N°20
05 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  05.02.2002
Ходорковский в поход собрался
ЮКОС готовит наступление на германские заправки

версия для печати
Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил в опубликованном вчера немецкой газетой Handelsblatt интервью, что намерен приобрести сеть автозаправочных станций в Германии. Хотя слова г-на Ходорковского, которого Handelsblatt именует «российским нефтяным бароном», в Германии прозвучали весьма экстравагантно, повод для подобного разговора имеется. Несколько дней назад федеральное антимонопольное ведомство в Бонне одобрило ряд сделок, которые в сумме составляют давно намечавшуюся перегруппировку владельцев сетей АЗС в Германии.

С благословения немецких блюстителей деятельности картелей нефтяной концерн Shell получил право приобрести сеть автозаправок DEA, которые являются дочерним предприятием энергокомпании RWE. Британский BP получил право на поглощение фирмы Veba Oel, принадлежащей E.ON, вместе с ее сетью заправок Aral (эта операция является частью многоходовой сделки по покупке E.ON 60% акций газового концерна Ruhrgas, которую в целом антимонопольные чиновники пока заблокировали). Чтобы добиться своего, Shell и BP по требованию антимонополистов пришлось пойти на уступки и согласиться расстаться в общей сложности почти с 1500 своих АЗС в Германии, что составляет примерно 5% оборота концернов. Помимо этого BP было предписано распрощаться со своим НПЗ Bayern Oil. Лишь после этого оба концерна смогут контролировать менее 50% рынка автомобильного топлива, чего и добивалось в конечном счете антимонопольное ведомство.

Потенциальный покупатель внезапно обнаружился в России. Михаил Ходоровский декларировал намерение купить все выставленные на продажу полторы тысячи автозаправок и «один или нескольких нефтеперерабатывающих заводов». ЮКОС, по его словам, «давно изыскивает возможности для существенного увеличения долгосрочных поставок нефти на Запад». Первые шаги в этом направлении уже сделаны: несколько дней назад ЮКОС завершил сделку по покупке 49% акций словацкой компании Transpetrol -- оператора нефтепровода, связывающего Словакию с Германией. Как говорит г-н Ходорковский, его планы нацелены на существенно большее: «Когда у нас появится в Германии достаточно клиентов-потребителей, мы ежегодно будем резко увеличивать пропускную способность нефтепровода».

ЮКОС, как заявил его глава, предполагает купить немецкие АЗС не в одиночку, а совместно с партнером, обладающим достаточным опытом работы в этом секторе. Правда, ни сам г-н Ходорковский, ни нефтяные концерны, вынужденные продать часть сети своих заправок, предпочитают пока не распространяться на тему о том, ведутся ли уже конкретные переговоры об этом. Цена полного «пакета» АЗС, выставляемого на продажу, составляет около 4 млрд долл. Г-н Ходорковский заявил, что ЮКОС в ближайшие два года предполагает инвестировать в покупку 2 млрд долл. собственных средств. Оставшиеся 2 млрд должны, по мнению г-на Ходорковского, поступить от «банков и промышленных партнеров».

В сфере автозаправочного бизнеса ЮКОС в Германии пока не представлен вовсе. Соответственно, ни фигура г-на Ходорковского, ни ЮКОС широко там неизвестны (если не считать попытки российской компании приобрести прошлой осенью за 400 млн евро 22% акций судостроительной верфи в северогерманском Ростоке Kvaerner-Warnow-Werft, принадлежащей норвежской Kvaerner, главным профилем которой является разработка и эксплуатация нефтяных месторождений). В данном случае речь идет о секторе экономики Германии, стратегически существенно более весомом, чем судостроительный завод в Ростоке, доставшийся ей еще от ГДР. Этот факт дает основания опрошенным газетой «Время новостей» экспертам в Германии и России сомневаться в том, что немцы с легким сердцем отдадут заправки под контроль ЮКОСа. В частности, собеседники в крупных немецких компаниях дали понять, что расценивают заявления Михаила Ходорковского как PR-акцию.
Юрий ШПАКОВ, Берлин

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.02.2002
Москва продала федеральную землю
На столичном рынке недвижимости скоро может разгореться скандал между московскими и федеральными властями по поводу прав на землю в городе. Московские чиновники не стали ждать вступления в силу федерального закона «О государственном разграничении собственности на землю» и пустили в оборот пока не разграниченные земельные участки. Городская конкурсная комиссия правительства Москвы выставила участки земли на открытые торги под жилищную застройку. Федеральные власти об инициативе мэрии ничего не знают... >>
  • //  05.02.2002
«Славнефть» встретила в Словакии ЮКОС
Российско-белорусская «Славнефть» пробует завоевать право поставлять нефть на нефтеперерабатывающий завод словацкой компании «Словнафт». Причем делать это она собирается напрямую, минуя посредников, одним из которых с недавних пор стал ЮКОС, купивший 49% транспортной компании Transpetrol. Правда, в обе российские компании предпочитают не связывать свои проекты в Словакии и не считают друг друга конкурентами... >>
  • //  05.02.2002
Предприятие отзывает партию бракованных автомобилей
АвтоВАЗ постепенно перенимает опыт западных компаний. На прошлой неделе предприятие впервые в своей истории отозвало для ремонта партию автомобилей. Правда, в отличие от зарубежных концернов, бесплатно ремонтирующих даже незначительные дефекты, АвтоВАЗ был вынужден пойти на столь радикальную меру из-за действительно серьезной угрозы жизни и здоровью водителя и пассажиров... >>
  • //  05.02.2002
ЮКОС готовит наступление на германские заправки
Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил в опубликованном вчера немецкой газетой Handelsblatt интервью, что намерен приобрести сеть автозаправочных станций в Германии. Хотя слова г-на Ходорковского, которого Handelsblatt именует «российским нефтяным бароном», в Германии прозвучали весьма экстравагантно, повод для подобного разговора имеется. Несколько дней назад федеральное антимонопольное ведомство в Бонне одобрило ряд сделок, которые в сумме составляют давно намечавшуюся перегруппировку владельцев сетей АЗС в Германии... >>
  • //  05.02.2002
Но российские авиаторы тщательно скрывают свой интерес к Болгарии
Российская авиакомпания заявила о намерении купить контрольный пакет акций болгарского авиаперевозчика Balkan Airlines, который находится под внешним управлением с марта прошлого года, сообщил вчера агентству Reuters в Софии пресс-секретарь Balkan Виктор Меламед. Он отказался назвать возможного покупателя, сказав лишь, что российская компания оказалась единственным иностранным претендентом на акции Balkan... >>
  • //  05.02.2002
Банк объявил о срочных инвестициях в полуразвалившийся мясокомбинат
Смена собственника промышленных активов петербургского мясоперерабатывающего комбината «Самсон», который когда-то был одним из крупнейших в России, узаконена вчера судебным решением. Вердикт, вынесенный Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, означает, что ФСФО проиграла борьбу за предприятие, а его имущественный комплекс на законных основаниях принадлежит семи дочерним компаниям Московского индустриального банка (МИБ). Этот банк, узнав о победе, сразу объявил о крупных инвестициях в компании -- «наследнике» «Самсона»... >>
  • //  05.02.2002
Аргентина отменяет двойной курс песо и размораживает вклады
Правительство Аргентины решило отказаться от введенного 6 января этого года двойного курса национальной валюты -- песо. Вместо фиксированного и плавающего курса останется только плавающий. Кроме того, все долларовые депозиты и кредиты аргентинцев будут конвертированы в песо. Таким образом власти пытаются снять социальную напряженность -- уже два месяца на улицах не прекращается протест граждан. Однако, по мнению наблюдателей, нововведения ни к чему хорошему не приведут: банковскую систему страны ожидает неминуемый крах, а песо -- серьезное падение... >>
  • //  05.02.2002
Агентство удовлетворит почти 99,9% вкладчиков
Банки, находящиеся под управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), уже рассчитались с 90% своих вкладчиков -- таковы последние данные агентства. В АРКО полагают, что к концу первого квартала из 1,5 млн вкладчиков этих банков, потерявших средства в 1998 году, останутся неудовлетворенными менее 0,1%. Но среди них будут и те, кто никогда не обратится за вкладами -- многие за прошедшие годы уехали за рубеж... >>
  • //  05.02.2002
Восточный порт начал перегрузку минеральных удобрений
Крупнейший в России комплекс по перевалке минеральных удобрений был открыт вчера на территории ОАО «Восточный порт» в Приморском крае. Терминал, в строительство которого вложено 3 млн долл., способен ежегодно перегружать до 2,5 млн тонн удобрений. Таким образом, грузооборот предприятия уже в текущем году должен возрасти приблизительно на 20%... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама