Либеральной России» с азартом исключают друг друга
«Либеральная Россия» провела вчера политсовет, на котором была исключена из партии новая порция «подберезовиков». Причиной исключения 13 руководителей региональных отделений стало их участие в заседании центрального совета партии 11 мая, на котором Борис Березовский был восстановлен в должности сопредседателя «Либеральной России», а другой сопредседатель Виктор Похмелкин исключен из партии. Таким образом два руководящих партийных органа «Либеральной России» -- политсовет и центральный совет -- оказались под контролем соответственно Похмелкина и Березовского, которые, похоже, еще долго будут спорить, кто из них легитимнее. Вчера руководитель центральной контрольно-ревизионной комиссии партии Юрий Нисневич привел новые доводы в пользу нелегитимности заседания центрального совета. По его словам, многие из региональных отделений, поддержавшие Березовского, были зарегистрированы с нарушениями, и «прокуратура уже занимается нотариусами»... >>
  • //  27.05.2003
В Турции разбился украинский Як-42 с испанскими военнослужащими на борту
Украина вчера вновь «отметилась» на международной арене очередной авиационной катастрофой. В Турции в 11. 45 по местному времени в аэропорту города Мака неподалеку от Трабзона при заходе на посадку разбился пассажирский Як-42 компании «Украинско-средиземноморские авиалинии». На его борту находились 12 членов экипажа и 62 испанских военнослужащих, возвращавшихся на родину после командировки по участию в миротворческой миссии в Афганистане. Все они погибли. Официальные представители всех стран, так или иначе оказавшихся причастными к роковому рейсу украинского лайнера, вчера комментировали новость о трагедии сдержанно, призывая дождаться результатов расследования. Но, неофициально все признавали, что происшедшее в Турции станет очень болезненным ударом для Киева... >>
  • //  27.05.2003
ЛУКОЙЛу говорят, что он потерял контракт в Ираке
Главный иракский координатор по вопросам нефти Самир Аббас Гадбан вчера неожиданно заявил британской телекомпании ВВС, что ЛУКОЙЛ «потерял свой контракт» на разработку месторождения-гиганта «Западная Курна-2». В то же время пересмотр контрактов, заключенных при режиме Саддама Хусейна, еще не завершен, а потому непонятно, каким образом будут аннулированы взаимоотношения между Багдадом и ЛУКОЙЛом. Представители российской нефтяной компании говорят, что до того момента, пока в Ираке не появится легитимное правительство, говорить о судьбе проектов бессмысленно. Аналогичной точки зрения придерживается министр энергетики Игорь Юсуфов: неделю назад он заявил, что переговоры возобновятся только с официально признанным руководством Ирака... >>
  • //  27.05.2003
Правительство разворачивает пропаганду оседлого образа жизни и проветривания помещений
С понедельника каждый российский гражданин, возвращающийся на родину из эпидемиологически неблагополучной страны, будет десять дней оставаться в поле зрения медиков, даже если у него и нет температуры и других симптомов атипичной пневмонии. И на этот раз это уже не предосторожность санитарных врачей, а пункт из распоряжения, подписанного премьер-министром Михаилом Касьяновым. Правительство поручило заняться контролем за возвращающимися Минздраву вместе с федеральными и местными властями. Как этот контроль будет происходить -- придется ли держать карантин или достаточно отметиться у врача, пока неясно... >>
  • //  27.05.2003
Вещание ТВС в столице может прекратиться в ближайшее воскресенье
Пока акционеры ТВС решают, кто из них станет полновластным хозяином, на канале происходят все новые и новые пертурбации. Вчера московские власти вновь предупредили руководство канала о возможном отключении за долги. По словам пресс-секретаря московского мэра Сергея Цоя, в случае неуплаты за пользование городской кабельной сетью московское правительство пойдет на прекращение вещания ТВС в Москве. По его словам, это может произойти 1 июня -- в годовщину начала работы телеканала. Таким образом, ТВС лишится примерно 2,5 млн абонентов, в основном в спальных районах -- именно туда вещание идет по кабельным сетям... >>
  • //  27.05.2003
Сегодня Санкт-Петербург ожидает массовое закрытие автодорог
Четвертый день юбилейной декады, прошедший вчера в Петербурге, ознаменовался двумя крупными событиями: Петровской ассамблеей и Праздником науки, образования, промышленности и современных технологий. Кроме того, весь день в городе продолжались ленточно-ножничные мероприятия -- когда губернатор или кто-то из важных персон золочеными ножничками перерезал красные ленточки в ознаменование открытия того или иного объекта... >>
  • //  27.05.2003
Валерий Газзаев перестарался с приглашением крайних полузащитников
Вчера наставник сборной России Валерий Газзаев объявил имена футболистов, которые смогут выйти на поле в очередном матче отборочного цикла чемпионата Европы-2004 против команды Швейцарии 7 июня. В список вошли 20 игроков, лишь трое из которых представляют зарубежные клубы. Впрочем, как заявил сам Газзаев, список этот еще не окончательный и после очередного тура премьер-лиги может претерпеть некоторые изменения... >>
  • //  27.05.2003
В Петербурге готовятся к дележу наследства погибшего в Москве земляка
Константин Яковлев по кличке Костя-Могила -- один из самых известных и влиятельных «авторитетных бизнесменов» Санкт-Петербурга -- был убит в воскресенье в центре Москвы. Уже поздно вечером следователи опознали его в одной из жертв побоища на улице Воронцово Поле, где неизвестные расстреляли четырех пассажиров проезжавшей иномарки. Константин Яковлев хотя до самой смерти официально и числился безработным, но в разное время его открыто называли «смотрящим» за северной столицей и негласным хозяином города, человеком, близким к губернатору Владимиру Яковлеву, опальному олигарху Борису Березовскому и многим другим известным деятелям... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама