N°135
25 июля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.07.2003
Как хорошо быть оптимистом
О новом детективном проекте издательства «Захаров»

версия для печати
Шила в мешке не утаишь. Судьба не даст зарыть талант в землю, особенно детективный. Слоган украшает задние обложки двух книг, выпущенных в свет издательством «Захаров», -- «Костя Касаткин и два его первых дела», «Костя Касаткин и два его новых дела». Легко понять, что публике предложены разом четыре таинственные истории. Того легче догадаться, что перед нами «проект» -- то есть серия книг со сквозным героем и фиксированной повествовательной манерой, предполагающая энное количество продолжений. (По издательским сведениям, новый касаткинский диптих появится осенью.) И совсем уж просто смекнуть, что сентенция о прорвавшем мешок шиле детективного таланта характеризует не только «сыщика поневоле», но и автора -- Елену Кассирову, чье покамест не раскрученное имя скромно угнездилось в нижней части обложки.

Сумеет ли издательство «Захаров» эффективно развернуть проект -- дело темное. Фирма эта, как известно, преуспела в конструировании Бориса Акунина. Она же гулко обломилась с неким Обломовым, склонявшим три года назад старика Хоттабыча на интернетовские нравы. Забава с модернизацией русской классики («Идиот» Федора Михайлова, «Анна Каренина» Льва Николаева, «Отцы и дети» Ивана Сергеева) хоть и отозвалась оживлением литераторской тусовки, но коммерческим событием не стала. (Вот и не дождались мы ни «Истории государства российского» от Николая Михайлова, ни «Военной тайны» от Аркадия Петрова, ни «Мастера и Маргариты» от Михаила Афанасьева...) Конечно, в «Захарове» работают люди энергичные и упорные, но уж больно непредсказуем (мягко выражаясь) наш рынок легкого чтения. Предположим (скрепя сердце и скрипя зубами), что у Александры Марининой, Дарьи Донцовой, Полины Дашковой, Александра Бушкова, Сергея Лукьяненко какой-никакой намек на дарование имеется, но ведь о массе не менее массовых детективщиков, фантастов и фэнтезийщиков (имя им -- легион) такого ни при какой погоде не скажешь. Ан раскупаются -- даже те плоды дешевого коллективного рабского труда, злосчастные составители коих, кажется, сознательно исходят из принципа «чем хуже (с сюжетом, характерами, фактурой, не говоря уж о квазирусском языке), тем лучше». Был бы бренд... В то же время авторы, тонко работающие на поле масскульта, часто оказываются погребенными в братских могилах книжных развалов. (Прорывы Бориса Акунина, Александра Кабакова, Михаила Успенского или Михаила Веллера -- выразительные, но трудно объяснимые исключения. Характерно, что Кабаков в последние годы целенаправленно -- и подчас успешно -- дрейфует в сторону «серьезной литературы», а Веллер столь же целенаправленно попсовеет, буквально выдавливая из себя последние капли писательских навыков.) Остроумному (и просто умному) Льву Гурскому не помогли ни игровая биография-легенда, ни поддержка доброжелательных профессионалов, ни злобное, но громкое рычание супостатов, ни даже телесериал «Досье детектива Дубровского». То есть помогли, конечно (читают пародийные, но всегда лихо закрученные и живо рассказанные политические триллеры «саратовского американца» не одни умники), но на олимп сверхтиражей не вынесли. (Кстати уж, сообщу, что новый роман о частном детективе Якове Штерне, на сей раз между делом спасшем от зловещей напасти не одну Москву, но все человечество, уже закончен и, тьфу-тьфу, скоро вступит в битву за читателя.) Что уж говорить об авторах без харизмы, например о Вере Белоусовой, чьи изящные, насыщенные интертекстуальной игрой и населенные живыми несхожими людьми романы об обаятельном и добром майоре Мышкине («Второй выстрел», «Жил на свете рыцарь бедный», «Прощаю тебе мою смерть») для типового покупателя лишь очередные книжки в аляповатых обложках? Или о дебютировавшей у «Захарова» Елене Кассировой?

Так вот, в успехе нового «проекта» я не уверен, а в том, что шила (дара) в мешке не утаишь, уверен вполне. Про четыре «дела», в которые всякий раз нежданно-негаданно влетает (или влипает) сравнительно молодой (никак не склонный быть взрослым и никогда не унывающий) журналист Костя Касаткин, нам рассказывают легко, непринужденно и чуть подсмеиваясь надо всем и вся. Над милым всякой женщине и жалеющим всех женщин плейбоем-однолюбом (бывают такие сочетания). Над его неизменной (не имеющей никаких недостатков, кроме головокружительной стервозности) подружкой Катей. Над молодящейся (после удара) вздорной и трогательной бабушкой. Над газетной поденкой и газетными штампами. (Главное и любимое Костино дело -- ресторанная критика.) Над разношерстной Костиной компанией. Над мифогенным Домом на набережной, где в многокомнатной разваливающейся под гнетом истории квартире обретается наш сыщик -- обломок советской номенклатуры. Над городским фольклором (маньяки, квартирные мафии, пирожки с кошатиной-собачиной-человечиной). Над стереотипами массового постсоциалистического мышления. Над нашими предрассудками, привычкой брюзжать и любовью к жутким страшилкам и сказкам о чудачествах новых русских.

Обаяние историй Кассировой не в сюжетах (негодяев-«убивцев» распознаешь несколько раньше, чем Костя, -- ссылаюсь на свой опыт, особенно ценный потому, что вообще-то я читатель недогадливый), но в пленительном простодушии героя и усмешливой ласковости автора. Убивают здесь много, но от этого жизнь не становится страшной. И дело не только в том, что перед нами, конечно, «игра в детектив» с явным привкусом добродушного абсурда -- игровая стратегия (вкупе с постоянным ироничным разоблачением общественных мифов и фобий) основана на здравомыслии и -- слушайте! слушайте! -- социальном оптимизме. Не победительно наглом, а естественном. Да, хватает в нашем мире каверз и несуразностей, подлостей и комплексов, обид и глупостей, но жить-то можно. Славные люди есть всюду -- в престижных хоромах, окраинных хрущобах, муромских лесах. Как и мерзавцы. Коими могут быть потомки «советских господ» и бомжи, ушлые «новорусские» и рафинированные умники. Люди -- все люди, хотя квартирный вопрос не утратил актуальности. И не надо судить по наружности -- ни собственных соседей, ни героев Елены Кассировой, ни ее славные сочинения, что -- при всех огрехах, каковые непременно там выищут, -- способны повеселить читателя, поднять ему жизненный тонус, а заодно напомнить: делу время -- потехе час, не было ни гроша, да вдруг алтын, а шила (таланта) в мешке не утаишь. Вне зависимости от успешности «проекта», которому, впрочем, хотелось бы пожелать удачи.
Андрей НЕМЗЕР

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  25.07.2003
Лондонская Национальная галерея не позволила продать США картину Рафаэля
Миниатюрный шедевр Высокого Возрождения -- полотно Рафаэля «Мадонна с младенцем» (известная также как «Мадонна с гвоздиками») -- стал поводом демонстрации редкой по российским понятиям солидарности британского художественного сообщества... >>
  • //  25.07.2003
Крестьянская утварь в Центре современного искусства
Куратор Московского центра искусств Марина Лошак любит авангард. И соответственно, любит крестьянское искусство. Не в этнографическом его варианте -- избыточном и научном. Марина Лошак, как художники-авангардисты, ценит наивное искусство за смелость и непосредственность. И показывает его не длинными рядами, а уникальными предметами, шедеврами, которых много не бывает... >>
  • //  25.07.2003
В «Пушкинском» стартовал «Двойной форсаж»
Одинарный «Форсаж» -- высокооктановая жужжалка Роба Коэна -- неожиданно для многих стал кассовым сюрпризом 2001 года. Кино, основанное на >>
  • //  25.07.2003
О новом детективном проекте издательства «Захаров»
Шила в мешке не утаишь. Судьба не даст зарыть талант в землю, особенно детективный. Слоган украшает задние обложки двух книг, выпущенных в свет издательством «Захаров», -- «Костя Касаткин и два его первых дела», «Костя Касаткин и два его новых дела». Легко понять, что публике предложены разом четыре таинственные истории... >>
  • //  25.07.2003
К Рафаэлю: Директор Лондонской Национальной галереи Чарльз Сомерер Смит "Мадонну с гвоздиками" никому не отдаст К >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика