N°133
23 июля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  23.07.2003
Ящик пыток
версия для печати
В серии «Зебра» издательства «Фантом-пресс» -- новинка, роман Джеффа Николсона «Бедлам в огне» (перевод Игоря Алюкова). Классический вариант английской прозы кембриджского извода. Отличительные особенности -- весьма изощренный сюжет, прикрывающий интеллектуальные намеки автора, понятные лишь избранным. Приманка с виду хороша. На вкус -- стоит распробовать.

Выпускник Кембриджа красавчик Майк Смит прозябает в антикварной лавке, коротая вечера с не слишком привлекательной подругой-издательницей. Ничтожный заработок, скучная жизнь: совсем не та, на которую рассчитывает честолюбивый семидесятник из самого престижного колледжа страны.

Одолеть первые сорок страниц экзистенциальной тоски можно только в надежде на спасительное «вдруг». Чем хороша английская проза (в отличие от континентальной), так это гарантией того, что «вдруг» непременно случится. В данном случае оно является под видом бывшего однокашника, чудаковатого уродца по имени Грегори Коллинз. Последний просит Майка «подправить» его имидж, а именно подарить свое лицо для публикации на обложке полубезумного полуноваторского романа. Так Майкл Смит становится Грегори Коллинзом или наоборот. Далее следуют литературные чтения, на которые один герой отправляется вместо другого, и все заканчивается выгодным ангажементом: Майкла под видом Грегори приглашают в дурдом в качестве преподавателя литературного мастерства. Социология английской повседневности перерастает в авантюрную историю.

По сути, Джефф Николсон повторяет путь к успеху, проторенный еще в «Волхве», ссылка на которого мелькает в начале романа. Хозяйка литературного салона говорит, что особенно ей удались чтения Джона Фаулза. В качестве социального фона взяты те же семидесятые. Герой аналогичным образом убегает от лондонской безработицы и попадает в игровую ситуацию, где его задача -- распутать некоторый интеллектуальный узел. В процессе решения этой головоломки читателю скармливают довольно калорийную порцию блюда, состоящего из всевозможных ингредиентов современной философской кухни. Для тех, кого не бодрит ни философия, ни психоанализ, предусмотрена эротическая фабула. Даже предложение герой «Бедлама» получает то же, что и его фаулзовский предшественник: оба отправляются работать учителями литературы.

За развитием сюжета в психушке наблюдать весьма занятно, тем паче, что читательский интерес подогревает амбивалентность ситуации «пациент-доктор». Для создания еще большего напряжения автор умело вводит излюбленный англичанами инструментарий «готического» романа. Героя по каким-то причинам не пускают за пределы клиники, по ночам к нему является рыжая докторша с явными признаками копрофемии. Главная интеллектуальная дилемма состоит в попытке понять две вещи: кто здесь реальный псих, а кто прикидывается. Трудно обвинить Николсона в неумении закрутить интригу. Проблема в другом. «Бедлам» препарирован таким количеством скрытых и открытых цитат, что создается впечатление невероятной многозначительности всего происходящего. Но развязка разочаровывает. Автор поспешно сворачивает сюжет посредством поджога и спасается бегством, заметая следы. А читатель вынужден самостоятельно расхлебывать последствия чрезмерного потребления угарного газа застарелых идей и прописных истин. В конце концов вопрос об относительности такого понятия, как душевное здоровье, поставлен давным-давно. И с проблемой авторства худо-бедно, но разобрались. Так к чему было огород городить? Непонятно.

А вот более адаптированный для наших реалий вариант английского романа. В издательстве «Иностранка» вышел свежий опус Бена Элтона «Смерть за стеклом» (перевод А. Соколова). Настоятельно рекомендую. Это тот самый Бен Элтон, который написал «Звонок из прошлого», остроумно «наказав» янки за истерию вокруг платья Моники Левински. Роман был весьма изящно выстроен, а ближе к финалу мутировал в настоящую комикс-стори. «Смерть за стеклом» ничуть не хуже. Подробно описывается ситуация реального шоу. Десять участников, тридцать камер, сорок микрофонов. Группа подопытных кроликов спаривается и грызется на глазах у всей страны. В результате -- два ареста и один труп. Инспектор с манерами Шерлока Холмса расследует преступление, попутно разражаясь гневными монологами в духе о tempori, o moris. Перед глазами (в прямом смысле слова) предстают картинки, живописующие нравы современной молодежи. Хиппи, яппи, пролы, нацменьшинства -- каждый из участников разыгрывает перед камерой навязанную устроителями роль. То, что называется социальным экспериментом, на деле оказывается очередной фабрикацией.

Заполучив читателя посредством заявленной в предисловии детективной интриги, Элтон легко вступает на территорию социальной критики и формального эксперимента. К сюжетам реального шоу не раз обращался кинематограф. Литераторы прежде не рисковали. Элтон осваивает правила игры и легко переделывает их под себя. История разворачивается одновременно в нескольких плоскостях, что логично для медийного пространства. С одной стороны, читатель в «реальном» времени день за днем следит за тем, что происходит «за стеклом». С другой -- ему наперед обещан труп. Параллельно происходит расследование: полицейские раз за разом прокручивают на видео жизнь участников до момента убийства. Таким образом, наблюдателю доступны сразу три точки зрения: изнутри событий, с обратной стороны стекла и взгляд стороннего наблюдателя, просматривающего документальную запись. На вооружении у читателя все достижения видеоиндустрии: крупные планы, стоп-кадры, покадровый просмотр и ускоренная перемотка. При этом, следуя законам шоу, автор сохранит имя убитого в тайне ровно до момента происшествия. Схема классического детектива разрушается: ты одновременно знаешь об убийстве, ожидаешь его и постфактум следишь за расследованием. Объединив прошедшее, настоящее и будущее, Элтон добился такого «разогрева» интриги, что первые две трети романа пожирают читателя целиком.

Окончание тоже не разочарует. Бен Элтон находит, пожалуй, самый остроумный способ «наезда» на манипулирующую природу современного шоу-бизнеса. Телевидение -- монстр. Оно не просто зомбирует, оно реально убивает. Произнося окончательное обвинение, инспектор одновременно разоблачает шоу и становится самым популярным его участником, а в перспективе -- жертвой. Пусть четыре сотни страниц не пугают. Главное не заглядывать в финал. Соблюдайте правила игры, иначе останетесь без главного приза.
Наталия БАБИНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.07.2003
Николя Ле Риш -- этуаль Парижской оперы и приглашенная звезда «Ковент Гарден» -- приехал в Санкт-Петербург на «Звезды белых ночей» вместе с Английским королевским балетом, станцевал «Маргариту и Армана» с первой балериной мира Сильви Гиллем и дал Екатерине БЕЛЯЕВОЙ эксклюзивное интервью для газеты «Время новостей». >>
  • //  23.07.2003
В Москве проходит летняя школа современного танца «Цех»
Толпу желающих поделили на два потока: первые скоро уже закончат учиться (поток с 21 по 26 июля), вторые 28-го только начнут. И те и другие занимаются одним и тем же: техникой contemporary dance, композицией, джазом и контактной импровизацией. И в первом и во втором потоке можно выбрать уровень занятий: общий или продвинутый. В родном отечестве, где так часто значимые хореографические идеи погибают из-за неловких рук и негибких ног, московское объединение театров танца «Цех» решилось взяться за танцевальное образование... >>
  • //  23.07.2003
Первоначальная цена здания, «сыгравшего» в нашумевшем фильме, 250 000 фунтов стерлингов
Сегодня праздник у всех поттероманов мира: исполнителю роли чудо-мальчика со шрамом Дэниэлю Рэдклиффу исполняется 13 лет. Рэдклифф будет принимать поздравления на съемочной площадке «Гаррии Поттера и узника Азбакана», экранизации третьей серии эпопеи Джоан Роулинг... >>
  • //  23.07.2003
Историю депортации интеллигенции в 1922 году рассказали в фотографиях и документах
В зале Государственных архивов на Пироговке открылась очередная выставка: после подробной истории о последнем годе жизни Сталина, 1953-м, архив обратился к началу советской истории и предложил вниманию зрителя одну из самых ярких акций (как профессионально назвал ее архивист из ФСБ, операций) «ранних» большевиков. Выставка называется «Философский пароход. О высылке интеллигенции в 1922 году»... >>
  • //  23.07.2003
В серии «Зебра» издательства «Фантом-пресс» -- новинка, роман Джеффа Николсона «Бедлам в огне» (перевод Игоря Алюкова). Классический вариант английской прозы кембриджского извода. Отличительные особенности -- весьма изощренный сюжет, прикрывающий интеллектуальные намеки автора, понятные лишь избранным. Приманка с виду хороша. На вкус -- стоит распробовать... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика