N°202
31 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.10.2002
Бефстроганов на гарднере
Юбилейная реставрация петербургских дворцов во многом следует сценарию «потемкинских деревень»

версия для печати
Архитектурный комплекс, носящий до настоящего времени название Строгановский дворец, является своего рода учебником по истории петербургской архитектуры. Здесь сохранились подлинные интерьеры выдающихся мастеров от начала XVIII до конца XIX века (Растрелли, Воронихина и др.). Закономерно, что возникла идея превращения здания в музей. Она появилась не сегодня, а 100 лет назад, накануне 200-летия Северной Пальмиры. Ее сформулировали члены знаменитого объединения «Мир искусства». Тогда же было решено, что музеефикации дома Строгановых должна предшествовать его реставрация, которую, действительно, неоднократно начинали на протяжении XX века, впрочем, коллекций сохранить не смогли (они переданы в Эрмитаж, Русский музей и частично проданы).

Нынешняя реставрация, проводимая Русским музеем, началась в 1990 году и не будет закончена к 300-летию Петербурга. В середине ноября откроются залы первого этажа, где разместится очередная выставка. Нет сомнения в том, что стены в конечном итоге отремонтируют. Но помимо восстановления убранства интерьеров и фасадов необходимо решить еще одну важную проблему: адекватного использования уникального архитектурного памятника. Такая задача, к сожалению, даже не ставилась, причем не только в этом, но и в других петербургских проектах, где подчас реставрация ведется ради нее самой. Можно вспомнить безликий Шереметевский дворец, ставший пристанищем второстепенных коллекций, Михайловский замок, где нет ничего о российском Гамлете -- Павле I, а также и другие здания, реставрация которых, строго говоря, является исключительно фасадной.

В большом дворце на Невском нашлось место для галереи современного искусства, художественного магазина, обменного пункта, экспозиции восковых фигур, странного вида закусочной и ее роскошного офиса. А экспозиции, посвященной владельцам дворца -- знатной семье мецената, президента Академии художеств Александра Сергеевича Строганова (в старой транскрипции -- Строгонова), нет и в помине. Администрация Русского музея, более десяти лет эксплуатирующая один из самых старых и надежных брендов блестящей столицы империи, категорически не хочет (панически боится?) передать в свой же филиал (Строгановский дворец) хотя бы одно произведение из коллекции Строгановых! После дорогостоящей и многолетней работы в залах дворца будет выставлен фарфор Гарднера, а затем предполагается открыть в нем очередной музей частных собраний (таковым стал, по существу, Шереметевский дворец, другой открыт в Петергофе). Спору нет, можно и нужно знакомить публику с фарфором, а также поощрять дарения. Однако не будет ли архитектурное убранство шедевра Растрелли и Воронихина в несколько раз превосходить качество экспонатов?

Эрмитаж, с тоской наблюдающий за судьбой своего прежнего филиала, подает сигналы о сотрудничестве, в частности, перечислил компенсацию за показ произведений из бывшей коллекции Строгановых в Америке на реставрацию Минерального кабинета, одного из главных шедевров своего прежнего донора. Этот благородный жест не позволил тем не менее преодолеть бюрократические барьеры, которые препятствуют действительному возрождению Петербурга. Нелишне вспомнить, что город кроме стен имеет и душу, то есть наполнявшие дворцы произведения искусства, характеризовавшие своих владельцев. В настоящий момент лихорадочная покраска Петербурга не может замазать отсутствие какой-либо внятной музейной программы. А раскинувшийся в центре Строгановского дворца шатер-ресторан о бывшем владельце может навеять ассоциации сугубо гастрономические. Бефстроганов и чай пробовали многие, пусть даже не на гарднеровском фарфоре.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  31.10.2002
В Третьяковской галерее открылась выставка спасенных от угрыза и засида
Знаете ли вы, что такое «мушиный засид»? «Лисьи пятна» вам знакомы? А ведь именно они могут привести к тому, что доставшийся вам от прабабушки акварельный портрет прапрадедушки в один прекрасный день рассыплется в прах. О специфике и проблемах реставрации графики обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказали старший научный сотрудник отдела графики XVIII - начала XX века Ирина ШУМАНОВА и заместитель заведующего отделом научной реставрации графики XVIII - XX веков Ирина БЫКОВА... >>
  • //  31.10.2002
В Москве украинского режиссера Андрия Жолдака, которого называют «одним из самых скандальных режиссеров новой волны», узнали после спектакля «Опыты освоения пьесы «Чайка», представленного на открытой площадке Театра наций в Петровском переулке. В этом году на фестиваль «Балтийский дом» Жолдак привез спектакль «Отелло?!», поставленный с актерами румынского театра Radu Stanca. Об этой работе и дальнейших творческих планах с Андрием ЖОЛДАКОМ беседует корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ВАСЕНИНА... >>
  • //  31.10.2002
«Четыре пера» на столичных экранах
Если бы в 1884 году наглядная агитация уже существовала в привычных для нас формах, знаковым героем для патриотических постеров британского воениздата стал бы не кто иной, как Гарри Фивершем. Лейтенант Камберлендского полка ее величества, потомственный военный, игрок в регби и счастливый жених очаровательной мисс Этни... >>
  • //  31.10.2002
Юбилейная реставрация петербургских дворцов во многом следует сценарию «потемкинских деревень»
Архитектурный комплекс, носящий до настоящего времени название Строгановский дворец, является своего рода учебником по истории петербургской архитектуры. Здесь сохранились подлинные интерьеры выдающихся мастеров от начала XVIII до конца XIX века (Растрелли, Воронихина и др.). Закономерно, что возникла идея превращения здания в музей. Она появилась не сегодня, а 100 лет назад, накануне 200-летия Северной Пальмиры... >>
  • //  31.10.2002
Евгений Нестеров в Московском Доме фотографии
Выставка Евгения Нестерова «Дуэт, квартет, секстет» -- нечаянная радость в плотном графике Московского Дома фотографии. Не оттого, что другие плохи, а потому, что проект Нестерова замечателен своей неактуальностью и осмысленной, полноценной красотой... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ