N°133
23 июля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  23.07.2003
Ле Риш: «Мне не нужен театр, если нет времени повозиться с мотоциклом»
версия для печати
Николя Ле Риш -- этуаль Парижской оперы и приглашенная звезда «Ковент Гарден» -- приехал в Санкт-Петербург на «Звезды белых ночей» вместе с Английским королевским балетом, станцевал «Маргариту и Армана» с первой балериной мира Сильви Гиллем и дал Екатерине БЕЛЯЕВОЙ эксклюзивное интервью для газеты «Время новостей».

-- Вам нравится работать с Сильви Гиллем? Как вы готовили «Маргариту и Армана»?

-- Мы встретились, взяли по экземпляру романа и пьесы Дюма-сына «Дама с камелиями», прочитали, потом обсудили нюансы сюжета и хореографии. Дальше каждый сам за себя. Мы не влияем друг на друга, просто нам интересно делать что-то вместе.

-- Вы и Гиллем были «цыплятами Нуреева», теми, кого он выдвинул в этуали из кордебалета. Что скажете о Рудольфе?

-- Нам, тогдашним выпускникам Парижской школы танца, особенно повезло. Когда он был балетным директором в Опере, он быстро давал ведущие роли в спектаклях. Мне, например, дал Меркуцио, потом Ромео, и я молниеносно стал этуалью.

-- Десять лет назад вы станцевали в Большом театре «Спартака», продемонстрировав русскую, даже московскую манеру танца. Откуда вы ее знаете?

-- Я считаю, что каждый танцовщик -- это в своем роде сумма школ. Мне обидно относить себя к какой-то одной школе, французской например. Я не делю две традиции: русская и французская -- двоюродные сестры. Все ведь рядом -- Мариус Петипа приехал в Россию из Франции, русские постоянно ходят в Эрмитаж, где много французов, в России возник Фокин, а Дягилев показал его во Франции на «Русских сезонах». Потом Нуреев вернул находки Петипа в Париж, а я, вот, приехал и станцевал сначала Спартака в Большом, а потом Блудного сына в Мариинке. И еще хочу сделать что-нибудь в этом роде.

-- Вы космополит? Не очень-то французская идея.

-- Пожалуй, да. Меня сделали таким современные технологии. Нет расстояний: сел в самолет -- и ты в Москве или Петербурге. Замыкаться на Франции просто смешно.

-- То есть если бы вам предложили поработать в Москве, вы бы стали танцевать советский репертуар Большого театра?

-- Я родился в Париже, там моя семья -- родители, жена, друзья. Но я счел бы все это неважным, если бы меня пригласили. Я люблю хореографию Юрия Григоровича, он уже предложил мне танцевать Ивана Грозного в его балете (в следующем сезоне Григорович возобновляет свой спектакль в Парижской опере. -- Ред.).

-- Но это же ужасное старье!

-- Нет, нам это интересно, ведь для Парижа фигура Грозного -- это же экзотика. Я не собираюсь смотреть кассеты с русскими исполнителями и повторять кого-то (я никогда их не смотрю). Сейчас вернусь в Париж, засяду за книжки, покопаюсь в русской истории. Я уже посмотрел Эйзенштейна, его знаменитый фильм «Иван Грозный».

-- Кино играет большую роль в вашей жизни?

-- Старое голливудское кино умерло. Сегодняшнее кино -- это пустое развлечение, и я смотрю его, чтобы просто отдохнуть после спектакля. Есть кинотеатры, где сохраняют в репертуаре режиссерские фильмы, и ходить туда -- это работа, такая же, как балет. Я хожу. Последнее, что посмотрел, это новый фильм Павла Лунгина. До сих пор не могу в себя прийти от восторга.

-- Раньше ваша манера поведения на сцене была более сдержанной. Думаете, академизм ушел в тираж?

-- Нет, но он требует коррекции. Я всегда стремился работать с живыми хореографами, потому что считаю балет очень живым искусством. И то, что получал от них, переносил в классику. Я анархист в своих манерах, но не в отношении к хореографии. В ней есть смысл, он не понятен сегодняшнему зрителю, и мои находки нужны для того, чтобы зрителю казалось, что данный балет сделан сегодня и именно для него. Моя миссия в том, чтобы перекинуть мостики между тем, что было сто или двести лет назад, и сегодняшним днем. Я хочу как бы оправдать существование сегодня классической школы. Балет не должен стать музеем, во всяком случае не я буду в нем смотрителем.

-- Вы думаете о том, чтобы понравиться зрителю, когда танцуете?

-- Нет, конечно. Понятия не имею, что думает обо мне зритель, мне все равно. Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу как он чувствовал, как он хотел -- с огромным количеством голых тел, потом была какая-то реакция, художник одумался и подрисовал кое-где тряпки. Но важен только уникальный ход его мыслей. А если интересоваться мнением зрителя, очень быстро попадешь в маркетинговую ловушку, потеряешь себя как личность.

-- Вы ведь не только танцовщик, но и хореограф. Сочинение балетов -- это хобби или серьезное занятие?

-- Хобби. Мне много заказывают разные национальные театры, потому что им нужны современные постановки и громкие имена. У известных хореографов, вроде Килиана или Прельжокажа, нет времени на мелкие театры, и у них очень высокие гонорары. А я хочу поэкспериментировать и похулиганить -- вот и работаю.

-- Что вас вдохновляет, когда вы ставите балет? Может быть, кинематограф?

-- Не совсем так. Недавно я делал спектакль по роману Ясунари Кавабата, потому что люблю его книги. Мне нравится какой-нибудь роман, персонаж, иногда просто здание или авангардная архитектура в целом, я начинаю думать о том, почему мне это нравится -- и балет рождается как ответ на этот вопрос. Думаю, что это интереснее, чем ставить историческую драму, как Дзеффирелли.

-- А как вы выбираете музыку?

-- У меня много друзей-музыкантов, они и пишут для меня. Еще я люблю всяких классических маргиналов -- грегорианцев или сочинителей куртуазных мадригалов.

-- Каким, по-вашему, должен быть хореограф?

-- Прежде всего -- умным. Хотя вряд ли он должен быть концептуалистом. Концептуальное искусство, которое я сам очень люблю, не очень ладит с балетом. Думаю, что архитектор может стать хореографом. Возьмем, например, Жан-Клода Галотта. Надо помнить, что зритель, который идет на хореографа, это не тот зритель, который идет просто на балет. Как тот, кто ходит на выставки Дали, необязательно ходит на выставки Вермеера. Когда ты ставишь балет по заказу государственного театра, ты должен учитывать более общие вкусы, не давать явных перекосов.

-- Вы почти не танцуете бессюжетные балеты. Почему?

-- Мне важна сама работа с хореографами. Баланчина нет, и он больше не расскажет никому своих историй, поэтому я так мало танцую Баланчина. Если живой хореограф предложит абстракцию -- это мне все же интереснее, чем литературный сюжет в хореографии умершего автора. Я с удовольствием танцевал абстрактные балеты -- и «Сладкие обманы» Килиана, и «Квартиру» Матса Эка, где мы просто играли в быт.

-- А у вас, этуали Парижской оперы, есть быт как таковой?

-- Если бы не было повседневной жизни -- не было бы моих ролей на сцене. Мне не нужен театр, если нет времени повозиться с мотоциклом, порисовать, поиграть на гитаре, поработать за компьютером, пообщаться с женой, навестить родителей. Для меня это и значит жить в обществе. И это общество со своими каждодневными связями дает мне возможность танцевать.
Беседовала Екатерина БЕЛЯЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.07.2003
Николя Ле Риш -- этуаль Парижской оперы и приглашенная звезда «Ковент Гарден» -- приехал в Санкт-Петербург на «Звезды белых ночей» вместе с Английским королевским балетом, станцевал «Маргариту и Армана» с первой балериной мира Сильви Гиллем и дал Екатерине БЕЛЯЕВОЙ эксклюзивное интервью для газеты «Время новостей». >>
  • //  23.07.2003
В Москве проходит летняя школа современного танца «Цех»
Толпу желающих поделили на два потока: первые скоро уже закончат учиться (поток с 21 по 26 июля), вторые 28-го только начнут. И те и другие занимаются одним и тем же: техникой contemporary dance, композицией, джазом и контактной импровизацией. И в первом и во втором потоке можно выбрать уровень занятий: общий или продвинутый. В родном отечестве, где так часто значимые хореографические идеи погибают из-за неловких рук и негибких ног, московское объединение театров танца «Цех» решилось взяться за танцевальное образование... >>
  • //  23.07.2003
Первоначальная цена здания, «сыгравшего» в нашумевшем фильме, 250 000 фунтов стерлингов
Сегодня праздник у всех поттероманов мира: исполнителю роли чудо-мальчика со шрамом Дэниэлю Рэдклиффу исполняется 13 лет. Рэдклифф будет принимать поздравления на съемочной площадке «Гаррии Поттера и узника Азбакана», экранизации третьей серии эпопеи Джоан Роулинг... >>
  • //  23.07.2003
Историю депортации интеллигенции в 1922 году рассказали в фотографиях и документах
В зале Государственных архивов на Пироговке открылась очередная выставка: после подробной истории о последнем годе жизни Сталина, 1953-м, архив обратился к началу советской истории и предложил вниманию зрителя одну из самых ярких акций (как профессионально назвал ее архивист из ФСБ, операций) «ранних» большевиков. Выставка называется «Философский пароход. О высылке интеллигенции в 1922 году»... >>
  • //  23.07.2003
В серии «Зебра» издательства «Фантом-пресс» -- новинка, роман Джеффа Николсона «Бедлам в огне» (перевод Игоря Алюкова). Классический вариант английской прозы кембриджского извода. Отличительные особенности -- весьма изощренный сюжет, прикрывающий интеллектуальные намеки автора, понятные лишь избранным. Приманка с виду хороша. На вкус -- стоит распробовать... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика