N°46
18 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  18.03.2002
России рано сдаваться
Сражение за каспийские маршруты еще не окончено

версия для печати
Полгода, прошедшие после событий 11 сентября, изменили мир, пожалуй, не меньше, чем результаты второй мировой или распад СССР. Создание антитеррористической коалиции стремительно меняет обстановку и вблизи главного «театра военных действий» -- в регионе Каспия. Основное тому свидетельство -- неумолимое приближение строительства нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД), которое должно начаться уже в этом году. США добились, кажется, невозможного: политически амбициозный, но экономически нерентабельный проект вот-вот воплотится в жизнь. Конечно, изменения последних месяцев и непосредственный приход в регион военных сил США создали особенно благоприятный военно-политический климат для ускоренной реализации глобального проекта. Однако реанимация БТД стала возможна прежде всего благодаря новому технико-экономическому обоснованию. Маршрут укорачивается с 2000 до 1730 км, сокращается число перекачивающих станций. В результате внутренняя норма рентабельности БТД возросла с 17 до 24,5%, а стоимость сократилась до 2,75 млрд долларов. При этом Вашингтон, как заявил в январе вице-президент США Дик Чейни, готов выделить на строительство львиную долю -- 2,5 млрд долларов.

Таким образом, одно сражение на Каспии Москва уже почти проиграла, и часть каспийской нефти потечет на мировые рынки, минуя Россию. Аргументы Москвы в пользу того, что судьбу БТД в конце концов решит только его экономическая целесообразность, можно считать отвергнутыми. Политические доводы тех, кто активно лоббировал БТД в США, Турции, Израиле, Грузии и Азербайджане, оказались сильнее. Здесь смешалось многое: желание застраховать себя от «диктата Москвы», стремящейся монополизировать экспорт нефти, жажда дивидендов за транзит, опасение экологических последствий из-за перегрузки танкерами Босфорского пролива и, наконец, необходимость не допустить Иран к транзитному «нефтяному пирогу» в случае реализации южного маршрута каспийского нефтепровода. Признанием поражения Москвы стала готовность компании ЛУКОЙЛ приобрести 7,5% акций БТД. Очевидно, что участие в этом бизнесе было бы невозможно без санкции российского руководства.

Однако проиграна пока только первая фаза сражения -- за экспорт нефти с западного, азербайджанского, берега Каспия. Это не значит, что борьба окончена. «Отцы-основатели» БТД спят и видят, что в будущем трубу в сторону Турции будет наполнять своей нефтью с восточного берега моря и Казахстан, доставляя ее с обширных месторождений на западе страны. И вот именно на то, чтобы этого не допустить, должны быть направлены все усилия Москвы, если она желает отстаивать свои стратегические интересы, и не только на Каспии. Но для этого необходимо четко и предельно ясно их сформулировать и затем проявить политическую волю, чтобы проводить их в жизнь.

Но сначала хорошо бы извлечь уроки из происшедшего. Ведь реанимации БТД можно было бы и избежать (даже невзирая на геополитические сдвиги, произошедшие после 11 сентября), если бы Москва сумела убедительно доказать экономическую нерентабельность проекта. А это было бы возможно, если бы умеющие считать деньги западные нефтяные компании, которые добывают нефть на обоих берегах Каспия, в Азербайджане и Казахстане, получили свободный доступ к уже существующим российским нефтепроводам. Для этого России не на словах, а на деле нужно было либерализовать свой энергетический рынок и отказаться от государственной монополии, хотя бы на доступ к трубопроводам. Этого не происходит, несмотря на все заверения российского руководства в готовности сделать этот рынок прозрачным и честным. И нефтяные «гранды», работающие на постсоветском пространстве и вынужденные львиную часть нефти доставлять к черноморским портам по железной дороге, готовы на любые маршруты, чтобы обойти Россию.

Что можно делать сейчас, в уже сложившейся ситуации, не умываться же слезами униженных и оскорбленных. В руках у России остается мощный рычаг воздействия -- Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), первая очередь которого уже вступила в строй. Кое-кто в Москве еще и сегодня, когда дело БТД уже для России, очевидно, проиграно, машет руками и заклинает Запад: это невыгодно, качайте нефть в трубу КТК, через российскую территорию. Однако у России, имеющей в КТК более чем 33-процентную долю (это государство вместе с ЛУКОЙЛом и «Роснефтью»), есть все права не просить, а требовать от партнеров по консорциуму, в первую очередь Казахстана, выполнения обязательств по заполнению нефтью трубы первой очереди КТК мощностью 27 млн тонн в год и по строительству второй очереди с доведением пропускной мощности до 67 млн тонн.

Если Казахстан выполнит эти обязательства, то в обозримом будущем он не сможет направить свою нефть по дну Каспия, чтобы «доливать» ее в трубу БТД. Астане просто не хватит своей нефти. Но в любом случае необходимо сделать все, чтобы не допустить прокладку нефтепровода по дну Каспия, с восточного берега к западному. Это окончательно нарушит экологическое равновесие в водоеме с уникальными биоресурсами. Нефть восточного Каспия должна пойти в обход моря. И здесь усилия России по выработке нового правового статуса Каспия, в первую очередь в стремлении сохранить его биоресурсы, должны сопровождаться активными действиями на уровне Госдумы, других государственных институтов, созданием межведомственных экспертных комиссий. Еще более жестко, чем сейчас, надо ставить вопрос о недопустимости строительства каспийских нефтепроводов, вплоть до законодательного утверждения таких запретов. Почему Азербайджан может позволить себе конституционно закрепить свои (пусть не всеми соседями разделяемые) права на Каспии, а Россия не может?

Добиваться консенсуса в выработке нового статуса Каспия, безусловно, единственный путь в преодолении конфликтного потенциала в регионе. Но если партнеры не готовы к этому, стоит ли форсировать процесс ради единственной цели -- скорейшего освоения каспийских энергоресурсов? Куда здесь торопиться, во всяком случае России? В 2001 году страна уже стала мировым чемпионом нефтедобычи, которая выросла на 25 млн тонн и достигла рекордных показателей -- 348 млн тонн. Российские эксперты полагают, что этот уровень -- практически потолок оптимальной добычи, его нужно зафиксировать исходя как из внутренних потребностей страны, так и из необходимости поддерживать мировые цены на нефть. А ресурсы Каспия могут и подождать. Заодно и море останется живым.
АРКАДИЙ ДУБНОВ

  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  18.03.2002
Сражение за каспийские маршруты еще не окончено
Полгода, прошедшие после событий 11 сентября, изменили мир, пожалуй, не меньше, чем результаты второй мировой или распад СССР. Создание антитеррористической коалиции стремительно меняет обстановку и вблизи главного «театра военных действий» -- в регионе Каспия. Основное тому свидетельство -- неумолимое приближение строительства нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД), которое должно начаться уже в этом году. США добились, кажется, невозможного: политически амбициозный, но экономически нерентабельный проект вот-вот воплотится в жизнь. Конечно, изменения последних месяцев и непосредственный приход в регион военных сил США создали особенно благоприятный военно-политический климат для ускоренной реализации глобального проекта... >>
  • //  18.03.2002
В середине 1980-х, как раз во время войны между Ираном и Ираком, крупный иракский нефтяник ФАДЫЛЬ ЧАЛАБИ исполнял обязанности генсека ОПЕК (Организации стран -- экспортеров нефти). Ныне он живет в Лондоне, где возглавляет Международный центр глобальных энергетических исследований. Ему хорошо известно, как военные действия отражаются на нефтяных ценах. Поэтому к нему и обратилась спецкор газеты «Время новостей» ЕЛЕНА СУПОНИНА с вопросом, как нефтяные рынки реагируют на угрозы США провести военную операцию против Ирака... >>
  • //  18.03.2002
Москва может больше потерять, чем приобрести
Американские угрозы развернуть военную кампанию против Ирака служат в эти дни своеобразными подпорками для нефтяных цен, которые так и норовят упасть. «Опасения, что США начнут против Ирака обещанную операцию, стабильно поддерживают нефтяной рынок», -- пишет влиятельная арабская газета «Аль-Хайат». Психологическая поддержка, которую оказывают экспортерам американцы (крупнейшие потребители сырья в мире), ощутима: буквально в эти дни цена барреля нефти повысилась на полдоллара-доллар. Достаточно было пары резких фраз руководителей Ирака и США, чтобы экспортеры получили около полумиллиарда долларов дополнительных доходов в день... >>
  • //  18.03.2002
Багдад раскрывает новые кладовые
В то время когда США грозят Ираку войной, в Багдаде впервые решили всерьез заняться разработкой газовых месторождений и строительством экспортных газопроводов. В этом году иракцы объявляют один за другим тендеры по поставкам газового оборудования. За научный труд «Перспективы использования газа в арабских странах в ХХI веке» трое иракцев только что даже получили первую премию на конкурсе, проведенном Организацией арабских стран -- экспортеров нефти (ОАПЕК), куда входит десять государств >>
  • //  18.03.2002
Каспий -- арена сотрудничества, а не соперничества
Когда в начале 1990-х годов администрация президента США Билла Клинтона сформулировала свою каспийскую доктрину, выдвинув идею энергетического коридора «Восток--Запад», в основе ее лежала игра против России. В политике ставка делалась на то, чтобы стимулировать антироссийские настроения правящих режимов региона и не допустить возврата туда Москвы. Экономическая задача -- свести к минимуму значение северного, российского, маршрута транспортировки каспийских и центральноазиатских углеводородов... >>
  • //  18.03.2002
Германия предлагает свой опыт либерализации
В конце минувшей недели в Барселоне прошла очередная встреча глав государств и правительств стран ЕС. Ее главной темой стала либерализация европейского рынка энергии -- Испания, нынешний председатель Евросоюза, объявила это приоритетом своего полугодового мандата. К России, крупнейшему партнеру ЕС в области поставок энергоносителей, дебаты на европейском политико-экономическом олимпе имеют непосредственное отношение. От «правил игры» на энергорынке, которые примут европейцы, зависят перспективы нашего сотрудничества с Европой, а значит, и доходы российского бюджета. В самих странах ЕС реформа, осуществляемая Еврокомиссией, вызывает неоднозначные оценки, что нашло отражение в бурных дискуссиях на барселонском саммите. Среди тех, кто не вполне разделяет планы брюссельских реформаторов, Франция и Германия, основной экономический партнер России. Специально для «Энергии Европы» позицию Берлина изложил Вильфрид ЧЕРНИ, генеральный уполномоченный компании Ruhrgas AG, крупнейшего европейского «клиента» «Газпрома»... >>
  • //  18.03.2002
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» АРКАДИЯ ДУБНОВА отвечает замминистра иностранных дел Азербайджана, спецпредставитель президента по вопросам Каспия ХАЛАФ ХАЛАФОВ... >>
  • //  18.03.2002
«Инвестиционный спецназ» обеспечит безопасность
Дэвид Вудворд, президент BP Azerbaijan, оператора крупнейших проектов на Каспии, сделал недавно примечательное заявление. По его словам, участников каспийского консорциума не тревожит вопрос безопасности будущих трубопроводов. Это говорит руководитель компании, которая вместе с партнерами в ближайшие пять-шесть лет вложит 13--15 млрд долларов в разработку месторождений Азери--Чираг--Гюнешли и добычу раннего газа на структуре «Шах-дениз», включая строительство нефтепровода и газопровода... >>
  • //  18.03.2002
Антимонопольная борьба по брюссельским рецептам
Берлинский корреспондент газеты «Время новостей» ЮРИЙ ШПАКОВ беседует с министром экономики и средних предприятий, энергетики и транспорта немецкой федеральной земли Северный Рейн -- Вестфалия ЭРНСТОМ ШВАНХОЛЬДОМ... >>
  • //  18.03.2002
Долгосрочные контракты останутся основой газового бизнеса, и краткосрочные сделки, которых добивается Комиссия ЕС, никогда не смогут их заменить. Так считает ФЕЙСАЛ АС-СУВЕЙДИ, вице-президент и главный менеджер компании «Катар-газ», с которым встретилась спецкор газеты «Время новостей» ЕЛЕНА СУПОНИНА. Катар занимает третье место в мире по запасам газа и в основном экспортирует сырье в сжиженном виде газовыми танкерами... >>
  • //  18.03.2002
На европейском рынке останется пять-шесть гигантов
Либерализация рынков энергии, подробно обсуждавшаяся на только что завершившемся саммите ЕС в Барселоне, призвана создать в единой Европе активную конкурентную среду и обеспечить выход на рынок значительного числа альтернативных торговцев энергоносителями, прежде всего газом. Они должны составить конкуренцию традиционным энергогигантам, работающим на основе многолетних связей с поставщиками сырья... >>
  • //  18.03.2002
О том, как развивается энергетический диалог между Россией и Европейским Союзом, корреспондент газеты «Время новостей» ВЛАДИМИР КАТИН спросил у постоянного представителя России при Европейских сообществах ВАСИЛИЯ ЛИХАЧЕВА... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика