N°95
30 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  30.05.2002
Умер академик Панченко
версия для печати
Академик Александр Михайлович Панченко прожил всего шестьдесят пять лет. Не менее четверти века он почитался в профессиональной среде одним из крупнейших здравствующих русских филологов и историков культуры. Последние годы благодаря телевидению вся Россия знала: есть в Питере такой невероятный, многознающий, завораживающе артистичный и при том удивительно «свой» человек. Очень большой, очень свободный.

Панченко был (и ощущал себя) полноправным наследником великих традиций отечественной и европейской академической науки. Он учился в прославленном Карловом университете (Прага), по окончании которого защитил диссертацию о русско-чешских литературных связях XVII столетия (фундаментальная монография увидела свет в 1969 году). Он работал в Пушкинском доме: начинал в легендарном секторе древнерусской литературы под водительством Дмитрия Сергеевича Лихачева, некоторое время возглавлял сектор XVIII века. Его тщанием в 1970 году был подготовлен замечательный том «Русская силлабическая поэзия XVII--XVIII вв.» -- в странных и неуклюжих на вкус современного читателя виршах Панченко открывал подлинную поэзию, не только «исторически значимую», но и по-своему мощную, яркую, интеллектуально насыщенную. За якобы однообразными строками вставали несхожие судьбы, идеологические конфликты, разнонаправленные эстетические стратегии. Это было важно и по-настоящему ново.

Русский семнадцатый век -- век раскола и европеизации, чаяния реформ и попыток удержать мифологизируемую старину, изысканного любомудрия и истового фанатизма, век Аввакума, Никона, Симеона Полоцкого, горя-злосчастья и взнуздывающих фортуну авантюристов, век мучительного рождения «личности» и клубящихся альтернатив российского будущего -- обретал в работах Панченко свое лицо. Привлекательное и страшное. Так было в книгах «Русская стихотворная культура XVII века» (1973; написана на основе докторской диссертации -- защитил ее ученый в 35 лет!) и «Русская культура в канун петровских реформ» (1984). Так было в научных статьях -- если автор и вел речь о других эпохах, «бунташный век» оставался «магическим кристаллом», позволяющим рельефнее и точнее увидеть прошлые, настоящие и будущие свершения и беды России. Должно быть, поэтому академик Панченко умел серьезно и страстно говорить о современности -- в сегодняшних расколах и разломах, неистовом многоязычии и борениях «старины» с «новизной» он видел отражения давних (но живых!) культурных конфликтов. Панченко мог негодовать и ужасаться, но ощущал смысловое единство русской истории. И заражал этим чувством своих читателей и телезрителей.

В 1976 году появилась и сразу же стала «интеллектуальным бестселлером» совместная книга учителя и ученика -- академика Лихачева и тогда еще не академика Панченко -- «Смеховой мир» Древней Руси». Раздел, написанный Александром Михайловичем, называется «Смех как зрелище». Автор действительно знал толк и в смехе, и в зрелищах -- порукой тому не только блистательная телевизионная карьера ученого, но и те «рискованные» -- веселые и свободные -- публичные жесты академика Панченко, что давно вошли в золотой фонд легенд филологического цеха. Мифы и анекдоты о Панченко будут жить долго. Как и предания о Погодине, Буслаеве, Ключевском, Шахматове, Перетце, Лихачеве... Как и труды выдающегося ученого.

Александр Михайлович умер. Нам остается горькое утешение -- двустишие высоко ценимого им Симеона Полоцкого: Художество художеств есть себе познати/ и наученну быти добре умирати.
«Время новостей»

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.05.2002
На фестиваль «Новая драма» из Таллина приехала «Анна Каренина II»
Анна Каренина не погибла. Нет. Только покалечилась. Товарный состав чудесным образом отсек ей правую руку, левую ногу и (видимо, для полного комплекта) вышиб глаз. Лежит она, бедняжка, в себя приходит после потрясения, а муж ее, Каренин, тут как тут. Выходит на авансцену и давай морализировать. В страданиях, говорит, есть свой смысл, все происходит по воле божьей, «Мне отмщение и Аз воздам» и т.д. Ну, в смысле тебя посодют, а ты не воруй. И правда. Через какое-то время выясняется, что полюбовнику Карениной Вронскому повезло еще меньше, чем Анне. Отправился он на театр военных действий, кажется, турок воевать, и то ли ранило его, то ли контузило -- сидит теперь в инвалидном кресле овощ овощем, ничего не помнит, ничего не понимает. Вот вам -- злонравия достойные плоды... >>
  • //  30.05.2002
Академик Александр Михайлович Панченко прожил всего шестьдесят пять лет. Не менее четверти века он почитался в профессиональной среде одним из крупнейших здравствующих русских филологов и историков культуры. Последние годы благодаря телевидению вся Россия знала: есть в Питере такой невероятный, многознающий, завораживающе артистичный и при том удивительно «свой» человек. Очень большой, очень свободный... >>
  • //  30.05.2002
Фестивальный сезон в Москве завершился «Черешневым лесом»
Организаторы фестиваля «Черешневый лес» -- «Краутерконцерт», Bosco di Ciliegi, Музей Пушкина и впечатляющий попечительский совет во главе с Олегом Янковским (там еще Галина Волчек, Эдвард Радзинский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Слава Зайцев и другие) -- подобрали мероприятию трудный жанр светского раута по художественному поводу. Ведущая концертов и попечитель Ингеборга Дапкунайте все время кокетливо и нежно просила «отключить прибор» (в смысле телефон). Янковский в дверях улыбался и угощал черешней. Шныряли подносы с шампанским и тарталетками, двигались коробки конфет. В антракте, зажатый между спиной Градского и плечом Сати Спиваковой, слушатель мог не специально задеть Екатерину Андрееву или наступить на ногу Левону Оганезову: трогательная история о том, как светский хроникер попал в рай... >>
  • //  30.05.2002
В Доме фотографии открылась «Зона» Карла де Кайзера
Выставка де Кайзера должна была стать последней, двадцать четвертой, в проекте архитектурной фотографии «24». Изначальный замысел проекта был прост и элегантен, хотя и несколько умозрителен: количество выставок и фотографий на каждой из них должно было соответствовать числу кадров кинопленки, пролетающих за одну секунду. Поначалу идея казалась красивой, но неосуществимой -- невозможно было представить, где его куратор Юрий Аввакумов найдет столько архитектурных фотографий, а главное -- фотографов, поскольку ничтожный бюджет явно предполагал опору на внутренние ресурсы, и большого числа роскошных выставок из-за рубежа не планировалось. А Аввакумов к тому же обещал не повторяться, одних и тех же фотографов по два раза не показывать (и слово сдержал). Первые двенадцать выставок прошли в Музее архитектуры, затем проект (с небольшим скандалом) переместился в Дом фотографии. Вчера открылась последняя из обещанных -- двадцать четвертая выставка... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика