N°65
12 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  12.04.2002
Человек-аттракцион
В Москву приехал великий немецкий артист Мартин Вуттке

версия для печати
Впервые Мартин Вуттке приезжал в Россию несколько лет назад. На сцене Театра имени Моссовета он играл «Карьеру Артуро Уи» в постановке возглавлявшего в то время «Берлинер Ансамбль» немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Мы все поразевали рты. Уж что-что, а традиция брехтовского театра казалась навсегда оставшейся в своем времени. И вот --на тебе. Словно окунувшись в чудодейственный котел с молоком, она предстала перед нами как новенькая. Особенно поразил сам Вуттке. По отношению к этому человеку можно без преувеличения употреблять слово «гений». Его лицедейские способности безграничны, а психофизические возможности уникальны. Он умеет делать из своего голоса и тела все, что пожелает сам или пожелают окружающие. На сей раз он сделал из них Антонена Арто.

Гастроли «Берлинер Ансамбль» проходят в Центре имени Мейерхольда в рамках уже давно начавшейся и еще не скоро заканчивающейся программы «Антонен Арто. Новый век». Моноспектакль Вуттке называется «Арто и Гитлер в Романском кафе». Действие пьесы Тома Пойкерта происходит в лечебнице для душевнобольных, где герой вспоминает свою якобы состоявшуюся в 1932 году встречу с Гитлером. Арто в начале 30-х действительно был в Берлине на съемках. А незадолго до смерти, случившейся в 1948-м, действительно писал письмо фюреру. Это документальная основа спектакля. Сам же спектакль в постановке молодого Пауля Плампера являет собой зрелище не для слабонервных.

Сумасшедший дом напоминает аквариум. На протяжении полутора часов в этом замкнутом, ярко освященном и снабженном мощным микрофоном помещении Арто-Вуттке будет бредить, метаться, словно загнанный зверь, изрекать пророчества и проклятья, оборачиваться то мухой, то пресмыкающимся, то самим Гитлером. Трансформации мгновенны и поразительны. Вот артист прыгает и, прилипнув к стеклу, застывает на нем вопреки всем законам гравитации. Вот он берет в руки толстый фломастер, рисует на стекле черный квадратик, потом надувает щеки, выкатывает глаза и припадает к квадратику лицом. Ни дать ни взять -- живой фюрер. Чудесное преображение происходит без грима и прочей театральной мишуры. Так фокусник в цирке превращает кролика в удава.

Смущает одно. Вуттке играет не гения, застывшего между откровением и безумием, а сумасшедшего человека в самом обычном (медицинском) смысле этого слова. Со всеми физиологическими подробностями сумасшествия -- размазыванием по стеклу собственной слюны, истериками, падучей, а главное -- с поразительным умением неожиданно посмотреть на себя со стороны и удивиться собственному сумасшествию. Я не большой поклонник теоретических выкладок французского визионера, но тут даже мне хочется встать на его защиту. Ибо Арто, конечно же, не только сумасшедший. Он -- сумасшедший плюс что-то еще, но это «что-то еще» Вуттке безжалостно выносит за пределы своей камеры-террариума.

Из первой странности вытекает вторая. Мнимая встреча Арто и Гитлера обнаруживает удивительное родство этих персонажей. Оба идеально вписываются в предложенное в свое время Эрихом Фроммом определение «деструктивного характера». Один пытается уничтожить буржуазное искусство, другой -- окружающий его мир. Оба обладают фантастической энергетикой, оба умеют кричать и шаманить, оба хотят обновить реальность с помощью жестокости. И, положа руку на сердце, эта параллель совсем не бессмысленна. Но провести ее стоит лишь для того, чтобы вслед за сходством обнаружить какое-то различие (хотя бы потому, что Арто, в отличие от Гитлера, уничтожил в конечном итоге лишь самого себя). Спектакль различия не обнаруживает. Арто и Гитлер неразделимы здесь, как кентавр. Радикальный художник и тоталитарный политик сливаются в одного кровожадного и крикливого сумасшедшего.

Примиряет с увиденным лишь остроумно придуманный финал. Вдоволь накричавшись, Арто вылезает на крышу своего дома-аквариума, дает отмашку и под цветомузыку начинает с наслаждением петь томительно-сладкий французский хит Je suis malade («Я болен»). Действительно болен, тут и говорить не о чем. Самое смешное, что этот самый хит стал когда-то лейтмотивом знаменитого спектакля Романа Виктюка «Служанки». И мы ясно понимаем, что обратной стороной неистовой борьбы Арто с театральщиной была болезненная жажда всебщего признания.

Неожиданный финал отсылает зрителя к недавно увидевшей свет постановке Валерия Фокина «Арто и его двойник», своеобразному парафразу «Парадокса об актере» Дени Дидро. Роль Арто сыграл у Фокина Виктор Гвоздицкий. В кулуарах после немецкого спектакля критики начали проводить неизбежные в таких случаях сопоставления. Как правило, не в пользу Гвоздицкого. Он, мол, что и говорить, хорош, но с Вуттке сравниться не может. В известном смысле так оно и есть, но с одной весьма существенной оговоркой. Конечно, корифей «Берлинер Ансамбль» демонстрирует потрясающую технику. Но на его фантастические трюки смотришь примерно так же, как в цирке смотрел бы на артиста, умеющего прыгать на голове. Какое значение имеет концепция номера, если ты встать на голову не можешь, а человек на ней прыгает. Эта демонстрация техники приобретает иногда откровенные формы. Выполнив невероятные кульбиты, Вуттке подходит к микрофону, тяжело в него дышит, а потом неожиданно со спокойным лицом смотрит в сторону зрительного зала -- и ничуточки я не устал, не такое еще умею. Подобная демонстрация актерской техники вкупе с идеально выполненным брехтовским «остранением» неизбежно вызывают удивление. Но ничего, кроме удивления, они вызвать не могут. А вот герой Гвоздицкого вызывает целый комлекс чувств. Он не «остраняется» от роли, а срастается с ней. В нем меньше блеска, но больше глубины. Его Арто я сочувствую, а Арто Вуттке только восхищаюсь. Трудно испытать сочувствие к чертову колесу, особенно если после катания на нем у тебя сильно болит голова.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.04.2002
Музей архитектуры на политкорректность плевать хотел
Открывшаяся вчера в МУАР выставка «АкрополiУ» стала мощнейшим идеологическим посланием. Кто хочет безмятежного созерцания и сосредоточенной медитации, пусть лучше на нее не ходит. В первом же зале зритель оказывается в эпицентре информационного тайфуна. Эпиграфом выставки становится не пленительный стишок про прозрачные прожилки мрамора Парфенона и голубое небо Афин. Не надейтесь. Эпиграфом становится обвинительный приговор европейской цивилизации вообще и англичанину лорду Элджину лично. Начиная с 1801 года этот достопочтенный лорд, будучи послом в Константинополе, при попустительстве турецких властей в течение десяти лет выпиливал и выламывал из Парфенона и других храмов Акрополя наиболее ценные фрагменты. 90 скульптур он увез в Англию и продал. Организаторы выставки прямо обращаются к руководителям Британского музея, куда попали трофеи лорда Элджина: «Верните краденое! В 2004 году в Афинах состоятся Олимпийские игры. У вас, сыны туманного Альбиона, есть прекрасная возможность восстановить Парфенон и реабилитировать себя перед человечеством»... >>
  • //  12.04.2002
Ровно год назад, 12 апреля, в День космонавтики, было объявлено о смене руководства Государственных музеев Московского Кремля. Увольнение директора не стало неожиданностью -- глухие отзвуки подковерной борьбы волновали музейное сообщество более года. Но отстранение от власти Ирины Родимцевой сопровождалось, что редко для музейных нравов, публичным обсуждением. Родимцевой инкриминировали помимо финансовых нарушений использование служебного положения: ее сын руководил коммерческой фирмой, непосредственно связанной с музеем. История с увольнением настолько затянулась, что принятое наконец решение показалось внезапным. Но еще большим сюрпризом стало имя нового директора Музеев Кремля. На важнейший в музейной иерархии пост была назначена старшая дочь Юрия Гагарина Елена ГАГАРИНА -- дотоле скромный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Об итогах первого года работы на столь непростой должности новый директор Музеев Кремля рассказала нашему корреспонденту Фаине БАЛАХОВСКОЙ... >>
  • //  12.04.2002
«Кинотавр» в этом году пройдет в тринадцатый раз
Тринадцатый фестиваль «Кинотавр» будет идти тринадцать дней, покажет тринадцать конкурсных фильмов и закончится тринадцатого июня вручением золотых роз, жемчужин и статуэток девушек с приятными параметрами и без названия. Поиграть с чертовой дюжиной Марку Рудинштейну показалось забавным, и его не пугает дурная слава этого числа, тем более что «Кинотавр» уже так устойчив, что суевериям не сбить его с курса. Курс этот, впрочем, не совсем прям. Отклонения наблюдаются обычно в сторону поиска большей популярности и расширения нецелевой аудитории. Как правило, кончаются такие эксперименты плохо: кино неминуемо отодвигается в сторону чередой капустников, громогласных концертов, тусовок, танцев, вечеров юмора и прочих развлечений... >>
  • //  12.04.2002
В Москву приехал великий немецкий артист Мартин Вуттке
Впервые Мартин Вуттке приезжал в Россию несколько лет назад. На сцене Театра имени Моссовета он играл «Карьеру Артуро Уи» в постановке возглавлявшего в то время «Берлинер Ансамбль» немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Мы все поразевали рты. Уж что-что, а традиция брехтовского театра казалась навсегда оставшейся в своем времени. И вот --на тебе. Словно окунувшись в чудодейственный котел с молоком, она предстала перед нами как новенькая. Особенно поразил сам Вуттке. По отношению к этому человеку можно без преувеличения употреблять слово «гений». Его лицедейские способности безграничны, а психофизические возможности уникальны. Он умеет делать из своего голоса и тела все, что пожелает сам или пожелают окружающие. На сей раз он сделал из них Антонена Арто... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика