N°10
22 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  22.01.2003
Стон и веревочка
«Паук» Дэвида Кроненберга на фестивале «Лики любви»

версия для печати
Пятна на грязных, облупившихся стенах очень похожи на симметричных чернильных мотыльков из тестов Роршарха. Если долго смотреть на них, можно увидеть все, что захочешь. Сначала это забавно. Потом, когда становится ясно, что ничего, кроме этих пятен, ты никогда не увидишь, становится жутко. Мотыльки кривляются, подмигивают, сбиваются в стаи и рассказывают истории, которые ты безуспешно пытался забыть.

В дышащий на ладан пансионат-бедлам на окраине Лондона Паук пришел сам. Сунул хозяйке бумажку с адресом, промычал что-то свое, лег на спину, лицом кверху. Старик-сосед сразу признал в нем Английского Пациента: «Вы ведь из Африки, верно?» Но он не Английский Пациент. Он Паук.

Раньше его звали Деннис Клег, но теперь осталось только прозвище, придуманное Маменькой. Все, что помнит Паук, он доверяет дневнику. Ежедневная каллиграфическая кардиограмма состоит из крючков и закорючек, какими обычно изображают язык инопланетян в плохих научно-фантастических фильмах. Так, пожалуй, выглядела бы стенографическая запись «Шоколадного Пушкина», вздумай кто-нибудь зафиксировать на бумаге бормотание Петра Николаевича Мамонова в его нынешней ипостаси человека-амфибии. Впрочем, о существовании Мамонова, равно как и Пушкина, Паук не подозревает. Хотя был когда-то не только Английским Пациентом, но и Евгением Онегиным.

Осколки стекла, разбитого буйным из соседней палаты, сложились в прозрачный, тронутый кровавыми брызгами паззл. Трещины между кусками стекла сами собой образовали концентрические круги паутины. У Паука много глаз. В каждом Маменька отражается по-своему. В своем истинном обличье хозяйки дома, готовящей вкусный ужин, пританцовывающей перед зеркалом в новой комбинации и бродящей по питейным заведениям в безнадежных поисках благоверного. И рассказывающей своему любимому мальчику о самом прекрасном, что видела в жизни. О прозрачных, будто шелковых, занавесях паутины, блестящих и переливающихся на солнце. Но стоит закрыть один глаз, как она уже не та. Теперь это отвратительная подзаборная шлюха, занявшая место Мамочки на кухне и в постели Отца. А если зажмуриться -- Мамочкой окажется любая женщина вообще. Это больно, но выносимо. Насекомое стерпит все.

Невидимым дервишем бродит Паук по закоулкам собственной памяти. Вот, неосознанно копируя Джимми Дина, прижимается нескладным телом к грядке за домом. На огороде растет капуста. Ее корни питаются соками Маменькиного тела. Маменька мертва. Маменьку убил Отец, чтобы она не мешала ему грешить с отвратительным похотливым чудовищем, Арахной в Маменькином обличье. Вот сидит в сарае, куда Отец отправил его в наказание за правдивое слово «убийца». Вот методично связывает попавшие под руку шнурки, веревочки и бечевки в бесконечную нить. Он будет ткать для них свою паутину. Ради Маменьки. Это будет самая лучшая паутина из всех. Веревочная лестница в небо, сплетенная послушными пальцами колыбель для сексуальной кошки. Сладкий газ заполнит все, и остальные запахи исчезнут.

Но они были. «Паук» -- единственный фильм последнего времени, в котором обоняние задействовано на равных с прочими, обостренными до предела, чувствами. Запахи у Кроненберга можно увидеть, они имеют цвет и консистенцию. Подернутый золотистой бульонной пленкой оттенок хаки в неисправном нужнике. Осязаемый роговицей ультрамарин газа. Сам же Паук пахнет желтым, серым и коричневым: могильной землей, пеплом мертвых сигарет, четырьмя рубашками, надетыми одну на другую.

Своим фильмом Дэвид Кроненберг едва ли не сознательно разочаровал всех, кто, отправляясь на просмотр, надеялся увидеть привычные «пупырчатые извращения»: взрывающуюся голову, сращенную с жуком пишущую машинку, на худой конец, изломанные тела, слившиеся в экстазе на заднем сиденье смятого в лепешку «Мерседеса». Никакой шоковой терапии. «Паук» снят для тех, кто, повинуясь гаммельнской кинокамере великого оператора Питера Сушицкого, начнет лихорадочно считать кирпичи в замурованных окнах дома скорби, а потом с ужасом поймет, что в паучьей скорописи ему понятна каждая строчка -- точно такими же каракулями лихорадочно заполняются страницы блокнота в темном кинозале. Шизофрения, как и было сказано. Кроненберг переиначил «Психоз», классическую страшную историю о маменькином сынке и убийце родом из детства. Вывернул мясом наружу. Он не пытается ни оправдать Паука, ни превратить его в пугало из кровавого триллера, избегает даже соблазна остаться беспристрастным наблюдателем. Просто на один час тридцать восемь минут Кроненберг запирает зрителя в черепной коробке, где копошатся, доедая мозг, мокрицы нездоровья. Быть там -- невыносимо. А вжиться в роль владельца этой коробки, мамлеевского «хозяина своего горла», невозможно на физическом уровне. Рейф Файнс, взявшись за роль Денниса Клега, совершил очередной профессиональный подвиг. И окончательно убедил в том, что именно его способность жить на экране и называется гениальностью. Хотя уму непостижимо, как он до сих пор способен спать по ночам. Человек без лица в «Английском пациенте». Москвич в Гарольдовом плаще в «Онегине». Черный тамплиер Амон в «Списке Шиндлера». Писатель-богоборец в «Конце романа». Любой из этих ролей обычному актеру хватило бы на всю оставшуюся смерть. Она взорвалась бы в сознании миллионом ослепительных брызг и застыла бы накипью безумия, которую не под силу счистить ни одному психотерапевту в мире.

Файнс жив. Теперь он -- Паук. Но он не обидит и мухи.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.01.2003
«Паук» Дэвида Кроненберга на фестивале «Лики любви»
«Паук» Дэвида Кроненберга на фестивале «Лики любви». В дышащий на ладан пансионат-бедлам на окраине Лондона Паук пришел сам. Сунул хозяйке бумажку с адресом, промычал что-то свое, лег на спину, лицом кверху. Старик-сосед сразу признал в нем Английского Пациента: «Вы ведь из Африки, верно?» Но он не Английский Пациент. Он Паук... >>
  • //  22.01.2003
Клубы начали устраивать выставки дизайнеров моды
Тенденция соединять моду с «высоким» искусством в жанре выставок и фестивалей вышла на принципиально новый уровень, слившись с другой, не менее свежей для России манерой - соединять, в жанре тех же выставок и фестивалей, клубную культуру с «высокой». Арт-акции клубы и рестораны устраивают примерно с того же времени, что профессионалы от «моды и стиля». В этом году клубы и рестораны начали выставлять моду... >>
  • //  22.01.2003
Вчера в Театре Маяковского начались десятидневные гастроли знаменитого «Снежного шоу» (Snow show) Вячеслава Полунина. Этот спектакль уже привозили в Москву во время Театральной олимпиады, показывали его и в Питере. По нему в технике «ожившей фотографии» Ириной Евтеевой снят анимационный фильм «Клоун», получивший «Серебряного льва» на фестивале в Венеции (фильм, кстати, снят по заказу и на деньги самого Полунина)... >>
  • //  22.01.2003
Святочные представления «Школы драматического искусства»
К театру Анатолия Васильева еще в самом начале 90-х годов прилепилось слово «скит», неизвестно кем пущенное в обиход. С тех пор его не перестают повторять -- то почти серьезно, то с издевкой. Поначалу «Школу драматического искусства» величали так из-за ее замкнутости, обособленности театрального существования. Слухи о строжайшей дисциплине и беспрекословном послушании учеников, об эзотерических методиках актерского тренинга и т.д. оплетали «Школу...» со всех сторон, мифологизируя ее образ. Пищу для пересудов давали вдобавок нрав и даже внешность самого Васильева: длинные волосы, иногда заплетаемые в косицу, неухоженная борода, опояска («Классические «знаки» художника и тут же иное -- знахарь, колдун, старец», -- писал о нем Анатолий Смелянский). Во второй половине 90-х, когда вышел «Плач Иеремии» (1996) и вслух была названа главная цель «Школы...» -- создание мистериального театра, слово «скит» утеряло юмористическую окрашенность. Даже те, кто доныне считает театральные идеи Васильева химерами, не могут отрицать сугубой серьезности его намерений и усилий... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика