N°65
12 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  12.04.2002
Елена Гагарина: Мне всегда задавали особые вопросы
версия для печати
Ровно год назад, 12 апреля, в День космонавтики, было объявлено о смене руководства Государственных музеев Московского Кремля. Увольнение директора не стало неожиданностью -- глухие отзвуки подковерной борьбы волновали музейное сообщество более года. Но отстранение от власти Ирины Родимцевой сопровождалось, что редко для музейных нравов, публичным обсуждением. Родимцевой инкриминировали помимо финансовых нарушений использование служебного положения: ее сын руководил коммерческой фирмой, непосредственно связанной с музеем. История с увольнением настолько затянулась, что принятое наконец решение показалось внезапным. Но еще большим сюрпризом стало имя нового директора Музеев Кремля. На важнейший в музейной иерархии пост была назначена старшая дочь Юрия Гагарина Елена ГАГАРИНА -- дотоле скромный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Об итогах первого года работы на столь непростой должности новый директор Музеев Кремля рассказала нашему корреспонденту Фаине БАЛАХОВСКОЙ.

-- Ваше назначение стало сенсацией. Легко ли вы на него согласились?

-- Решение в правительстве долго готовилось, почти год. Я знала, что музей достаточно сложный, есть масса проблем, которых нет в других музеях. Но сомнений не было. Понимала: работу нужно менять. Мне стало не очень интересно в Пушкинском музее. Было много рутинной работы. У меня имелись представления о том, как можно улучшить мою деятельность, но решения принимала не я. Сейчас, когда сотрудники мне предлагают что-то изменить, я стараюсь к ним прислушиваться. Мне кажется, что главная задача администрации -- помогать. Решить проблему, купить необходимое оборудование, найти деньги, чтобы сделать задуманное.

-- Что у вас получилось за этот год и что не удалось сделать?

-- Удалось распутать некоторые сложные финансовые проблемы. Не удалось поставить строительные, реставрационные и архитектурные работы на должный уровень. Удалось перестроить работу некоторых отделов. Но мне казалось, что я смогу это сделать быстрее и эффективнее. Не удалось достроить выставочный зал, а выставки -- самая живая и интересная работа. Зато сделали на заказ здесь, в России сложное и очень дорогое оборудование для фонда икон и для показа тканей (то, что не могли сделать годами). Заканчиваем конкурс проектов для своего сайта в Интернете; сейчас он нуждается в кардинальном обновлении. Нашли для этого деньги, не столь огромные, как в Эрмитаже, но вполне приличные.

-- Одной из причин смены директора, насколько известно, были финансовые скандалы в Музеях Кремля?

-- Были довольно серьезные проблемы, связанные в основном с недобросовестными партнерами музея и долгами. Эта работа еще не закончена, мы ее продолжаем и большинство долгов уже вернули.

-- У вас большое хозяйство, пришлось ли от чего-то отказаться?

-- Была собственность, которая нас обременяла и требовала больших расходов. Мы отказались содержать усадьбу Сеницы в Озерском районе. Отказались делать выставочный зал в спальном районе Москвы Жулебино. Помещение, которое для этого предназначалось, мы сохранили и частично используем как склад нашей книжной продукции.

-- Увеличились ли за этот год доходы музея?

-- Значительно. За счет распутанных финансовых схем. За счет более эффективного использования денег. Мы также ввели гибкую систему скидок на билеты, что позволило привлечь больше публики. В этом году музей посетили полтора миллиона человек. Мы проводим специальные программы, делаем коммерческие выставки для зарубежных выставочных залов.

-- Что доставляет вам больше всего хлопот?

-- Архитектурные памятники. Это здания XVI--XVII веков, которые нуждаются в постоянной поддержке. Это не ремонт, а то, что называется реставрационная консервация. На территории Кремля мы реставрируем одно из помещений Патриаршего дворца, которое никогда не использовалось под экспозиции, и хотим сделать там открытое хранение икон. Как это ни странно, но в музее иконы почти не показывают, хотя в Кремле одно из лучших собраний в нашей стране. Строим помещение, чтобы показывать выставки за стенами Кремля, -- реставрируем усадьбу бывшего директора Большого театра Гедеонова на Манежной площади. К сожалению, мы почти не получаем на это государственных средств. А все стройки у нас связаны с реставрацией, поэтому возникает много дополнительных проблем.

-- Многих сотрудников вам пришлось уволить?

-- Я считаю, что прежде штат был излишне большим. Имею в виду не научных сотрудников, а хозяйственные службы. В музее прошли серьезные сокращения. По рекомендации Счетной палаты мы прекратили содержание двух структур, которые прежде находились в штате музея. Ушли некоторые пенсионеры, но тех, кто пожелал работать для музея, мы взяли на договор.

-- В последние годы визитной карточкой культуры России стал Санкт-Петербург. Вам не обидно?

-- Конечно обидно. Но там директора музеев работают очень хорошо и очень активно. Я с удовольствием смотрю на то, как это все происходит. Мне есть чему у них поучиться.

-- Год назад на вопрос, кого назначили директором Музеев Кремля, отвечали: дочь Юрия Гагарина. Вам трудно быть «дочерью»?

-- На меня всегда обращали большое внимание и всегда задавали особые вопросы. И всегда я понимала, что про меня будут рассказывать. Я привыкла к этому, не чувствую себя от этого хуже.

-- Какие у вас планы?

-- Большие. Надеюсь, что мы начнем выпускать не слишком дорогую печатную продукцию. Хотим делать сувениры, чтобы каждый ребенок, пришедший в музей, мог купить себе что-то. Сувениров у нас практически нет, хотя они есть во всех музеях мира. Хочется, чтобы наши научные сотрудники больше ездили на стажировки. Чтобы западная система отношения к работе привилась в нашем музее. Впрочем, «обычай» приходить на службу, чтобы немножко поработать и попить чаю, принят не только в музее Кремля.

Хотелось бы сделать новую экспозицию в Оружейной палате, но это так дорого, что пока не стало первоочередной задачей. Для начала перестроим вестибюль Оружейной палаты, чтобы там не было жутких прилавков неизвестно с чем. Хорошо было бы вывести реставрационные мастерские из палат XVII века.

-- Кремль - режимный объект. Это мешает?

-- Конечно, нас многое не устраивает. Мы можем принимать посетителей только до пяти вечера. Невозможно заранее продавать билеты, потому что Кремль может оказаться закрытым. Это очень плохо, но приходится мириться. Поэтому нам так необходимы выставочные залы за пределами Кремля.
Беседовала Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.04.2002
Музей архитектуры на политкорректность плевать хотел
Открывшаяся вчера в МУАР выставка «АкрополiУ» стала мощнейшим идеологическим посланием. Кто хочет безмятежного созерцания и сосредоточенной медитации, пусть лучше на нее не ходит. В первом же зале зритель оказывается в эпицентре информационного тайфуна. Эпиграфом выставки становится не пленительный стишок про прозрачные прожилки мрамора Парфенона и голубое небо Афин. Не надейтесь. Эпиграфом становится обвинительный приговор европейской цивилизации вообще и англичанину лорду Элджину лично. Начиная с 1801 года этот достопочтенный лорд, будучи послом в Константинополе, при попустительстве турецких властей в течение десяти лет выпиливал и выламывал из Парфенона и других храмов Акрополя наиболее ценные фрагменты. 90 скульптур он увез в Англию и продал. Организаторы выставки прямо обращаются к руководителям Британского музея, куда попали трофеи лорда Элджина: «Верните краденое! В 2004 году в Афинах состоятся Олимпийские игры. У вас, сыны туманного Альбиона, есть прекрасная возможность восстановить Парфенон и реабилитировать себя перед человечеством»... >>
  • //  12.04.2002
Ровно год назад, 12 апреля, в День космонавтики, было объявлено о смене руководства Государственных музеев Московского Кремля. Увольнение директора не стало неожиданностью -- глухие отзвуки подковерной борьбы волновали музейное сообщество более года. Но отстранение от власти Ирины Родимцевой сопровождалось, что редко для музейных нравов, публичным обсуждением. Родимцевой инкриминировали помимо финансовых нарушений использование служебного положения: ее сын руководил коммерческой фирмой, непосредственно связанной с музеем. История с увольнением настолько затянулась, что принятое наконец решение показалось внезапным. Но еще большим сюрпризом стало имя нового директора Музеев Кремля. На важнейший в музейной иерархии пост была назначена старшая дочь Юрия Гагарина Елена ГАГАРИНА -- дотоле скромный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Об итогах первого года работы на столь непростой должности новый директор Музеев Кремля рассказала нашему корреспонденту Фаине БАЛАХОВСКОЙ... >>
  • //  12.04.2002
«Кинотавр» в этом году пройдет в тринадцатый раз
Тринадцатый фестиваль «Кинотавр» будет идти тринадцать дней, покажет тринадцать конкурсных фильмов и закончится тринадцатого июня вручением золотых роз, жемчужин и статуэток девушек с приятными параметрами и без названия. Поиграть с чертовой дюжиной Марку Рудинштейну показалось забавным, и его не пугает дурная слава этого числа, тем более что «Кинотавр» уже так устойчив, что суевериям не сбить его с курса. Курс этот, впрочем, не совсем прям. Отклонения наблюдаются обычно в сторону поиска большей популярности и расширения нецелевой аудитории. Как правило, кончаются такие эксперименты плохо: кино неминуемо отодвигается в сторону чередой капустников, громогласных концертов, тусовок, танцев, вечеров юмора и прочих развлечений... >>
  • //  12.04.2002
В Москву приехал великий немецкий артист Мартин Вуттке
Впервые Мартин Вуттке приезжал в Россию несколько лет назад. На сцене Театра имени Моссовета он играл «Карьеру Артуро Уи» в постановке возглавлявшего в то время «Берлинер Ансамбль» немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Мы все поразевали рты. Уж что-что, а традиция брехтовского театра казалась навсегда оставшейся в своем времени. И вот --на тебе. Словно окунувшись в чудодейственный котел с молоком, она предстала перед нами как новенькая. Особенно поразил сам Вуттке. По отношению к этому человеку можно без преувеличения употреблять слово «гений». Его лицедейские способности безграничны, а психофизические возможности уникальны. Он умеет делать из своего голоса и тела все, что пожелает сам или пожелают окружающие. На сей раз он сделал из них Антонена Арто... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика