N°78
30 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  30.04.2003
Дорогие яички к Христову дню
В Кремле открыта выставка пасхальных подарков

версия для печати
Яички не простые, а золотые, фарфоровые, каменные дарили на Пасху последние российские самодержцы Александр III и Николай II. Самые изысканные, со сложными сюрпризами безделицы заказывали для жены и матери. Постепенно стали эти яйца символом России -- ее былого величия (где даже игрушки -- роскошны), чудовищного краха (рассыпалось все в осколочки) и упоительных сожалений о былом. Отчужденные от милых домашних праздников в музейные коллекции и сокровищницы миллионеров, интимные подарки императоров, искусно сработанные лучшими мастерами из драгоценных материалов, осознаются теперь сокровищами, сравнимыми с главными ценностями империи. Они безумно дороги и любимы народом -- здешним и нездешним, охотно выстраивающимся в очереди, чтобы лицезреть пасхальные яйца Фаберже как истинное чудо света.

В результате последовательных усилий двух русских революций, первая из которых национализировала сокровища короны и спешно эвакуировала их в Москву подальше от наступающих на Петроград немцев, а вторая, чтобы справиться с разрухой и голодом, торговала наследием проклятого прошлого, из пятидесяти яиц в России сохранились почти десять. Девять хранятся в Музеях Кремля, незаконченное десятое «Созвездие царевича» недавно нашла и опознала в Минералогическом музее имени Ферсмана в Петербурге сотрудница Музеев Кремля Татьяна Мунтян. Это яйцо показывают на выставке впервые. Усилиями реставраторов оно вновь сложилось из трех предметов недавно еще неясного назначения -- двух синих стеклянных полусфер с гравировкой и облачного куска горного хрусталя. Неожиданно яркое и нарядное (в военные годы царь заказывал скромные подарки из простых дешевых материалов) яйцо это должно было быть украшено бриллиантами. Причиной внезапной роскоши стала большая семейная радость -- чудесное выздоровление тяжко болевшего царевича. Теперь незавершенное, разобранное на части «Созвездие царевича» видится символом страшного конца семьи и империи.

Выставка не стала торжеством ювелирного искусства, хотя пасхальных яичек на ней много хороших и разных. Большие фарфоровые вешали перед образами. Крошечные брелоки собирали годами в колье. Изготавливала их, разумеется, не только фирма поставщика двора Его Императорского Величества Карла Фаберже. В кремлевском собрании много яиц разных мастеров. Коллекция непрерывно пополняется покупками и подарками. Драгоценные яйца работы известных фирм Ивана Хлебникова и Порфирия Оловяшникова -- дар компании АЛРОСА Музеям Кремля на нынешнюю Пасху.

На выставке помимо прелестных вещичек -- фотографии, документы, рисунки царских детей, альбомчик императрицы Александры Федоровны с эскизами яичек-брелоков, которые возвращают драгоценности в жестокий исторический контекст. За золотом и бриллиантами встают тени несчастной семьи, для которой безделушки были когда-то символами праздника Воскресения.

К выставке издан замечательный каталог с занимательными и одновременно научными текстами куратора выставки Татьяны Мунтян. Организована выставка при поддержке Дойче-банка.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.04.2003
Михаил Пиотровский выступил в роли талантливого продюсера
Пресс-конференция, которую директор Эрмитажа Михаил Пиотровский провел в медиацентре газеты «Известия», превратилась в роскошный рекламный ролик. Отличная режиссура, прекрасная драматургия, правильно выдержанные паузы, богатый визуальный ряд -- эффект воздействия на московскую журналистскую братию был просчитан до микрона. И получилось. Анонсированный Михаилом Пиотровским блокбастер «Юбилей наступает -- Эрмитаж отвечает» завладел умами и сердцами собравшихся. От роя смутных и сильных образов, пробужденных речью директора главного музея российской империи, кружилась голова. Казалось, «минута, и стихи свободно потекут»! -- даже у журналистов ежедневных газет... >>
  • //  30.04.2003
В Кремле открыта выставка пасхальных подарков
Яички не простые, а золотые, фарфоровые, каменные дарили на Пасху последние российские самодержцы Александр III и Николай II. Самые изысканные, со сложными сюрпризами безделицы заказывали для жены и матери. Постепенно стали эти яйца символом России -- ее былого величия (где даже игрушки -- роскошны), чудовищного краха (рассыпалось все в осколочки) и упоительных сожалений о былом. Отчужденные от милых домашних праздников в музейные коллекции и сокровищницы миллионеров, интимные подарки императоров, искусно сработанные лучшими мастерами из драгоценных материалов, осознаются теперь сокровищами, сравнимыми с главными ценностями империи. Они безумно дороги и любимы народом -- здешним и нездешним, охотно выстраивающимся в очереди, чтобы лицезреть пасхальные яйца Фаберже как истинное чудо света... >>
  • //  30.04.2003
В Новом драматическом театре сыграли спектакль Elsinore
При знакомстве Андрей Прикотенко, недавний выпускник ЛГИТМиКа, поставивший «Царя Эдипа» (один из любимейших питерских спектаклей прошлого года, даже получивший спецприз на недавней «Золотой маске»), оказался так же энергичен, весел, нахален и обаятелен, как и его спектакль. Сразу после «Маски» Прикотенко выпускал в московском Новом драматическом театре свою первую столичную премьеру -- «Гамлета», назвав его Elsinore. Андрея нимало не смущала участь районного театра у окружной дороги, которая любому режиссеру Нового драматического кажется главной угрозой успеху. Режиссер перед премьерой был непривычно беспечен и хвастал, что в театре много отличных молодых актеров: «Вот увидите, они все очень скоро прославятся». На первые спектакли пришло столько критики, сколько давно не видел Новый драматический. Вспоминая веселого подросткового «Эдипа», предвкушали удовольствие... >>
  • //  30.04.2003
На апрельской московской афише значится спектакль, который мог еще видеть Государь Император Николай II, -- поставленная Станиславским «Синяя птица». Председатель Совнаркома Ленин (Ульянов) мог видеть «Принцессу Турандот» в Театре имени Вахтангова. Трудно вообразить, а все же попытаемся -- генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Сталин идет с внуком в Театр имени Пушкина на спектакль «Аленький цветочек», не сходящий со сцены по сию пору. Первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Хрущев вполне мог еще до лишения этих постов посмотреть «Добрый человек из Сезуана» на Таганке. А уж генеральный секретарь ЦК КПСС, а впоследствии -- председатель президиума Верховного Совета СССР Брежнев, если был бы сейчас жив, мог бы просто не вылезать из московских театров, любуясь на спектакли, поставленные при его жизни... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика