N°189
14 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  14.10.2002
«Дедал» и деды
Завершился десятый фестиваль «Зодчество»

версия для печати
В последний день фестиваля журналистов пригласили на пресс-конференцию. Она проходила там же, где и сама выставка, -- в Большом Манеже. Вели ее главные организаторы «Зодчества», достойные все люди, среди которых -- вице-президент Международного союза архитекторов (МСА), президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, президент Международной академии архитектуры (МАА) Георгий Стоилов (Болгария). Каюсь, ленив и нелюбопытен есмь, потому деятельность МСА и МАА представляю смутно. Из энциклопедических статей усвоил, что МСА, например, «ставит целью создание благоприятных условий жизни людей, выдвигая рекомендации по реконструкции старых и строительству новых городов и сел, их благоустройству», что «МСА борется также за повышение художественных, функциональных и инженерно-технических качеств произведений архитектуры. Высший орган МСА -- Генеральная ассамблея, созываемая каждые 2 года». Последний конгресс МСА был этим летом в Берлине. Ежу понятно, что реальный архитектурный процесс во всем мире идет себе, идет, рекомендаций МСА совсем не примечая. «Ей-ей, -- нам МСА всем отвечает. -- Вот то-то мне и духу придает».

Таких в высшей степени радикальных суждений, какие мы услышали на пресс-конференции от господ начальников архитектурных профсоюзов мира, признаюсь, не встречал давно. Вертикальное строительство, по их мнению, это не человечно. Это плохо. Но и горизонтальное строительство тоже, по их мнению, антигуманно и скверно. Лишь «средние» города (например, в Восточной Европе и Испании) создают условия комфортного проживания. Причем время великих стилей кончилось, но и глобализация неизбежна.

По емкости мыслей и внятности их изложения эти «нетленки» поразительно напоминали отчеты на партсобраниях. Экспозиция самого фестиваля оказалась соответствующей. На большинстве стендов можно было наблюдать нездоровое сочетание новорусского шика и совковой казенщины -- род демагогии в архитектуре. Особенно впечатлил проект жилого квартала в славном городе Воронеже: на берегу озера вырос целый лес одинаковых башен, соединенных переходами -- донжон в честь людской глупости.

Старорежимный гонор организаторов повлиял и на выбор победителей. Аж два «хрустальных Дедала» (главная премия «Зодчества») в субботу получил краса и гордость московского мэра -- проект торгового комплекса «Сити» на Краснопресненской набережной. Один «Дедал» вручен трем главным «дедам» столичной архитектуры: Кузьмину, Посохину, Тхору, а также примкнувшим к ним Бокову, Асадову и др. за проект «центрального ядра» «Сити». Другой «Дедал» получил лично Борис Тхор за выслугу лет в работе над «Сити».

Видимо, потому, что в начальниках Международного союза архитекторов ходят все наши люди, «ненашей» архитектуры было как-то стыдно мало. Из Польши два проекта. Из Чехии. Планку качества держали некоторые регионы России и... дети. Честно говоря, в смысле зрительных утех дети задвинули всех. Повесили на ниточках неописуемо красивые, изящные и хрупкие бумажные кораблики, корпус которых представлял собой игрушечный тосканский баптистерий, или Эйфелеву башню, или Нотр-Дам, или башню Татлина. По качеству исполнения и вниманию к деталям работы напоминали ажурную резьбу средневековых камнерезов. «Хрустальный Дедал», врученный придумавшей сию роскошь детской студии «Старт», едва ли не единственное бесспорное решение жюри.

Более свободные от столичной дедовщины регионы иногда представляли весьма стильные хай-тек и неомодернизм. Складчатые перекрытия, перепонки, консоли, шарниры, шатры, стекло, сталь, железобетон... Если пространство, ограниченное всем этим, живет и двигается, любо-дорого смотреть. Вот и смотрим на макет Института передовых технологий архитекторов Лозинского, Ерзовского и Жуковой; на дома для Урала мастерской Екатерины Абдуллаевой, на получившие призы критики театр для Ханты-Мансийска от компании «Аркрон» и деловой центр для Нижнего Новгорода от Виктора Быкова со товарищи. Смотрим и думаем: ну почему же такая архитектура на «Зодчестве» редкая гостья?

Расчет некоторых коллег-критиков (Григория Ревзина) на реванш предъюбилейного Санкт-Петербурга, по-моему, оправдался не очень. О проекте реконструкции Генерального штаба и превращения его в филиал Эрмитажа велись переговоры с мегазвездой Рэмом Кулхасом. Альтернативный вариант представил на «Зодчестве» петербуржец Олег Явейн и студия «44». Логика превращения существующей за Генштабом застройки в единую анфиладу с эффектными изгибами старых фасадов убеждает, а вот традиционные стеклянные своды, непременные деревья в кадках ассоциируются с торговым центром, а не музеем. Совсем неуклюже, по-моему, выглядит попытка архитектурно-проектного центра Малюшина воплотить хай-течным способом идеальную ведуту ренессансной живописи в пешеходной зоне -- дублере Невского проспекта.

Главный приз в номинации «постройки» получил футбольный стадион «Локомотив» на Большой Черкизовской. Учитывая специфику фестиваля и его начальствующего состава, это вершина компромисса. Стадион построил приближенный к дедам-генералам руководитель престижной мастерской «Моспроект-4» Андрей Боков и его постоянные соавторы Дмитрий Буш, Сергей Чуклов, Илья Бабак, Кира Лапина, Наталья Никифорова. В смысле технологичном стадион вполне современный, в художественном плане -- вполне адекватный. Украшает столицу нашей родины Москву. Служит полезной цели оздоровления нации. Ну как его было не наградить генералам российской архитектуры, лидерам МСА и МАА? Ну и наградили. Ну и разошлись потом довольные до следующего «Зодчества» писать резолюции, давать консультации и наблюдать со стороны за живым архитектурным процессом. Он ведь идет не вместе с МСА, а вместо, можно даже сказать -- наперекор.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  14.10.2002
Завершился десятый фестиваль «Зодчество»
В последний день фестиваля журналистов пригласили на пресс-конференцию. Она проходила там же, где и сама выставка, - в Большом Манеже... >>
  • //  14.10.2002
Еще один фильм Кима Ки-Дука в Москве
Кореец Ким Ки-Дук -- режиссер, с которым отечественные киноманы знакомятся в режиме максимального благоприятствования. Два года назад его фильм «Остров» (четвертый по счету, но первый по-настоящему нашумевший) можно было увидеть на широком экране. Год спустя «Реальный вымысел» участвовал в конкурсе Московского кинофестиваля, а в последнее время от Кима буквально не спрятаться, не скрыться: не успел закончиться московский прокат его картины «Адрес неизвестен», как на повестке дня оказывается «Плохой парень» (2001). Вряд ли какой-нибудь еще современный кинематографист, да вдобавок азиатский, пропагандируется настолько же активно и последовательно. Впору задуматься о тайном артхаусном заговоре, но противостоять ему, тем не менее, совершенно не хочется. Ибо насаждаемый культ Кима Ки-Дука не только актуален, но и (в отличие, например, от сектантских камланий вокруг куда более сомнительного Такаси Миике) абсолютно оправдан... >>
  • //  14.10.2002
В «Доме» звучали настоящие голоса
Рассказывая о первом концерте «Глубокой глотки» (см. «Время новостей» от 11 октября), я сетовал, что публики было маловато. Отрадно констатировать, что уже второй день ознаменовался обычной «домовской» посещаемостью, а в пятницу и субботу случились прямо-таки аншлаги... >>
  • //  14.10.2002
В Петербурге попытались сыграть в «Олимьюзик»
Еще недавно этот фестиваль назывался гораздо проще и скромнее -- Петербургский фестиваль старинной музыки. Однако организаторы сочли, что английская early music («ранняя музыка») не соответствует нашей «старинной». Поскольку главная цель петербургских музыкантов -- доказать, что early music полна сил и не собирается устаревать, в названии появился курьезный англицизм... >>
  • //  14.10.2002
Москву посетила балетная труппа La Scala
В «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана -- единственном спектакле, привезенном итальянцами и показанном в столице уже пять раз (устраивал гастроли «Росинтерфест»), -- пузырится и шкваркает жизнь. Один из столпов английской хореографии, знакомый нашей публике пока что лишь по «Манон», не так давно влетевшей в репертуар Мариинского театра, 37 лет назад сочинил спектакль, вспоминая послевоенные лондонские гастроли Большого, Уланову-Джульетту и всю роскошь выстроенных Леонидом Лавровским веронских смертоубийств. Как и все англичане -- зрители тех гастролей, Макмиллан был в восторге, и его спектакль оказался почтителен к первоисточнику... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика