N°224
04 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.12.2002
Принцип домино
Музейная программа «Декабрьских вечеров XXII» посвящена Италии вообще и Венеции в частности

версия для печати
Позавчера в Музее изящных искусств на Волхонке открылся фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Меломаны уже успели насладиться музыкой XIV--XVII века в исполнении знаменитого эстонского ансамбля Hortus Musicus. Впереди концерты, составленные из сочинений итальянских композиторов от XIV века до XX. Обрамлять музыкальные вечера будут две выставки -- «Живопись Венеции XVIII века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» и «Поэзия реальности. Картины венецианских художников XVIII века из коллекции банка «Интеза».

На анфиладе-колоннаде и в Белом, концертном, зале развешены картины из московского собрания. Аскеза дизайнерского решения позволяет считать полотна «родных» венецианцев прежде всего комментарием. Во-первых, визуальным комментарием концертов, в которых музыке барокко и рококо отведено одно из самых почетных мест. Во-вторых, комментарием главного, на мой взгляд, события в жизни музея в уходящем году -- издания двухтомного фундаментального каталога-резоне итальянской живописи, хранящейся в фондах ГМИИ. (Первый том посвящен Италии VIII--XVI веков; второй -- XVII--XX веков).

Основной же экспозиционной интригой «вечеров» я считаю приглашение на фестиваль венецианских картин из коллекции итальянского банка «Интеза». Культуртрегерская деятельность является для банка принципиальной. Маньеристическое палаццо Монтанари в Виченце было превращено им в открытый музей собственного собрания, от древнерусских икон до работ XX века. Картины из «Интеза» оказались не дополнением к русскому разделу, но композиционным центром, смысловым ядром, если угодно -- замковым камнем выставки. Почему? Коллекция банка размещена прямо напротив Белого зала, в торце анфилады. Стало быть, именно она замыкает перспективу и «держит» ритм всей экспозиции. Центром стали шестнадцать пленительных композиций Пьетро Лонги (1702--1785) и мастеров круга этого «Гольдони венецианской живописи», кстати, близкого друга драматурга. В отечественных собраниях холстов Пьетро Лонги нет. Замечаешь издалека: мелькающие в просветах между колоннами анфилады изображения на маленьких картинках Лонги начинают чудесным образом оживать и двигаться. Похожие жанровые сценки можно было увидеть в век Казановы, проплывая в сумерках на гондоле мимо освещенных стрельчатых окошек домов канала Гранде. Что видно в окошечках? Прежде всего -- убранство залов. Мерцают хрустальные люстры. Зеркала, канделябры, на стенах картины. Филигранными мазочками Лонги дотошно, в размер копеечной монеты, воспроизвел украшавшие залы архитектурные пейзажи великих венецианцев: Каналетто, Гварди, Беллото, Мариески... Их же ведуты являются гордостью московского собрания. Картины собраны в картинах. Рамы удваиваются, словно в зеркальной перспективе. В залах-окошечках Лонги щебечут грациозные дамы и кланяются кукольные кавалеры. Часто они облачены в баутты -- домино венецианского карнавала: на лице белая атласная маска со зловещей гримасой, на плечах черный плащ, на голове треугольная шляпа, на ногах черные туфли и белые чулки. Многие баутты Лонги ищут приключения в «Ридотто» -- открытом игорном доме, где пробовали фортуну все, от патрициев до знаменитых авантюристов. «Ридотто» Лонги посвятил самые интересные свои опусы.

Белые маски. Острые скулы. Носы-клювы. Гаргульи подбородки. Черные плащи. Дети-арлекины. Рассыпанная на полу колода карт. Пьетро Лонги выстраивал идеальные по ритму мизансцены театра «неслыханной», как говорил эссеист Серебряного века Павел Муратов, «причудливости». Так и ждешь, что среди всей этой марионеточной сутолоки появится нечто или некто из подлинного средневекового бестиария, такой, чтобы с панцирем, крыльями или рогом на лбу. А вот и эти «некто». На одной картинке -- сидящий в загоне носорог. На другой -- слон. И профили их напоминают очертания белых баутт.

Изумительный по живописи и хрупкий, как кукольный механизм, мир Пьетро Лонги представляет нам повседневность, превращенную венецианцами в театральное каприччио, игру по галантным правилам, принцип домино. В эту игру вовлечены все, от патрициев до носорогов и комнатных собачек. Последние-то уж точно себе на уме. Лежат себе тихо в углу почти на каждой картине Лонги и, млея от удовольствия, наблюдают за странным сумасбродством хозяев.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.12.2002
Вчера в кинотеатре «Ролан» состоялась пресс-конференция знаменитого режиссера Отара Иоселиани, который представил журналистам свой новый фильм «Утро понедельника». О новом фильме с Отаром ИОСЕЛИАНИ поговорил корреспондент газеты «Время новостей» Сергей ТОКАРЕВ... >>
  • //  04.12.2002
Музейная программа «Декабрьских вечеров XXII» посвящена Италии вообще и Венеции в частности
Позавчера в Музее изящных искусств на Волхонке открылся фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Меломаны уже успели насладиться музыкой XIV--XVII века в исполнении знаменитого эстонского ансамбля Hortus Musicus. Впереди концерты, составленные из сочинений итальянских композиторов от XIV века до XX. Обрамлять музыкальные вечера будут две выставки -- «Живопись Венеции XVIII века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» и «Поэзия реальности. Картины венецианских художников XVIII века из коллекции банка «Интеза»... >>
  • //  04.12.2002
В российский прокат выходит новый фильм Отара Иоселиани «Утро понедельника»
Давным-давно, когда маленькая, но гордая страна еще не ассоциировалась в сознании с Панкисским ущельем и злыми боевиками, российская интеллигенция Грузию очень любила. Не конкретно, конечно, а так... абстрактно мечтательно, как герой Гришковца из пьесы «Одновременно». Просто за то, что в Грузии «рады любому гостю» и стоит тебе оказаться там, как тебя усадят за стол, нальют вина и «в твою честь споют»... >>
  • //  04.12.2002
«Папа, мама и чемпионат мира по футболу» в Гельман-галерее
Новый фотопроект Дмитрия Гутова продолжает серию работ, связанных с родителями. Года два назад была выставка «Мама, папа и телевизор», на которой родители художника грозили вилами головам телевизионных комментаторов. Смычка города с деревней продолжилась промелькнувшей на «Арт-Москве» работой, где родители в шоке отворачивались от репродукции картины Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Очередной блистательной актерской работой родителей Дмитрия Гутова спешит похвастаться галерея Марата Гельмана... >>
  • //  04.12.2002
Волки-оборотни на экранах Москвы
«Псы-воины» -- копеечный по затратам фильм ужасов о волках-оборотнях, снятый в загримированном под Шотландию Люксембурге. Тридцатидвухлетний режиссер-дебютант Нейл Маршал, поставивший эту красотищу, до этого известен тем, что работал в качестве сценариста и монтажера на фильмах Бхаррата Наллури. Этот самый Бхаррат в свое время числился автором, подающим большие надежды. Не так давно ему даже доверили снять третью серию культового «Ворона», которую он благополучно провалил. Теперь-то понятно, что «Ворона» надо было сразу отдавать Маршалу, -- уж он бы точно превратил его в грандиозный хит. Потому что, судя по «Псам-воинам», снимать он умеет как никто... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика