N°46
18 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  18.03.2002
Будущее -- за сжиженным газом?
версия для печати
Долгосрочные контракты останутся основой газового бизнеса, и краткосрочные сделки, которых добивается Комиссия ЕС, никогда не смогут их заменить. Так считает ФЕЙСАЛ АС-СУВЕЙДИ, вице-президент и главный менеджер компании «Катар-газ», с которым встретилась спецкор газеты «Время новостей» ЕЛЕНА СУПОНИНА. Катар занимает третье место в мире по запасам газа и в основном экспортирует сырье в сжиженном виде газовыми танкерами.

-- Газовиков не радует перспектива внедрения краткосрочных контрактов вместо долгосрочных...

-- Европейцы не преуспеют с идеей краткосрочных контрактов. У них самих мало специальных портов для приема газовых танкеров. В Испании их четыре, во Франции -- один или два, в Италии -- один, в Германии тоже, в Турции -- один, только сейчас второй строят. Да и самих газовых танкеров в мире знаете сколько? Всего около 100!

-- При чем здесь танкеры и порты?

-- Если Европа хочет добиться срочных контрактов, ей нужно больше конкуренции среди самих газовиков. Для этого надо уменьшить зависимость от поставок по трубе, а это можно сделать при помощи сжиженного газа. Нужно строить газовые порты, а это дорого, как и сами танкеры. Это не как с нефтью. Нефтяной танкер почти в любой порт зайдет. Долгосрочные контракты нужны не только продавцу газа, но и покупателю. Принимающей стороне тоже надо подготовиться, хотя бы построить специальный причал. Прежде всего это касается поставок сжиженного газа. Да, в Европу пока газ в основном поставляется по трубе, из России, с Северного моря, в меньшей степени из Алжира. Признаться, в случае с поставками по трубе, более дешевыми, легче добиться срочных контрактов. Но тут уже сами производители этого не допустят. Им нужны долгосрочные инвестиции, а значит, и долгосрочные контракты -- для развития труднодоступных, более затратных месторождений. Во всем мире кончились и дешевая нефть, и дешевый газ. Землю со всех сторон ископали. Той же России придется добывать топливо в более сложных районах, что повысит себестоимость.

-- Допустим, Европа займется развитием инфраструктуры по сжиженному газу. Это сделает возможными краткосрочные контракты?

-- Краткосрочные контракты по сжиженному газу возможны лишь при возникновении излишков. Когда благодаря развитию технологии повышается производительность и добывается больше газа, чем законтрактовано. Этот излишек может быть выброшен на рынок через срочные контракты, и их число благодаря быстрому технологическому прогрессу будет увеличиваться. Но никогда такие контракты не превысят долгосрочные.

-- Традиционный катарский рынок -- Азия, а не Европа. Почему вы выходите на Европу? Вы же далеко?

-- У нас очень развита технология производства сжиженного газа. Благодаря ей мы на 50% снизили себестоимость. Стало дешевле производство на заводе и меньше транспортные расходы. К тому же танкеры стали больше. От Катара до Европы и обратно танкер добирается за месяц. То же самое до Японии и Кореи. Катар находится посередине между Европой и Азией, это очень удобно. Да и в Европе стремятся к разнообразию: из России, Алжира, Тринидада, Норвегии, Катара, Нигерии и так далее.

-- То есть вы становитесь конкурентами для России в плане Европы?

-- В некотором смысле, да. Но я считаю, что потребление в Европе в ближайшие 10--15 лет будет больше, чем могут обеспечить одно-два государства. Без Катара и даже Тринидада одна Россия не справится с возрастающими потребностями Европы.

-- Кто самый большой конкурент Катара по газу?

-- Экспорт сжиженного газа танкерами и экспорт по трубе -- разные вещи. По трубе сильны Россия, Алжир, Норвегия. Сжиженным газом активно занимаемся мы, те же алжирцы, индонезийцы. У нас нет опасений, географически у нас слишком хорошая отправная точка, мы как бы в середине мира, в отличие от того же Каспия имеем выход в океан, так что танкерами нам одинаково удобно отправлять сжиженный газ и в Азию, и в Европу. Хотя пока Европа в основном опирается на поставки по трубе из России, Норвегии, теперь еще из Алжира. Но, на наш взгляд, за сжиженным газом серьезное будущее. Сейчас мы готовим большие танкеры, чтобы наладить торговлю сжиженным газом с Америкой. В Катаре очень удобно расположены месторождения, они сконцентрированы почти в одном месте, а не в разных, что облегчает сбор газа для сжижения. Мы добываем газ из месторождений на море, и обычно в море добыча тяжелее, чем на суше, но нам и здесь повезло: у нас газ на глубине всего 80 метров, что значительно ближе, чем у добытчиков на Северном море.

-- Но в будущем Катар может стать мощным конкурентом России, тем более что она не занимается сжиженным газом?

-- Наш газ не угрожает России. Она останется мощным производителем. Вообще мы готовы сотрудничать с российскими бизнесменами и удивляемся, что их до сих пор нет. Кстати, в компании «Катар-газ» работают 1200 служащих из самых разных стран. Россиян нет. Хотя мы очень открытая страна.
Беседовала ЕЛЕНА СУПОНИНА

  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  18.03.2002
Сражение за каспийские маршруты еще не окончено
Полгода, прошедшие после событий 11 сентября, изменили мир, пожалуй, не меньше, чем результаты второй мировой или распад СССР. Создание антитеррористической коалиции стремительно меняет обстановку и вблизи главного «театра военных действий» -- в регионе Каспия. Основное тому свидетельство -- неумолимое приближение строительства нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД), которое должно начаться уже в этом году. США добились, кажется, невозможного: политически амбициозный, но экономически нерентабельный проект вот-вот воплотится в жизнь. Конечно, изменения последних месяцев и непосредственный приход в регион военных сил США создали особенно благоприятный военно-политический климат для ускоренной реализации глобального проекта... >>
  • //  18.03.2002
В середине 1980-х, как раз во время войны между Ираном и Ираком, крупный иракский нефтяник ФАДЫЛЬ ЧАЛАБИ исполнял обязанности генсека ОПЕК (Организации стран -- экспортеров нефти). Ныне он живет в Лондоне, где возглавляет Международный центр глобальных энергетических исследований. Ему хорошо известно, как военные действия отражаются на нефтяных ценах. Поэтому к нему и обратилась спецкор газеты «Время новостей» ЕЛЕНА СУПОНИНА с вопросом, как нефтяные рынки реагируют на угрозы США провести военную операцию против Ирака... >>
  • //  18.03.2002
Москва может больше потерять, чем приобрести
Американские угрозы развернуть военную кампанию против Ирака служат в эти дни своеобразными подпорками для нефтяных цен, которые так и норовят упасть. «Опасения, что США начнут против Ирака обещанную операцию, стабильно поддерживают нефтяной рынок», -- пишет влиятельная арабская газета «Аль-Хайат». Психологическая поддержка, которую оказывают экспортерам американцы (крупнейшие потребители сырья в мире), ощутима: буквально в эти дни цена барреля нефти повысилась на полдоллара-доллар. Достаточно было пары резких фраз руководителей Ирака и США, чтобы экспортеры получили около полумиллиарда долларов дополнительных доходов в день... >>
  • //  18.03.2002
Багдад раскрывает новые кладовые
В то время когда США грозят Ираку войной, в Багдаде впервые решили всерьез заняться разработкой газовых месторождений и строительством экспортных газопроводов. В этом году иракцы объявляют один за другим тендеры по поставкам газового оборудования. За научный труд «Перспективы использования газа в арабских странах в ХХI веке» трое иракцев только что даже получили первую премию на конкурсе, проведенном Организацией арабских стран -- экспортеров нефти (ОАПЕК), куда входит десять государств >>
  • //  18.03.2002
Каспий -- арена сотрудничества, а не соперничества
Когда в начале 1990-х годов администрация президента США Билла Клинтона сформулировала свою каспийскую доктрину, выдвинув идею энергетического коридора «Восток--Запад», в основе ее лежала игра против России. В политике ставка делалась на то, чтобы стимулировать антироссийские настроения правящих режимов региона и не допустить возврата туда Москвы. Экономическая задача -- свести к минимуму значение северного, российского, маршрута транспортировки каспийских и центральноазиатских углеводородов... >>
  • //  18.03.2002
Германия предлагает свой опыт либерализации
В конце минувшей недели в Барселоне прошла очередная встреча глав государств и правительств стран ЕС. Ее главной темой стала либерализация европейского рынка энергии -- Испания, нынешний председатель Евросоюза, объявила это приоритетом своего полугодового мандата. К России, крупнейшему партнеру ЕС в области поставок энергоносителей, дебаты на европейском политико-экономическом олимпе имеют непосредственное отношение. От «правил игры» на энергорынке, которые примут европейцы, зависят перспективы нашего сотрудничества с Европой, а значит, и доходы российского бюджета. В самих странах ЕС реформа, осуществляемая Еврокомиссией, вызывает неоднозначные оценки, что нашло отражение в бурных дискуссиях на барселонском саммите. Среди тех, кто не вполне разделяет планы брюссельских реформаторов, Франция и Германия, основной экономический партнер России. Специально для «Энергии Европы» позицию Берлина изложил Вильфрид ЧЕРНИ, генеральный уполномоченный компании Ruhrgas AG, крупнейшего европейского «клиента» «Газпрома»... >>
  • //  18.03.2002
На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» АРКАДИЯ ДУБНОВА отвечает замминистра иностранных дел Азербайджана, спецпредставитель президента по вопросам Каспия ХАЛАФ ХАЛАФОВ... >>
  • //  18.03.2002
«Инвестиционный спецназ» обеспечит безопасность
Дэвид Вудворд, президент BP Azerbaijan, оператора крупнейших проектов на Каспии, сделал недавно примечательное заявление. По его словам, участников каспийского консорциума не тревожит вопрос безопасности будущих трубопроводов. Это говорит руководитель компании, которая вместе с партнерами в ближайшие пять-шесть лет вложит 13--15 млрд долларов в разработку месторождений Азери--Чираг--Гюнешли и добычу раннего газа на структуре «Шах-дениз», включая строительство нефтепровода и газопровода... >>
  • //  18.03.2002
Антимонопольная борьба по брюссельским рецептам
Берлинский корреспондент газеты «Время новостей» ЮРИЙ ШПАКОВ беседует с министром экономики и средних предприятий, энергетики и транспорта немецкой федеральной земли Северный Рейн -- Вестфалия ЭРНСТОМ ШВАНХОЛЬДОМ... >>
  • //  18.03.2002
Долгосрочные контракты останутся основой газового бизнеса, и краткосрочные сделки, которых добивается Комиссия ЕС, никогда не смогут их заменить. Так считает ФЕЙСАЛ АС-СУВЕЙДИ, вице-президент и главный менеджер компании «Катар-газ», с которым встретилась спецкор газеты «Время новостей» ЕЛЕНА СУПОНИНА. Катар занимает третье место в мире по запасам газа и в основном экспортирует сырье в сжиженном виде газовыми танкерами... >>
  • //  18.03.2002
На европейском рынке останется пять-шесть гигантов
Либерализация рынков энергии, подробно обсуждавшаяся на только что завершившемся саммите ЕС в Барселоне, призвана создать в единой Европе активную конкурентную среду и обеспечить выход на рынок значительного числа альтернативных торговцев энергоносителями, прежде всего газом. Они должны составить конкуренцию традиционным энергогигантам, работающим на основе многолетних связей с поставщиками сырья... >>
  • //  18.03.2002
О том, как развивается энергетический диалог между Россией и Европейским Союзом, корреспондент газеты «Время новостей» ВЛАДИМИР КАТИН спросил у постоянного представителя России при Европейских сообществах ВАСИЛИЯ ЛИХАЧЕВА... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика