N°9
21 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  21.01.2002
Бремя общей вины
Германское общество и Катастрофа

версия для печати
На одном из германско-израильских семинаров, которые регулярно проводятся для осмысления трагического прошлого, кто-то из немецких участников четко сформулировал уроки, вынесенные из кошмара холокоста каждым из народов: «Вы решили, что больше не хотите быть жертвами, а мы -- что больше не хотим быть палачами».

Современное немецкое общество и его юстиция с повышенной чувствительностью реагируют на малейшее проявление антисемитизма. За одно лишь публичное отрицание факта массового уничтожения евреев можно угодить на пару лет за решетку по статье 194 УК (оскорбление). Предельно строгие и действительно работающие законы для тех, кого прошлое ничему не учит, -- часть исторической памяти нынешней немецкой демократии.

Именно по этой причине Уве Фойгт, лидер ультраправой Национал-демократической партии, против которой в прошлом году начат сложный в условиях демократического общества конституционный процесс запрета, в беседе с вашим корреспондентом бил себя в грудь: ни он, ни его бритоголовые партайгеноссен, боже упаси, не антисемиты и ничего против евреев не имеют. Однако у них накопилась масса «личных претензий к гг. Бубису, Шпигелю, Фридману и так далее». Все трое поименованных современным фюрером -- лидеры еврейской общины Германии, и можно быть уверенным, что будь его воля и власть, в список вместо «и так далее» было бы внесено ровно столько конкретных фамилий, сколько учтено евреев в Германии.

Сколько их здесь сегодня, никто точно сказать не берется. Приблизительно оценивают в 100 тысяч. Но статистике поддаются лишь те, кто входит в еврейские религиозные общины и регулярно, как и представители любых других официально признанных вероисповеданий, платит церковный налог. По «этническому признаку» или происхождению никакого учета немецких граждан нет и быть после крушения нацизма не могло.

Директор еврейского фонда «Новая синагога Берлина» (Centrum Judaicum) Херманн Симон на мой вопрос, кем он себя в первую очередь считает -- немцем или евреем, -- не раздумывая, ответил: «Берлинцем». До захвата нацистами власти в 1933 году Берлин был образцом процветающей еврейской жизни. Сегодня, говорит Андреас Нахама, директор историко-общественного фонда «Топография террора», возглавлявший до прошлого года еврейскую общину Берлина, «стараниями» нацистских главарей последователи иудаизма в Германии представляют собой «религиозное меньшинство», больше походящее на «фольклорное объединение».

В последние годы в еврейской жизни немецкой столицы произошел всплеск -- главным образом за счет еврейских переселенцев -- беженцев из стран бывшего СССР. Принять их немецкое государство решило из чувства исторической ответственности перед еврейским народом. До 80% из 12 тысяч берлинских евреев -- наши бывшие соотечественники. Синагоги (их в Берлине шесть) сталкиваются с серьезными проблемами, рассказывает Херманн Симон. Порой не хватает раввинов, если нужно провести похороны по иудейским канонам. Большинство переселенцев не знают иврита (немецкого, кстати, тоже) и требуют, чтобы службы велись и по-русски.

Трагедия холокоста в Германии не забыта. Хотя желающие подвести черту под прошлым были с момента создания ФРГ. «Давайте вспомним жаркие дебаты в бундестаге в самом начале 50-х, -- говорит Нахама. -- Многие требовали перестать дискутировать о прошлом. В конце концов, аргументировали они, мы уже сделали достаточно. Теперь мы -- свободный демократический народ, устремленный в будущее, а не в прошлое». Однако «достаточно» или «недостаточно» -- понятия субъективные и относительные, уверен Нахама. Каждому новому поколению немцев, считает он, придется формулировать свое отношение к истории ХХ столетия и годам нацистской диктатуры, искать ответ на вопрос, как все это могло произойти в стране Гете, Шиллера, Фейербаха и Ницше.

Историческая память будет существовать, в частности, в качестве составляющей политики государства. Андреас Нахама напоминает слова министра иностранных дел Германии Фишера накануне вступления бундесвера в косовскую операцию НАТО: «Германия делает это исходя из своей исторической ответственности, чтобы на Балканах не повторилась история Освенцима и других концлагерей в нацистской Германии и за ее пределами».

Однако, по наблюдениям Нахамы, историческое восприятие постепенно меняется. «В первые послевоенные десятилетия немецкая молодежь спрашивала у своих отцов: «Скажи, что ты обо всем этом знал?» В 70-е годы: «На чьей стороне ты находился, сколько крови на твоих руках?» В 80-е годы и сегодня чаще слышатся вопросы: «А где это было? Здесь, в Берлине или еще где-то?»

Будет ли немецкий народ испытывать чувство «вечной вины» за совершенное предыдущими поколениями? Директор фонда «Топография террора», в задачи которого входит сбор и сохранение документов нацистского прошлого, полагает, что скорее всего с течением времени острота восприятия этих событий постепенно будет растворяться в исторической перспективе, и когда-нибудь фигура «политика ХХ века» Гитлера будет волновать общество не больше, чем его сегодня волнует образ Фридриха Великого.

Пьер Леллуш, депутат национального собрания Французской Республики:

-- Основной принцип «шоа» -- уничтожение неверных во имя чистоты расы и веры -- сохранил свою актуальность и по сей день. Более того: по окончании «холодной войны» риск очередного повторения «шоа» намного увеличился. Взгляните на фетвы Бен Ладена и других исламских интегристов. В них тоже призывают уничтожать неверных во имя чистоты веры. Закономерный вопрос: откуда у этих людей такая непреклонная уверенность в том, что именно их вера -- самая правильная? Впрочем, вопрос риторический. Ибо у исламских интегристов все в головах построено вполне по-марксистски. Как Сталин когда-то, нынешние мусульманские фундаменталисты готовы пойти на что угодно, лишь бы добиться своей цели, тем более, что она -- по их всегда победной логике -- оправдывает средства. Демократия -- дама прекрасная, но необычайно хрупкая и легко ранимая. Достаточно лихого циничного политика-демагога, достигшего власти, или набоба-фанатика типа Бен Ладена, чтобы началось сползание, казалось бы, стабильного демократического общества к ксенофобии и тоталитаризму.

Полностью мнение Пьера Леллуша читайте в завтрашнем номере.

Юрий ШПАКОВ, Берлин

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.01.2002
60 лет назад нацисты приступили к тотальному уничтожению евреев
Утром 20 января 1942 года на вилле, расположенной на берегу живописного берлинского озера Ваннзее, по приглашению шефа полиции безопасности СД Рейнхарда Гейдриха собрались высокопоставленные чиновники Третьего рейха. Были представлены все важнейшие партийно-государственные учреждения нацистов: имперское ведомство безопасности, ведомство по делам рас и переселений, полиция безопасности, партийная и имперская канцелярия, министерства по делам востока, внутренних и иностранных дел, а также управление по реализации четырехлетнего плана. Под легкие закуски предстояло разработать план «окончательного решения еврейского вопроса». Иными словами -- технологию полного уничтожения европейских евреев... >>
  • //  21.01.2002
Германское общество и Катастрофа
На одном из германско-израильских семинаров, которые регулярно проводятся для осмысления трагического прошлого, кто-то из немецких участников четко сформулировал уроки, вынесенные из кошмара холокоста каждым из народов: «Вы решили, что больше не хотите быть жертвами, а мы -- что больше не хотим быть палачами»... >>
  • //  21.01.2002
Израильское общество и Катастрофа
Ивритское слово «шоа», которым называется то, что произошло с евреями в годы второй мировой войны, переводится на русский как «катастрофа». Толковый словарь Эвен-Шошана дает следующее определение: «Полное уничтожение; несчастье, хуже которого не бывает»... >>
  • //  21.01.2002
Вчера исполнилось 60 лет с того дня, как руководство нацистской Германии приняло решение о поголовном уничтожении европейских евреев. 20 января 1942 года стало началом самого страшного организованного геноцида в мировой истории. В связи с трагической годовщиной специальный корреспондента газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА обратилась к президенту Российского еврейского конгресса Евгению САТАНОВСКОМУ. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика