N°88
19 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  19.05.2003
«Альфа» готовит рынок для Росбанка
версия для печати
Холдинг «Интеррос» недавно объявил о намерении найти стратегических портфельных инвесторов (возможно, в лице крупнейших международных институтов -- ЕБРР и группы Всемирного банка) для своей финансовой «дочки» -- Росбанка. Но прежде чем это произойдет, банку придется избавляться от имиджа кэптивного кредитного учреждения и занимать свою нишу на растущем потребительском рынке. О том, когда и как Росбанк начнет свой розничный проект, газете «Время новостей» рассказал первый зампредседателя правления банка Владимир ГОЛУБКОВ.

-- В начале года наблюдательный совет Росбанка принял стратегию развития до 2007 года. В ней декларируется задача превращения Росбанка в универсальный банк, опирающийся в том числе на розничное направление. Какие цели вы ставите перед собой на этом рынке?

-- Если раньше банк был исключительно корпоративным, то стратегия предусматривает примерно равнозначное развитие по четырем направлениям: сохранение корпоративного направления, работа на финансовых рынках, private banking, и создание розничного направления, которым банк практически не занимался. Несмотря на большой объем частных вкладов -- Росбанк на сегодняшний день занимает пятое-шестое место по их объему, -- доля банка на этом рынке весьма невелика в количественном отношении. Параметры, сформулированные в стратегии, предусматривают, что к 2007 году мы выйдем на 1 млн частных клиентов и объем пассивов от них около 1 млрд долл. Это достаточно активный рост, учитывая, что на сегодняшний день у нас общее количество частных клиентов в районе 30--40 тыс. человек без учета Норильска (с норильским филиалом -- около 100 тыс. клиентов). Пока большая часть средств физических лиц в пассивах -- это средства примерно 200 самых богатых клиентов. Мы не ставим задачу стать розничным банком номер один, задача -- быть как минимум в тройке.

-- Когда хотите выйти на розничный рынок?

-- До 1 июня в банке вырабатывается план по развитию розничного бизнеса. В начале июня он должен быть принят правлением, а за остаток года мы планируем создать продуктовую линейку и начать продажу услуг через сеть московских отделений. На сегодняшний день их у банка восемь, и мы планируем значительно расширить сеть и к концу года довести количество точек продаж до 20--30. Это могут быть и облегченные офисы и отделения, они все станут полигоном для обкатки продуктов, чтобы к концу года мы представили сформированный продуктовый ряд. В следующем году мы планируем развивать сеть более активно, а к 2007 году планируется довести число точек до 470. У нас пока нет жесткой привязки по географии, понятно, что будем работать в Москве и Санкт-Петербурге, а в целом география еще будет уточняться. То есть в нашей стратегии 2003 год -- постановочный, а Москва -- стартовая площадка.

-- Вам не кажется, что, нацеливаясь на массовую розницу в следующем году, вы опоздаете? Альфа-банк, к примеру, свой проект уже запустил.

-- Альфа-банк этим (розничным бизнесом. - Ред.) занимается уже более двух лет. Но, во-первых, потребительский рынок еще настолько не освоен, что места на нем хватит как минимум для трех--четырех банков. Простой пример: рынок потребительского кредитования, по разным оценкам, на сегодня составляет от 2 до 4 млрд долл. На сегодняшний день он освоен максимум на 150 млн долл. (это вся сумма выданных потребительских кредитов). То есть пока не освоено даже 5% рынка. Такая же ситуация в ипотеке: в Москве рынок продажи квартир оценивается цифрой в несколько миллиардов долларов (данные разнятся, поскольку рынок во многом «серый»), а ипотечное кредитование, которое осуществляется банками, измеряется 100--200 млн долл. Поэтому говорить о том, что кто-то займет 100% розничного рынка, нельзя. Традиционно на рынке бывают новаторы, а потом достаточно быстро входят другие игроки. Безусловно, фактор «снятия сливок» существует, но он работает не только в плане доходов, но и в плане рисков. К тому же активное развитие розничного рынка началось именно сейчас. Еще три-четыре года назад выход на ритейл был бы преждевременным из-за отсутствия спроса. По нашему мнению, в будущем году спрос как раз сформируется, и надо быть к этому готовым, поскольку выходить на рынок неподготовленным -- это еще хуже, чем не выходить вообще. Это означает, что банк может потерять большую часть репутации. А пока у населения только появился интерес к банковским продуктам, и мы будем только благодарны Альфа-банку с его проектом за то, что он этот интерес разогревает.

-- Каковы, на ваш взгляд, конкурентные преимущества Росбанка?

-- У Росбанка есть возможность напрямую выходить на клиента через компанию UCS. В первую очередь это различные карточные программы с торговыми сетями, обслуживаемыми UCS. Сейчас в проработке находится несколько совместных программ с операторами мобильной связи, которые тоже предусматривают достаточно массовый выпуск карт. А с помощью карт мы сможем довести до людей банковские продукты, такие как овердрафтное кредитование или потребительское кредитование. В принципе задача такова, что сеть офисов и точек должна обслуживать клиента, на которого мы уже вышли. Как средство привлечения сеть работает в гораздо меньшей степени.

-- Банки, которые сейчас начинают розничные проекты, делают ставку на высокотехнологичные сети. Вы тоже?

-- Конечно. У нас разрабатывается углубленный план развития ритейла, и в частности проект стандартизированного мини-офиса, который можно будет размещать непосредственно в местах нахождения клиентов, например в торговых центрах. Но для ускорения и облегчения обслуживания надо упрощать рутинные операции, такие как внесение денег или получение кредитной карты, а сейчас ряд запретов и правил тормозит развитие банков. В принципе необходимы изменения и в инструкциях ЦБ и, не исключено, небольшое изменение в законодательстве. Мы работаем над этим с ЦБ и Ассоциацией российских банков. Банк будет развивать и такие пока нетрадиционные средства, как электронные киоски с возможностью перевода денег на счет, call-центры, интернет-банк и банкоматы, позволяющие пополнять депозит. В мире все эти каналы продаж становятся примерно равнозначными, и, на мой взгляд, это будет характерно и для России.

-- Какие вы планируете параметры: условно говоря, счет за 10 минут открыть можно будет или кредит за час оформить?

-- Точных цифр пока назвать не могу, но временной фактор по таким операциям очень важен. При ведении переговоров с поставщиками IT-оборудования для нас обязательное условие -- хронометраж действий всех сотрудников. Также планируем запускать систему скоринга (ускоренного обсчета рисков на заемщика) для проектов по беззалоговому потребительскому кредитованию и кредитованию малого бизнеса. Этот продукт будет доступен в наших отделениях уже в ближайшие месяцы, но масштабно скорее всего будет представлен уже в следующем году -- проект требует значительной обкатки, особенно в условиях отсутствия кредитных бюро. Без них тоже можно работать, хотя и с более высокими рисками.

-- Сейчас обсуждаются различные концепции кредитных бюро -- под эгидой Центрального банка и в коммерческом варианте. Какая из них вам ближе?

-- Мое мнение, как чистая госструктура это вряд ли будет работать. Как показывает практика многих стран, кредитное бюро -- это коммерческая организация под патронажем государства с возможным участием Центрального банка или специализированных организаций. Сколько именно их будет, не так важно, это вопрос конкуренции: если одна организация предоставляет услуги лучше, то у нее будет больше клиентов, и она останется на рынке. Главное -- обеспечение конфиденциальности данных. Правда, на первом этапе реально возможным будет только обмен негативной информацией о заемщиках. К обмену позитивной информацией банки пока не готовы. Даже изменения в законодательстве не сразу подвигнут банки на такой шаг: все прекрасно отдают себе отчет в том, что база клиентов -- это одна из самых больших ценностей, которая есть у того или иного кредитного учреждения.

-- Сейчас банкиры много обсуждают закон о страховании вкладов граждан, рассмотрение которого, впрочем, откладывается Думой. Росбанку как будущему универсальному банку этот закон нужен?

-- К тому, что закон не принимается Думой, я отношусь отрицательно: для того, чтобы более активно развиваться, этот закон нужен, хотя, по моему мнению, принцип страхования должен быть един для всех. На сегодняшний день Сбербанк пользуется некими привилегиями, и это мешает развитию рынка и других банков. Речь не идет о том, чтобы отбирать клиентуру у Сбербанка, просто многие люди сегодня вообще не пользуются банковским услугами.

Тем не менее в процессе обсуждения закон стал хуже: была установлена довольно низкая сумма гарантий по вкладам (100% гарантии по вкладам до 20 тыс. рублей и 75% -- по вкладам до 120 тыс. рублей). Это лучше, чем ничего, но, с моей точки зрения, такая планка установлена, исходя из интересов мелких банков. А здесь я согласен с Петром Авеном (президентом Альфа-банка. - Ред.), который говорит, что мелкий банк по определению не может активно работать с физическими лицами -- для этого у него нет ни ресурсной базы, ни устойчивости.
Беседовал Юрий Веретенников

  НА РЫНКЕ  
  • //  19.05.2003
Ставки банков по частным депозитам пока не отражают уровень риска их бизнеса
По мере развития банковской системы выбор банка для вложения личных средств становится все более сложной проблемой. Как известно, любой инвестор стремится минимизировать риски по вложенным средствам и получать наибольший доход. Однако, как показывает исследование рейтингового агентства «Интерфакс», пока соотношение «риски -- доходность» отражается в процентных ставках только наиболее надежных российских банков с высокими кредитными рейтингами... >>
  • //  19.05.2003
На прошлой неделе были арестованы мошенники, укравшие около 4 тыс. долларов со счета президента Колумбии Альваро Урибе, воспользовавшись потерянной им пластиковой картой. Но это была счастливая случайность. Большинство «пластиковых» злоумышленников поймать не удается, хотя уберечь деньги на пластиковой карте от посягательства мошенников можно... >>
  • //  19.05.2003
Холдинг «Интеррос» недавно объявил о намерении найти стратегических портфельных инвесторов (возможно, в лице крупнейших международных институтов -- ЕБРР и группы Всемирного банка) для своей финансовой «дочки» -- Росбанка. Но прежде чем это произойдет, банку придется избавляться от имиджа кэптивного кредитного учреждения и занимать свою нишу на растущем потребительском рынке. О том, когда и как Росбанк начнет свой розничный проект, газете «Время новостей» рассказал первый зампредседателя правления банка Владимир ГОЛУБКОВ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ