N°198
25 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  25.10.2002
Кино о главном
«Любовник» на московских экранах

версия для печати
Есть такой жанр -- кино о главном. Не об исторических событиях, не о нашествии инопланетян, не об упадке и разрушении советской империи. О чем же? Об обреченности, одиночестве, отчаянии и надежде. Может получиться ужасно плохо и претенциозно -- примеров не счесть. Но если получается здорово, то именно у этого кино -- самые большие шансы остаться с нами надолго. Объяснять почему, надеюсь, не надо. Кажется, у «Любовника» Валерия Тодоровского такие шансы есть.

Для того чтобы показать нам завязку драмы, режиссеру и сценаристу понадобится минуты три, не больше. Профессор лингвистики, элегантно стареющий университетский преподаватель (Олег Янковский), зовет свою молодую жену, готовящую кофе на кухне. Жена не идет. Причина простая, суровая и ясная: сердечный приступ, мгновенная смерть, бессмысленный и неподготовленный переход в мир иной, который может случиться с каждым из нас, с нашими близкими и друзьями. Тут бы и начаться банальной «работе траура», по Фрейду. Несколько дней скорбного безумия, пара месяцев элегической тоски, полгода воспоминаний о прошлом -- и, пожалуйста, выздоровел, преподаешь студенткам сослагательное наклонение, изредка трахаешь их в переменах между лекциями, репетируешь торжественное выражение, которое должен принять твой труп на похоронах -- лет через двадцать.

Но есть одна закавыка. В зимней куртке любимой жены находится письмо: «Милый, любимый, пока не могу уйти от Мити, но, может быть, еще через полгодика...» Из письма становится ясно: все пятнадцать лет счастливого и респектабельного брака любимая жена изменяла с другим -- отсюда и нарочито примитивное, банальное название фильма. Дальше -- хуже. Соперник -- отнюдь не доцент университета, а вовсе даже отставной военный, снявший квартиру в пяти трамвайных остановках от квартиры возлюбленной. А познакомился с ней вообще при водевильных обстоятельствах -- пьяный, пришел ремонтировать пианино аккомпаниаторше, выступавшей в военном городке.

Вот здесь-то и начинается самое главное: мало того, что изменила, обманула, предала, так еще не может ответить на вопрос: «Как же ты так?» У кого теперь спрашивать? Разумеется, только у заглавного Любовника, роль которого блистательно исполняет молодой, молодящийся, но все равно какой-то неисправимо старый и знающий Сергей Гармаш. Так они и будут разговаривать друг с другом весь фильм напролет. Янковский будет повторять и повторять: «Что же она в тебе нашла?» А Гармаш будет требовать адресованное ему письмо и спрашивать: «Но ведь хотела от тебя уйти, хотела?»

Критики вспоминают Бергмана. Не похоже. Никаких метафор и аллегорий. Если уж вспоминать о предшественниках, то на память просится простота и неотвратимость историй французского классика Робера Брессона, к которым недавно совсем с другого конца подошли бельгийские братья Дарденн («Розетта», «Сын»). Впрочем, в какой-то момент и Бергман вспомнится: когда покажется, что герой Гармаша вовсе не живой персонаж, а демон, трикстер, чертик из табакерки, который вдруг выпрыгнул перед тобой и рассказал, что прожил ты не свою жизнь, потому что все то, что, как ты думал, принадлежало тебе, было совсем, совсем чужое.

Дальше -- хуже. Банальные сюжетные ходы из латиноамериканских сериалов, топтание на месте, финал, вызывающий стон разочарования. Но это неважно. То, что обещает «Любовник», гораздо важнее. А что он обещает, вы решите, только посмотрев этот фильм.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.10.2002
Открылись выставки о Москве и московской власти
В зале «На Солянке» правительство столицы, префектура Центрального административного округа, мультимедийный комплекс актуальных искусств, центр исследования городского управления и самоуправления представили экспозицию «Москва. Вчера -- сегодня -- завтра», посвященную 150-летию со дня рождения московского городского головы Николая Алексеева. Городской голова (председатель городской думы) -- первоначально (со второй половины XVIII до середины XIX века) лицо подневольное, и обязанности у него тяжелые. Его можно назвать главным завхозом города: канализация, водопровод, санэпидстанция, -- все на нем. В выпущенной недавно (1997) Мосгордумой книге «Городские головы» читаем, что в первой половине XIX века городское управление и городской голова «были лишь беспрекословными исполнителями воли губернатора и генерал-губернатора. Лица, занимавшие эти должности, видели в городском голове не представителя выборной власти, а подчиненного им чиновника, призванного доводить до сведения москвичей распоряжения высшей администрации и обеспечивать их выполнение... >>
  • //  25.10.2002
«Любовник» на московских экранах
Есть такой жанр -- кино о главном. Не об исторических событиях, не о нашествии инопланетян, не об упадке и разрушении советской империи. О чем же? Об обреченности, одиночестве, отчаянии и надежде. Может получиться ужасно плохо и претенциозно -- примеров не счесть. Но если получается здорово, то именно у этого кино -- самые большие шансы остаться с нами надолго. Объяснять почему, надеюсь, не надо. Кажется, у «Любовника» Валерия Тодоровского такие шансы есть... >>
  • //  25.10.2002
К шестидесятилетию Динары Асановой
Летом 1988 года на маленьком фестивале в итальянском городке Пезаро, которому до большой советской политики, как и всем тогда, тоже было дело, главным угощением стало кино «ленинградской школы» разных десятилетий. Годом раньше здесь торжественно предъявили «фильмы, освобожденные Горбачевым», и вот теперь -- ленты, готовившие, по итальянской нехитрой мысли, светлое демократическое будущее, Gorbachev и perestroyka. Среди других показали и «Пацанов» Динары Асановой. На следующее утро в местных газетах усиленно замелькало это имя, а патриарх мирового киноведения Марсель Мартен риторически вопрошал ленинградскую делегацию, как получилось, что они раньше ничего не знали об Асановой... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика