N°50
21 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  21.03.2003
Музыка автора, слова народные
В МХАТ имени Чехова заканчивается Декада новой драмы

версия для печати
Новых драм было выбрано четыре, на каждую нашлось по постановочной бригаде энтузиастов, взявшихся за первое представление публике неизвестного произведения. В результате на малой сцене МХАТа появилось четыре спектакля-полуфабриката, разыгранных «по-студенчески» -- с подбором случайного реквизита и наскоро подготовленными ролями. Что, однако, не означает, будто сделано плохо. Напротив, оказалось, что в театре, как в кулинарии, свежесть изделия ценится выше, чем замысловатость рецепта и время изготовления.

Первый спектакль по пьесе Владимира Жеребцова «Подсобное хозяйство» имел успех, и пьеса, по некоторым данным, уже принята к постановке в «Табакерке». Последний спектакль по пьесе Лаши Бугадзе «Потрясенная Татьяна» покажут сегодня вечером. Но мне хотелось бы пока подробнее остановиться на двух других: «Мой голубой друг» и «Лучшие».

Обе они инициированы деятельностью центра современной пьесы ТЕАТР.doc. Одна из них возникла в результате визита группы молодых драматургов, занятых в проекте «Документальный театр», в Шаховскую женскую колонию строгого режима. Там и была обнаружена рецидивистка Екатерина Ковалева, участвующая в местной самодеятельности. Во время семинара, который участники проекта проводили в колонии, ей было предложено сделать пьесу из ее короткого рассказа «Мой голубой друг». Пьеса прошла отборочный конкурс офф-программы фестиваля «Новая драма» в мае прошлого года: тогда ее прочитали публике Ингеборга Дапкунайте и Иван Вырыпаев.

На премьеру своей пьесы во МХАТе приехала автор -- увы, под конвоем, на волю ей предстоит выйти только в сентябре. И она, и конвоирующие ее работники ИК-6 ГУИН спектаклем остались довольны. Это было интересно наблюдать: Ковалева вышла на поклоны из зала, и под аплодисменты вместе с актерами ушла за кулисы, что обеспокоило ее конвоиров: крепкого мужчину с бритым затылком и нарядную блондинку с замысловатой прической, которые немедленно встали и отправились туда же контролировать подопечную. А на обсуждении Ковалева, отвечая на вопросы, призналась, что настоящей жизнью ей кажется то, что происходит здесь -- в Москве, в театре, среди людей, которые после спектакля вернутся в свои дома, к семьям и детям. А вовсе не колония, и не то, куда ей, не собирающейся становиться настоящим драматургом и писателем, придется выйти со своей справкой об освобождении.

Все происходящее могло бы быть сферой интереса современной драматургии в том числе, но это материя сложная и трудно уловимая. На сцене же зрителям была показана совсем другая, простая история -- о женской камере в СИЗО, одна из обитательниц которой, местная поставщица стишков и порносказок, нашла себе друга среди «обиженных» из соседней мужской камеры. Его потом убили, но память о нем помогает ей во «всех начинаниях». История, взятая словно из блатного романса, рассказана, впрочем, очень живо и непосредственно. Язык, характеристики, персонажи -- все необычно для нашей сцены и, главное, отмечено тавром подлинности -- самым, как выяснилось, большим дефицитом для сегодняшней публики.

Вряд ли профессиональный драматург смог бы решиться на такое простодушие. И вряд ли у кого-то из решившихся это могло бы прозвучать не фальшиво и естественно. Рассказанное же неискушенным человеком, явно старающимся передать свои реальные чувства, хотя и пользующимся для этого тем же дискредитированным языком, что и профессиональные авторы, -- внушает доверие.

Режиссеры этого спектакля Екатерина Волкова и Анна Афанасьева, так же как и исполнившая главную роль Евгения Добровольская, сумели сохранить и эмоциональную открытость, и пафос страдающей героини -- и вызвать у зрителей слезы сочувствия.

Кажется, что современный театр слишком далеко зашел в своей изощренности и оказался отчужденным от зрителя, по-прежнему желающего облиться над вымыслом слезами. Замена вымысла документом -- хотя бы и в таком непрямом смысле, как появления автора с «трудной» судьбой, -- как будто разрушила запруду перед главным театральным материалом -- чувством.

Второй спектакль -- «Лучшие» по пьесе Екатерины Нарши также рожден из ТЕАТРА. doc. Но родом оттуда не материал, а авторы. И драматург, и постановщики Александр Вартанов и Татьяна Копылова прошли хорошую практику в технике verbatim -- опрашивая реальных людей и конструируя из их речей театральные представления. То есть работая с бытовой речью и задумываясь над ее сценическим эквивалентом. В результате получился спектакль-этюд, в котором непростой для театра драматургический текст получил адекватное театральное воплощение.

Пьесы Екатерины Нарши очень хороши на слух -- в них слова и реплики, сталкиваясь друг с другом, как кремни, высекают искры внезапных сближений. И в пьесе «Лучшие» речь персонажей -- главный структурный элемент, она важнее сюжета. Герои как будто обозначены стремительным контуром: девушка-счастье, последний-последний романтик, девочка-припевочка... Диалоги персонажей почти самодостаточны и не требуют от актера обычных театральных средств работы над ролью. Любое углубление в психологию или в бытовые характеристики ведет к потере темпа, замедлению и занудству. Постановщики предложили другой способ -- словесную игру они столкнули с театральной, жесткой и вызывающей. Вот, например, в пьесе героиня одиноко напивается в баре -- на сцене на высоком стуле сидит женщина и, пританцовывая под сладкую итальянскую музыку, ест апельсин, обливаясь соком, вгрызаясь в мякоть... На сцене много физиологии: жидкость льется, актеры натурально изображают похмелье или оргазм, чаепитие становится символом понимания, чувственные поцелуи грозят смутить блюстителей нравственности. И все это только подчеркивает, что слово в пьесе -- живое, свежее, что жизнь, им очерченная, -- узнаваема и интересна. И неожиданно оптимистичный и совершенно нереалистический финал оказывается органичным.

Объединяет обе постановки один неожиданный для меня вывод. Несмотря на то что наша новая драма, вслед за западной, устремляется на дно жизни, туда, где царят безысходность, отчаяние, одиночество, где герои обязательно вляпываются не в инцест, так в изнасилование, где нет нормального течения жизни, а только патологические ее взбрыки, -- новые пьесы живут в светлом и даже эйфорическом пространстве надежды и торжества вечных ценностей. И неважно, кто друг друга любит, и в каком месте встречаются люди, и что их окружает, -- все равно любовь, и жалость, и сочувствие неизменно торжествуют, хотя бы и за пределами реальной жизни. В этом мне видятся даже какие-то национальные особенности. То ли привыкли мы в отличие от западных коллег к мерзостям и страхам нашего быта и воспитали в себе особую стойкость, то ли читали нам в детстве много русских народных сказок, где награды добивается не самый трудолюбивый или кроткий, а просто тот, кому повезло. И все у нас заканчивается хорошо. Потому что мы этого очень хотим.
Алена СОЛНЦЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.03.2003
Главная кинонаграда мира потускнела, но не обесценилась
В предстоящее воскресенье будет вручена самая престижная в мире награда в области кино -- премия Американской академии киноискусств и наук, удачно названная «Оскаром» в честь дядюшки одной из академических сотрудниц. Юбилейная, семьдесят пятая по счету церемония предполагалась особенно торжественной и пышной, но планам этим не суждено было сбыться из-за события, которому посвящены сегодня первые полосы газет всего мира. Не будет торжественного прохода по красному ковру (вместо этого звезд будут подвозить на машинах прямо к входу в Kodak Theatre на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе), не будет трибун для фанатов, которые обычно наблюдают церемонию на телеэкранах у стен «Кодака», не будет шума и блеска, что, впрочем, не должно помешать Кэтрин Зете-Джонс исполнить на девятом месяце беременности песенку из «Чикаго»... >>
  • //  21.03.2003
Новая выставка в ГТГ -- повод задуматься о судьбе одного почтенного музея
Выставка «И по плодам узнается древо», открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, уникальна и важна во многих смыслах. Во-первых, представлены иконы из собрания частного лица -- московского коммерсанта, культуртрегера, издателя Виктора Бондаренко. Такого в залах главного государственного собрания России не случалось много-много лет. Во-вторых, полностью открытая для научных исследований, исключительная по уровню коллекция (более ста икон шести веков, с XV по начало XX) собиралась... всего четыре с небольшим года. На пресс-конференции Виктор Бондаренко задал вопрос: почему творения живописца алтарей средневековой Испании оцениваются сегодня в несколько миллионов «зеленых», а иконы безымянных русских мастеров погибают в данный момент в каком-нибудь сыром провинциальном подвале, промокшие, продрогшие, никому не нужные?.. >>
  • //  21.03.2003
В МХАТ имени Чехова заканчивается Декада новой драмы
Новых драм было выбрано четыре, на каждую нашлось по постановочной бригаде энтузиастов, взявшихся за первое представление публике неизвестного произведения. В результате на малой сцене МХАТа появилось четыре спектакля-полуфабриката, разыгранных «по-студенчески» -- с подбором случайного реквизита и наскоро подготовленными ролями. Что, однако, не означает, будто сделано плохо. Напротив, оказалось, что в театре, как в кулинарии, свежесть изделия ценится выше, чем замысловатость рецепта и время изготовления... >>
  • //  21.03.2003
Продолжение «Крестного отца» будет издано осенью
Издательство Random House и литературное агентство, представляющие права Марио Пьюзо (1920--1999), подвели итоги конкурса на лучшее продолжение истории клана Корлеоне. Создатель «Крестного отца» приступил к работе над своей счастливой книгой в малоприятных обстоятельствах -- пятеро детей, долг в двадцать тысяч долларов и «глухое» начало литературной карьеры. Два его первых романа были благожелательно встречены критикой, но не замечены широкой публикой. Позднее писатель признавался, что старался выстроить сюжет «Крестного отца» по правилам бестселлера. И не напрасно: успех романа, опубликованного в 1969 году, превзошел все мыслимые ожидания -- двадцатимиллионный тираж фантастически обогатил и прославил Пьюзо... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика