N°43
13 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  13.03.2002
Каждому экспортеру -- по терминалу
На северо-западе грузоотправители конкурируют вовсю

версия для печати
Практически каждого крупного грузовладельца, отправляющего свою продукцию на экспорт, похоже, обуяло желание иметь свой собственный порт, на худой конец причал. Новые порты, строящиеся в Северо-Западном регионе, по своей грузовой специализации дублируют друг друга: конкуренция между экспортерами приводит к соперничеству на транспортном рынке.

В качестве примера можно взять минеральные удобрения и уголь: еще несколько лет назад монополией на их экспорт исторически обладало МПС России, а также порты Украины и стран Балтии. Но в 2000--2001 годах в порту Мурманска был построен глубоководный причал для приема судов с углем дедвейтом до 150 тысяч тонн. Затем примерно в ста километрах от Петербурга, в Лужской губе Финского залива, появился угольный терминал, построенный на деньги кузбасской шахты «Соколовская», государства и ОАО «Компания Усть-Луга», принадлежащего Альфреду Коху. Здесь же, в Усть-Луге, начинается строительство комплекса по перегрузке минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн -- это проект новгородского «Акрона» и пермского «Сильвинита». Однако их конкурент, «Уралкалий», совместно с ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» три месяца назад он уже ввел в питерском порту «удобренческий» терминал в коммерческую эксплуатацию. Мурманский порт тоже намерен наращивать экспорт минудобрений, предоставляя услуги другим производителям этой продукции.

Основной конкурентный поединок на северо-западе разыгрывается между тремя субъектами рынка -- портами Санкт-Петербурга, Мурманска и Усть-Луги. Впрочем, главная борьба между ними впереди, а пока все они находятся в совершенно разной «весовой категории». «Большой порт Санкт-Петербурга», объединяющий ОАО «Морпорт СПб» и ряд стивидорных компаний, пока вне конкуренции. В прошлом году он на 15% увеличил грузооборот и довел его почти до 40 млн тонн. И в дальнейшем потеря грузопотоков ему не грозит. При этом порт в равной мере ориентируется как на экспортные, так и на импортные потоки, вопреки стратегии Минтранса, который считает, что через Петербург должны переваливаться только «чистые» контейнеры и рефрижераторные грузы.

«Компания Усть-Луга» никогда не декларировала свои намерения увести часть грузопотоков из Петербурга и всегда подчеркивала, что в российской части Финского залива места хватит всем, а грузооборот должен прирастать исключительно за счет «возвращенных» из стран Балтии товаров. Однако фактически эти соседние порты соперничают за один и тот же сегмент рынка. Например, «Усть-Луга» планирует построить контейнерный терминал мощностью от 100 до 300 тысяч TEU в год. При этом крупнейшим игроком на контейнерном рынке является Санкт-Петербург -- в 2002 году через его терминалы должно пройти около 550 тысяч TEU. «Усть-Луга» уповает на то, что контейнерный комплекс в Лужской губе построит датская компания Maersk, однако, по другим сведениям, этот оператор рассматривает такой же проект в Большом порту Петербурга. Есть и другие точки пересечения -- это нефтепродукты и металлы, которые также планирует перегружать компания Коха. Усть-Лужский проект уступает Питеру только в одном: в городе порт действует, а в области только строится и ищет инвесторов, которые не торопятся расставаться с деньгами. Угольный терминал пока не достроен -- его не могут поделить инвесторы, собственники и девелоперы. Если они договорятся между собой, то его мощности могут быть расширены с 1 до 8 млн тонн в год.

В 2001--2002 годах определились собственники портов Мурманска и Архангельска. Их крупным акционером является ЛУКОЙЛ -- в Мурманске ему принадлежит почти две трети акций (22% докуплено на аукционе в январе этого года), а значительным пакетом архангельского порта владеет ОАО «Северное морское пароходство», также входящее в концерн Вагита Алекперова. Он использует эти гавани для завоза топлива в отдаленные районы Крайнего Севера, а также для обеспечения всем необходимым своих северных промыслов. ЛУКОЙЛ, разрабатывающая углеводородные месторождения в Ненецком автономном округе, намерен сделать Кольский залив опорной базой для перевалки нефти, а впоследствии и нефтепродуктов с малых танкеров на 100--150-тысячники, которые повезут сырье в Америку. Кроме того, крупный пакет акций Архангельского порта в 2001 году приобрел «Норильский никель», которому нужна гавань для вывоза руды и завоза материалов и топлива в Дудинку. Поэтому небольшой порт в Архангельске, в 2001 году переваливший около 0,9 млн тонн грузов, становится «подсобным хозяйством» двух крупнейших концернов России.

Впрочем, Мурманск не станет конкурентом открывшегося 27 декабря 2001 года Приморского нефтеналивного порта в Ленобласти. Уже сейчас через него перегружают 1 млн тонн сырья в месяц, а впоследствии эти мощности планируется удвоить и утроить. Кроме того, «Транснефтепродукт» планирует экспортировать через Приморск топливо. По некоторым сведениям, уже в конце 2002-го или в начале 2003 года в регионе может начаться строительство еще одного наливного порта -- «Сургутнефтегаз» приступит к давно обещанному сооружению терминала в губе Батарейная под Петербургом.

Для мурманского порта, перегрузившего в 2001 году около 10 млн тонн грузов, весьма перспективным направлением является также экспорт угля. Однако северному порту не прыгнуть «выше головы» -- его развитие сдерживается удаленностью от промышленных районов, вызывающей удорожание доставки. Что сильно обесценивает преимущества незамерзающего и глубоководного Кольского залива.

Весьма неожиданным образом в Северо-Западном регионе «засветилась» «Северстальтранс» -- она уже полтора года собирается начать в Финском заливе строительство терминала по перегрузке жидкой химии в районе Приморска. А вот строительством порта по перегрузке металлов череповецкий холдинг не интересуется -- видимо, эксперты Алексея Мордашова давно ожидали санкций в отношении российского проката. Поэтому «Северсталь» довольствуется мурманским, а также питерским портом, в одной из стивидорных компаний которого у металлургического холдинга есть небольшой пакет акций. Металлом заинтересовалось и ОАО «Архангельский морской порт» -- буквально на днях он отгрузил первую партию проката из Нижнего Тагила.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург

  НА РЫНКЕ  
  • //  13.03.2002
В России -- портовый бум. Каждая уважающая себя финансово-промышленная группа желает иметь если уж не полноценный порт, то хотя бы персональный терминал для вывоза за границу производимой ею продукции. При этом наряду с «освоением» старых, доставшихся России еще от советских времен, морских торговых портов активно идет строительство новых специализированных терминалов всех видов -- от нефтяных до перевозки контейнеров. Это и неудивительно. Из 43 советских портов реальный интерес для промышленников представляют не более полутора десятков. За исключением расположенного в Татарском заливе Ванинского порта (Хабаровский край) все они уже поделены. Да и Ванинский порт проходит предпродажную подготовку и будет выставлен на торги в ближайшие месяцы... >>
  • //  13.03.2002
Вслед за первым на юге ждут второго передела
Первичный раздел портового комплекса юга страны завершился в начале этого года аукционами по продаже госпакетов акций Туапсинского и Таганрогского морских портов... >>
  • //  13.03.2002
В последнем неприватизированном дальневосточном порту рассчитывают на приход «Русского алюминия»
На Дальнем Востоке к продаже готовится последний из пока еще не приватизированных Ванинский морской торговый порт, расположенный на севере Хабаровского края. Хотя окончательного решения еще нет, по предварительным данным, на продажу будет выставлен не весь госпакет акций (55%) -- инвестор сможет претендовать только на 35%. За Ванинский порт взялись только сегодня, и объясняется это тем, что администрация Хабаровского края до последнего пыталась избежать ухода порта из-под контроля местных властей... >>
  • //  13.03.2002
На северо-западе грузоотправители конкурируют вовсю
Практически каждого крупного грузовладельца, отправляющего свою продукцию на экспорт, похоже, обуяло желание иметь свой собственный порт, на худой конец причал. Новые порты, строящиеся в Северо-Западном регионе, по своей грузовой специализации дублируют друг друга: конкуренция между экспортерами приводит к соперничеству на транспортном рынке... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика