Время новостей
     N°94, 27 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2003
Як-42: Гибель с третьей попытки
В Турции разбился украинский Як-42 с испанскими военнослужащими на борту
Украина вчера вновь «отметилась» на международной арене очередной авиационной катастрофой. В Турции в 11. 45 по местному времени в аэропорту города Мака неподалеку от Трабзона при заходе на посадку разбился пассажирский Як-42 компании «Украинско-средиземноморские авиалинии». На его борту находились 12 членов экипажа и 62 испанских военнослужащих, возвращавшихся на родину после командировки по участию в миротворческой миссии в Афганистане. Все они погибли. Официальные представители всех стран, так или иначе оказавшихся причастными к роковому рейсу украинского лайнера, вчера комментировали новость о трагедии сдержанно, призывая дождаться результатов расследования. Но, неофициально все признавали, что происшедшее в Турции станет очень болезненным ударом для Киева. После скандалов с гибелью осенью 2001 российского пассажирского Ту-154, случайно сбитого украинской зенитной ракетой, и трагедии во Львове летом 2002 года, когда во время военного праздника на толпу зрителей рухнул военный истребитель, украинская авиация и так стала одной из традиционных тем «черного юмора».

По информации Минтранса Украины, Як-42 (бортовой номер 42352) выполнял спецрейс по маршруту Кабул (Афганистан) - Бишкек (Киргизия) - Мака (Турция)-Сарагоса (Испания) по договору с ООН. Лайнер прибыл с Украины в Афганистан в субботу вечером. В воскресенье утром около 11.00 Як взял на борт 41 бойца сухопутных войск Испании в Кабуле и через 2 часа благополучно приземлился в аэропорту «Манас», где с 2001 года располагается авиабаза международной антитеррористической коалиции. Там лайнер осмотрели техники и заправили его топливом. Около часа ночи в понедельник командир Як-42 Владимир Куценко поднял лайнер в воздух. На борту самолета находились 62 испанских военнослужащих (41 солдат сухопутных сил и присоединившиеся к ним в Бишкеке 21 пилот ВВС Испании). Все военные возвращались в Испанию после 4-месячной командировки в Афганистане, где они служили в составе миротворческих сил ООН. В 12.00 в понедельник Як-42 должен был приземлиться в аэропорту испанского города Сарагоса.

Около 5 часов утра лайнер должен был совершить промежуточную посадку для дозаправки топливом в аэропорту турецкого города Мака. Лайнер в тумане два раза заходил на посадку, однако сесть не мог. Когда Як пошел на третий заход, пилот Владимир Куценко доложил диспетчеру аэропорта, что не видит взлетно-посадочной полосы. Через минуту связь с самолетом оборвалась, и он исчез с экранов радаров. Спасатели обнаружили место катастрофы Яка в 30 километрах от аэродрома у деревни Конаклар. Спасатели обследовали район катастрофы и констатировали, что все 74 человека, находившиеся на борту самолета, погибли. Поисковая операция должна завершиться во вторник днем, к этому времени по расчетам специалистов будут обнаружены все тела погибших, обломки лайнера и бортовые самописцы.

Официальный представитель королевского дома по связям со СМИ вчера заявил «Время новостей»: «С самого первого момента король Хуан Карлос 1 был проинформирован о катастрофе. О случившемся и о ходе расследования ему сообщают по телефону руководство Вооруженных сил и посольства Испании в Анкаре. Был отменен ряд военных мероприятий, например, назначенный на среду прием в честь военных атташе иностранных государств. В ближайшее время в адрес родственников погибших от имени короля Хуана Карлоса 1 и принца Астурийского Фелипе будут направлены телеграммы соболезнования». На вопрос, может ли Испания отказаться от участия в миротворческой миссии в Афганистане, он заявил, что «пока на это ничто не указывает, но королевский двор не должен высказываться по этой теме, необходимо обращаться в Министерство обороны и в правительство Испании».

Руководитель пресс-службы Минобороны Испании Гонсало Десеа также заявил, что не будет давать никаких комментариев по поводу катастрофы. По его словам, в настоящий момент в Афганистане находится 141 испанский военнослужащий.

Неофициально же в Испании эмоций не скрывали. Журналист Франсиско Эрранс, газета El Mundo, Мадрид вчера заявил:

"Это очень тяжелый для Испании удар, потому что солдаты выполняли в Афганистане опасные задачи по разминированию и поддержанию порядка среди населения. И до сегодняшнего дня в боевых условиях не было серьезной угрозы для жизни. И вот именно в момент возвращения на Родину такая смерть. Это самый серьезный подобный инцидент за всю историю вооруженных сил Испании. Первый вопрос, который задают люди на улице здесь в Мадриде, почему испанские вооруженные силы воспользовались иностранным - украинским - самолетом, вместо того, чтобы задействовать собственные. Похоже, что это сложившаяся практика, и Украина специализируется на подобных перевозках. У Киева сложились специальные отношения с вооруженными силами других стран в вопросе транспортировки персонала".

По словам высокопоставленного сотрудника посольства Испании в Москве, катастрофа самолета и гибель испанских военнослужащих не затронет выполнение Мадридом миротворческой миссии в Афганистане. И будут продолжать выполняться те задачи, которые в течение 4 месяцев осуществляли погибшие в авиакатастрофе военнослужащие: разминирование, строительство аэродромов. Подобно Испании к услугам украинской авиации при проведении миротворческих операций прибегают вооруженные силы Италии, Германии, других стран.

Лев Константинович Сивков, директор инженерно-технической службы компании «Средиземноморские авиалинии» заявил в комментарии корреспонденту «Время новостей»:«Сегодняшняя новость была для нас шоком. Мне уже звонили из КБ Яковлева, Саратовского завода, запорожской Мотор-Сичи, -- все волнуются, спрашивают, не было ли технических сбоев. Мы теряемся в догадках, -- обслуживание самолета не могло стать причиной крушения. Наш Як-42 был оборудован всеми необходимыми приборами самолетовождения и навигации, установленными согласно нормам ЕС с апреля нынешнего года, и без ограничений принимался европейскими аэропортами. Самолет 1988 года выпуска обслуживал литовские, затем российские авиалинии. Когда Як-42 попал в нашу авиакомпанию, он был капитально отремонтирован на заводе-изготовителе в Саратове (2001 г.). После каждых 600 часов налета Як-42 проходил техосмотр, последний - состоялся месяц тому назад во Львове. Пилоты обоих экипажей, сопровождавших разбившийся самолет, были пилотами экстракласса - Коля Сытник водил в США Ил-62, Володя Куценко много лет летал на ТУ-134. Трасса для них была не новая».

Владимир Борисович Горбановский, зам. генерального директора по развитию, заявил корреспонденту «Время новостей»: «Мы предполагаем, что самолет разрушился, -- пока невозможно сказать, до падения или после. Завтра утром в Трабзон прибудет комиссия от авиационных властей Украины, тогда ситуация несколько прояснится. «Черные ящики», -- если они уже найдены, -- будут вскрыты под наблюдением уполномоченных лиц Турции. Пока не могу оценить информацию о том, был ли причиной катастрофы рельеф местности. Трабзон находится между морем и побережьем, -- судя по снимкам, обломки самолета находятся на равнине. Техническое состояние самолета было очень хорошим. Рейс, выполнявшийся компанией, был чартерным. Практика, когда ротация миротворцев без амуниции и вооружения производится на гражданских самолетах, -- распространенное явление».

Относительно небольшая компания, созданная три года назад, арендует несколько самолетов, -- среди них Боинг, ТУ-134, АН-24 и потерпевший крушение Як-42. Самолеты компании обслуживали три экипажа. После крушения Як-42 в Турции - в связи с большой протяженностью трасы самолет сопровождали два «сменных» экипажа, -- в живых остался один. Относительно молодая компания, -- кадровый костяк составили сотрудники расформированных «Авиалиний Украины», -- пользовалась хорошей репутацией, -- помимо внутренних и международных, обслуживала правительственные и депутатские рейсы

Хроника катастроф украинских самолетов

6 июня 1996 года в Заире (ныне Демократическая Республика Конго) в аэропорту Киншасы потерпел катастрофу самолет Ил-76 украинской авиакомпании «Хасеба». Все 10 членов экипажа погибли.

14 июля 1998 года сразу после взлета из аэропорта Рас-эль-Хайма (ОАЭ) потерпел катастрофу военно-транспортный самолет ВВС Украины Ил-76, зафрахтованный украинской фирмой ATI. Погибли 8 членов экипажа.

12 августа 2000 года в Конго, в районе аэродрома города Чикапа, потерпел катастрофу самолет Ан-26Б, погибли все 28 человек, находившихся на борту. Самолетом управлял украинско-российский экипаж, в числе погибших трое российских летчиков и два гражданина Украины.

4 октября 2001 года пассажирский лайнер Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь» был сбит ракетой ПВО Украины над Черным морем. В результате трагедии погибли 78 человек (66 пассажиров и 12 членов экипажа).

7 февраля 2002 года на юге Марокко разбился украинский самолет Ан-12, совершавший рейс по транспортировке груза из Сенегала в Алжир и врезавшийся в вершину горы в нескольких минутах полета от марокканского порта Агадир. Погибли 8 украинских летчиков.

27 июля 2002 годаво время авиашоу во Львове рухнул на зрителей истребитель Су-27 украинских ВВС. В результате пострадали 165 человек, погибшими числятся 77 человек, из них 28 -- дети.

23 декабря 2002 года пассажирский самолет Ан-140 украинско-российской компании «Аэромост-Харьков» потерпел катастрофу в 70 км от аэродрома Исфахан в Иране. В катастрофе погибли 44 человека. Пассажирами этого спецрейса были руководители и специалисты авиационной промышленности Украины, а также пять ведущих работников российской авиакосмической промышленности.

8 мая 2003 года у самолета Ил-76, принадлежавшего минобороны Украины, которым управлял украинский экипаж, после вылета из аэропорта Киншасы (Конго) открылась грузовая рампа в хвостовой части машины. По разным оценкам, погибли от 7 до 200 выброшенных из салона самолета пассажиров -- граждан Конго.

Андрей ЗЛОБИН, Александр РАСКИН, Светлана СТЕПАНЕНКО