N°65
12 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  12.04.2002
Ужо тебе, сын Альбиона!
Музей архитектуры на политкорректность плевать хотел

версия для печати
Открывшаяся вчера в МУАР выставка «АкрополiУ» стала мощнейшим идеологическим посланием. Кто хочет безмятежного созерцания и сосредоточенной медитации, пусть лучше на нее не ходит. В первом же зале зритель оказывается в эпицентре информационного тайфуна. Эпиграфом выставки становится не пленительный стишок про прозрачные прожилки мрамора Парфенона и голубое небо Афин. Не надейтесь. Эпиграфом становится обвинительный приговор европейской цивилизации вообще и англичанину лорду Элджину лично. Начиная с 1801 года этот достопочтенный лорд, будучи послом в Константинополе, при попустительстве турецких властей в течение десяти лет выпиливал и выламывал из Парфенона и других храмов Акрополя наиболее ценные фрагменты. 90 скульптур он увез в Англию и продал. Организаторы выставки прямо обращаются к руководителям Британского музея, куда попали трофеи лорда Элджина: «Верните краденое! В 2004 году в Афинах состоятся Олимпийские игры. У вас, сыны туманного Альбиона, есть прекрасная возможность восстановить Парфенон и реабилитировать себя перед человечеством».

Закономерно, что в центре музейной анфилады поместили выполненные в Афинах и привезенные в Москву слепки с пластин фриза Парфенона. Немой укор вандалам всех времен и народов. Закономерно и то, что в первом зале на самом почетном месте висит работа небезызвестного президент-пиарщика России Дмитрия Врубеля. На его очередном шедевре Владимир Владимирович Путин спокойно и величественно любуется золотым сиянием Акрополя: «Парфенону быть!»

Все эти порфироносные интонации воспринимаются особенно умильно в атмосфере уютного московского музея. Если бы выставка превратилась в политический памфлет, она бы заняла достойное место в истории неоакадемизма, выбравшего державную риторику темой постмодернистских ристалищ. Слава богу, памфлетом экспозиция не стала. Информационные потоки, увлекающие посетителя, бегут в разных направлениях. Собственно говоря, Музей архитектуры и куратор выставки, сотрудник Греческого фонда культуры Мария Цанцаноглу впервые рискнули сделать стопроцентно интерактивный проект. Предмет разговора, то бишь Акрополь, узнается через многочисленные комментарии. Каждый волен выстроить свой смысловой ряд и унести с выставки свой собственный крошечный Парфенон. Условие одно -- стереть привычный глянец, сломать школьные штампы восприятия. Кого-то, например, пленит тема «Архитектура и движение». Музыкальный ритм Парфенона -- это ритм танца. В чем убеждают выставленные в отдельном зале фотографии 20-х годов. Их автор -- богемная греческая художница Нелли. Другие узнают наконец, как же все это было построено. Ведь на дворе был V век до нашей эры, и мрамор из далекого Пентелийского карьера возили не дальнобойщики по автобану. Два зала отданы виртуозным рисункам профессора Афинского политехнического университета Манолиса Корреса. В них наглядно восстанавливается процесс добычи мрамора, его обработки и транспортировки -- сначала по вымощенным стапелям на груженых салазках, затем на повозках, с помощью лебедок и канатов. На выставке состоялся и первый показ греческого мультимедийного проекта, позволяющего совершить виртуальную экскурсию по Акрополю V века до нашей эры.

Отдельная тема -- артрефлексия Акрополя. Из Третьяковки привезли два поленовских этюда. Его рефлексия -- это солнечные блики и рефлексы на белом пентелийском мраморе. Концептуалистам блики не важны. Они работают со знаками. Символ России -- береза. Символ Греции -- понятно что. Потому модель «Московского Парфенона» Николая Овчинникова -- это Парфенон с березовыми стволами вместо колонн.

Веселый сумбур выставки тормошит и будоражит. Заставляет поверить, что Акрополь -- это не выцветшая картинка из учебника, а что-то очень живое, близкое и потрясающе интересное. Правда, с политкорректностью обошлись не корректно. Так тырить все, что плохо лежит, не надо было, господа англичане.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.04.2002
Музей архитектуры на политкорректность плевать хотел
Открывшаяся вчера в МУАР выставка «АкрополiУ» стала мощнейшим идеологическим посланием. Кто хочет безмятежного созерцания и сосредоточенной медитации, пусть лучше на нее не ходит. В первом же зале зритель оказывается в эпицентре информационного тайфуна. Эпиграфом выставки становится не пленительный стишок про прозрачные прожилки мрамора Парфенона и голубое небо Афин. Не надейтесь. Эпиграфом становится обвинительный приговор европейской цивилизации вообще и англичанину лорду Элджину лично. Начиная с 1801 года этот достопочтенный лорд, будучи послом в Константинополе, при попустительстве турецких властей в течение десяти лет выпиливал и выламывал из Парфенона и других храмов Акрополя наиболее ценные фрагменты. 90 скульптур он увез в Англию и продал. Организаторы выставки прямо обращаются к руководителям Британского музея, куда попали трофеи лорда Элджина: «Верните краденое! В 2004 году в Афинах состоятся Олимпийские игры. У вас, сыны туманного Альбиона, есть прекрасная возможность восстановить Парфенон и реабилитировать себя перед человечеством»... >>
  • //  12.04.2002
Ровно год назад, 12 апреля, в День космонавтики, было объявлено о смене руководства Государственных музеев Московского Кремля. Увольнение директора не стало неожиданностью -- глухие отзвуки подковерной борьбы волновали музейное сообщество более года. Но отстранение от власти Ирины Родимцевой сопровождалось, что редко для музейных нравов, публичным обсуждением. Родимцевой инкриминировали помимо финансовых нарушений использование служебного положения: ее сын руководил коммерческой фирмой, непосредственно связанной с музеем. История с увольнением настолько затянулась, что принятое наконец решение показалось внезапным. Но еще большим сюрпризом стало имя нового директора Музеев Кремля. На важнейший в музейной иерархии пост была назначена старшая дочь Юрия Гагарина Елена ГАГАРИНА -- дотоле скромный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Об итогах первого года работы на столь непростой должности новый директор Музеев Кремля рассказала нашему корреспонденту Фаине БАЛАХОВСКОЙ... >>
  • //  12.04.2002
«Кинотавр» в этом году пройдет в тринадцатый раз
Тринадцатый фестиваль «Кинотавр» будет идти тринадцать дней, покажет тринадцать конкурсных фильмов и закончится тринадцатого июня вручением золотых роз, жемчужин и статуэток девушек с приятными параметрами и без названия. Поиграть с чертовой дюжиной Марку Рудинштейну показалось забавным, и его не пугает дурная слава этого числа, тем более что «Кинотавр» уже так устойчив, что суевериям не сбить его с курса. Курс этот, впрочем, не совсем прям. Отклонения наблюдаются обычно в сторону поиска большей популярности и расширения нецелевой аудитории. Как правило, кончаются такие эксперименты плохо: кино неминуемо отодвигается в сторону чередой капустников, громогласных концертов, тусовок, танцев, вечеров юмора и прочих развлечений... >>
  • //  12.04.2002
В Москву приехал великий немецкий артист Мартин Вуттке
Впервые Мартин Вуттке приезжал в Россию несколько лет назад. На сцене Театра имени Моссовета он играл «Карьеру Артуро Уи» в постановке возглавлявшего в то время «Берлинер Ансамбль» немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Мы все поразевали рты. Уж что-что, а традиция брехтовского театра казалась навсегда оставшейся в своем времени. И вот --на тебе. Словно окунувшись в чудодейственный котел с молоком, она предстала перед нами как новенькая. Особенно поразил сам Вуттке. По отношению к этому человеку можно без преувеличения употреблять слово «гений». Его лицедейские способности безграничны, а психофизические возможности уникальны. Он умеет делать из своего голоса и тела все, что пожелает сам или пожелают окружающие. На сей раз он сделал из них Антонена Арто... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика