N°62
09 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  09.04.2002
Свидетели любви и смерти
«Чайка» Льва Додина на «Золотой маске»

версия для печати
Спектакли, как спиртные напитки, бывают разные. Одни с течением времени настаиваются. Другие, словно водка, годами не меняют вкусовых качеств. Третьи скисают. Додинская «Чайка» относится к первой категории. Впервые мы увидели ее на Театральной олимпиаде около года назад. Тогда мнения разделились (от «как всегда гениально» до «мы давно говорили, что Додин исписался»). Лично мне «Чайка» тогда не понравилась. На сей раз сомневаться в том, что чеховская постановка давно причисленного к сонму театральных небожителей питерского режиссера -- интересный и значительный спектакль, никому и в голову не пришло. Вроде ничего не изменилось, и все обрело глубину. Так коньячный спирт превращается со временем в отборный коньяк.

Этим особым «коньячным» свойством обладают очень немногие театральные представления, и писать о них чрезвычайно сложно -- как только кажется, что разгадал трактовку режиссера, выясняется, что никакой трактовки нет. Есть множество нюансов, неожиданных интонаций и контекстуальных сдвигов, придающих сказанному новое измерение. Выбрали на роль Треплева Александра Завьялова, который выглядит старше, чем Тригорин (Сергей Курышев), и роль зазвучала совсем по-новому. Человеку о душе пора думать, а он все: «Новые формы! Новые формы!» Усадили героев на велосипеды (Нина лихо катается на нем по авансцене, которая одновременно является берегом озера), и чеховский текст сразу приобрел легкий набоковский флер. Но никаких определенных выводов (Треплев -- гений, или наоборот -- бездарь, или это против модернистов-постмодернистов направлено) из увиденного все равно не сделаешь. Сие особенно удивительно, когда речь идет о таком тексте, как «Чайка». Его сейчас не только ставить, но и слышать со сцены непросто. И браться за него без революционной концепции и желания поспорить с предшественниками может или безумец, или истинный мастер своего дела вроде Додина или другого мэтра европейского театра -- Люка Бонди, тоже привозившего свою нерадикальную, но удивительно тонкую и глубокую «Чайку» на олимпиаду. Оба они могут позволить себе роскошь не бороться с традицией, а доказывать, что в ее пределах совсем необязательно быть рутинером. Более того -- можно оказаться новатором, но не крикливым и безапелляционным, а тихим и вкрадчивым. Новатором невзначай.

Невнимательный зритель и не заметит, в чем у Додина дело. А дело вот в чем: все центральные сцены -- все объяснения в любви и размолвки -- разворачиваются в спектакле Малого драматического театра на глазах случайных свидетелей. Мизансценически это сделано столь искусно, что человек, плохо помнящий пьесу, может подумать, что так все у Чехова и обстоит. Но у Чехова ничего подобно нет. В пьесе Медведенко не слышит, как его будущая жена Маша рассказывает Дорну, что любит Треплева. Откровенная сцена между Дорном и Шамраевой не разыгрывается на глазах прочих домочадцев. В третьем акте Треплев и его мать не видят сцены объяснения между Тригориным и прекрасно сыгранной Ксенией Рапопорт Заречной. У Додина видят. И это не просто объяснение, а страстный поцелуй, который знаменитый писатель попытается неловким движением руки стереть с губ, заметив Аркадину (Татьяна Шестакова), с которой тоже целовался, и тоже на глазах окружающих, всего несколько минут назад. В этом спектакле каждый отчетливо понимает, что он нелюбим тем, кого любит, и что от посторонних глаз не скрыться. Помимо некоторой надрывности в отношениях это придает происходящему и совершенно неожиданный смысл. Чеховские «пять пудов любви» превращаются в театр жизни. Здесь у каждого эпизода есть свой зритель, небезразличный к происходящему на «подмостках».

Несколько нарочитая театральщина достигнет своей кульминации в финале. Последняя встреча Нины и Треплева произойдет на той же сцене, на которой в первом акте представлялся «декадентский бред» начинающего автора, а прочие персонажи вновь окажутся публикой. Произнеся последние свои слова, Треплев уйдет за кулисы, и Аркадина, стоя на авансцене и глядя в зал, начнет плакать над судьбой сына прежде, чем будет спущен курок. Так зритель в театре может предсказать события за несколько минут до того, как они случатся. Театр на берегу озера и само озеро, воды которого больше похожи на воды Стикса, -- вот значимые компоненты сценографии додинского спектакля. Это любовные игры и сценическая игра на пороге смерти. Зеленоватый, словно покрытый легкой плесенью мир, созданный художником Алексеем Порай-Кошица, кажется, источает запах тлена. Конец-то у всех один. И отменить его не могут даже новые формы.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.04.2002
«Чайка» Льва Додина на «Золотой маске»
Спектакли, как спиртные напитки, бывают разные. Одни с течением времени настаиваются. Другие, словно водка, годами не меняют вкусовых качеств. Третьи скисают. Додинская «Чайка» относится к первой категории. Впервые мы увидели ее на Театральной олимпиаде около года назад. Тогда мнения разделились (от «как всегда гениально» до «мы давно говорили, что Додин исписался»). Лично мне «Чайка» тогда не понравилась. На сей раз сомневаться в том, что чеховская постановка давно причисленного к сонму театральных небожителей питерского режиссера -- интересный и значительный спектакль, никому и в голову не пришло. Вроде ничего не изменилось, и все обрело глубину. Так коньячный спирт превращается со временем в отборный коньяк... >>
  • //  09.04.2002
Нам снова покажут хорошие британские фильмы
С 19 по 27 апреля в Москве пройдет третий, а стало быть, традиционный уже фестиваль «Новое британское кино». В течение апреля и мая ту же самую программу покажут в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, но начнут все-таки со столицы. В программе -- четырнадцать новых английских фильмов самых разных жанров... >>
  • //  09.04.2002
Юрий Кара хотел напугать, но получилось смешно
В прошедший weekend в многозальном кинотеатре «5 звезд» днем показывали «Гарри Поттера» и «Корпорацию монстров», а к вечеру меняли репертуар на более взрослые и радикальные картины. Рядом с мексиканским роуд-муви «И твою маму тоже» и британской историей про странных русских «Именинница» самым радикальным, конечно, оказался новый российский фильм «Я -- кукла». Недели две назад его показали киножурналистам на заседании пресс-клуба. Зал то и дело взрывался хохотом и аплодисментами: журналисты не могли сдержать своих чувств, отмечая таким образом самые одиозные штампы и несообразности картины. Российские режиссеры не очень любят устраивать специальные просмотры для критиков, предпочитая смешанный зал на премьере. Для такого выбора есть свои резоны: профессиональная аудитория циничнее и холоднее, в то время как непосредственные реакции «простой» публики зачастую помогают воспринимать картину ближе к замыслу авторов. Интересно, нашел ли этот фильм подходящих зрителей, которые смогли всерьез увлечься топорным сюжетом с карикатурными героями... >>
  • //  09.04.2002
В 1999 году художник Семен Файбисович написал роман «История болезни». В 2002 году издательство «ЭКСМО-Пресс» выпустило его в свет, присовокупив две повести -- «Дядя Адик» и «Облако». То, что «актуальный художник» Файбисович не чужд изящной словесности, было известно и раньше: «Дядю Адика» напечатало (и отметило премией) «Знамя», рукописи других текстов гуляли по литературно-художественной Москве (их издание -- в ближайших планах «О.Г.И.»), эссе о политике и культуре появлялись в журналах и газетах. Публицистика Файбисовича радовала здравомыслием, наблюдательностью (фотограф и на письме фотограф), редкой по нашим скептичным временам пафосностью, юмором и профессиональным взглядом на искусство (полезным и в разговорах о политике). Даже не соглашаясь с автором, читатель пленялся его личностью... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика