N°186
09 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  09.10.2002
Авангард князя Павла
Выставка из Белграда помогла понять, каким мог стать один уничтоженный в Москве музей

версия для печати
Вы видели картины Ренуара, выполненные в манере Ватто? -- Нет, вы таких картин не видели... А припомните ли натюрморт Андре Дерена с керамикой, салфеткой и стеклом, похищенными у Караваджо и Шардена? -- Нет, не припомните. И уж точно лишены возможности постоянно любоваться живописью Пита Мондриана, рисунками Ласло Мохой-Надя и орнаментальным кубизмом Сержа Шаршуна.

Причина? Проста: основой коллекции европейского (преимущественно французского) искусства конца XIX -- начала XX века ГМИИ на Волхонке стали собрания мануфактурщиков Ивана Морозова и Сергея Щукина. Собрания отражают их частные вкусы. Потому раннего, влюбленного в Ватто Ренуара в них нет. Но и позднего, караваджистского Дерена нет тоже. Хронологически собрания Щукина и Морозова обрываются 1917 годом. Как сформулировали авторы каталога-резоне французской живописи второй половины XIX и XX века из собрания ГМИИ Марина Бессонова и Евгения Георгиевская, «революция в России в 1917 году... обернулась для московских меценатов и коллекционеров, владельцев частных галерей подлинной катастрофой». Собрания Щукина и Морозова были национализированы и слиты. Историческая логика была нарушена. Сергей Щукин уехал во Францию. Иван Морозов выбыл из игры навсегда: отправившись на лечение в Карловы Вары, он вскрыл себе вены в одном из берлинских отелей.

На основе коллекций Щукина и Морозова в Москве появился Музей нового западного искусства. В начале двадцатых годов он жил благодаря мудрой деятельности директора Бориса Терновца, пополнившего фонды работами Ван Гога, Дени, Озанфана, Вламинка, Люрса, Гогена, Тулуз-Лотрека... Но уже с начала тридцатых годов советское государство начало приторговывать идеологически чуждым ему искусством. Картины Сезанна, Дега, Ренуара, других великих продавались в частные коллекции. В 1948 году Музей нового западного искусства в Москве был расформирован. Лишь частично его экспонаты вошли в фонды цветаевского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ).

Как жил бы московский Музей нового западного искусства, если бы не триумфальное шествие советской власти? Миниатюрный вариант представляет изящная экспозиция «У истоков современного искусства» скромного и стильного музея Белграда. Зомбированные медийными новостями, мы ассоциируем Белград лишь с диктатурой Милошевича, вязкой балканской трагедией и забываем о том, что это один из культурных центров Восточной Европы. После первой мировой войны Югославия была активной участницей арт-жизни. В двадцатые-тридцатые годы Москва свои коллекции разбазаривала, а Белград множил. Князь Павел, член правящей в ту пору династии Карагеоргиевичей, учредил национальный Музей современного искусства, пополнявшийся благодаря покупкам в известнейших парижских галереях и мастерских художников. На нынешней выставке первыми «нонконформистами» стали мастера Барбизонской школы -- Франсуа Добиньи, Анри-Жозеф Арпиньи, Константин Тройон. Им надоело выдумывать идеальную натуру в стенах академии, и они вышли на пленэр ловить своей кистью солнечных зайчиков, тени облаков и шелест густой листвы. Работ импрессионистов, фовистов, символистов и всех Гогенов с Гогами в экспозиции не очень много, но каждая вещичка попадает в десятку. Это как черточка-ударение на верном слоге: махонький интонационный акцент, проясняющий большой смысл. Вы думаете: если посетили постоянную экспозицию ГМИИ и увидели «Красные виноградники в Арле», то поняли, кто такой Ван Гог? Ничего подобного! Вот вам этюды его раннего, гаагского периода: вылепленные из бурой глины голландские работяги, темная, набухшая влажной землей палитра. Пройдет немного времени, и влага выпарится пылающим солнцем, цвета будут хлестать по глазам наотмашь, станет ярко, страстно и больно. Гримасничающий, афишный, мулен-ружевский Тулуз-Лотрек выпестован, оказывается, строгой академической школой: тому подтверждение «Портрет молодой женщины» 1883 года. Без двух рисунков Модильяни вкус Парижской школы почувствовать ох как трудно, а без Делоне и Глеза не понять грань между кубизмом и чистой абстракцией.

Первые сотрудники музея князя Павла поставили своей целью создать «малую историю современного искусства». Любуясь малым сим, получаешь удовольствие от довольствия.
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.10.2002
Московская премьера «Идентификации Борна»
В непривычно холодном и бурливом Средиземном море марсельские рыбаки вылавливают неизвестного. В спине у него восемнадцать граммов свинца, под кожей - невесть зачем имплантированный микрочип, а в голове - гулкая пустота. «Идентификация Борна» оказался первым фильмом, в котором на Мэтта Дэймона по-настоящему приятно смотреть... >>
  • //  09.10.2002
В Малом все знают, как это надо играть
В Малом театре премьера: «На всякого мудреца довольно простоты», одна из лучших комедий Островского. Сколько раз ее показывали на этой сцене, ведомо лишь специалистам; сколько раз ее еще покажут, без труда ответит любой театрал: мильон. И тыщу раз на гастролях... >>
  • //  09.10.2002
Выставка из Белграда помогла понять, каким мог стать один уничтоженный в Москве музей
Вы видели картины Ренуара, выполненные в манере Ватто? -- Нет, вы таких картин не видели... А припомните ли натюрморт Андре Дерена с керамикой, салфеткой и стеклом, похищенными у Караваджо и Шардена? -- Нет, не припомните. И уж точно лишены возможности постоянно любоваться живописью Пита Мондриана, рисунками Ласло Мохой-Надя и орнаментальным кубизмом Сержа Шаршуна... >>
  • //  09.10.2002
Знаменитые европейские дизайнеры показали свои проекты
В галерее Scena открылась выставка «Работа со вкусом» итальянского дизайнера Марко Горини, в галерее бутика Hermes представлены работы студентов Московского архитектурного института, выполненные в сотрудничестве с французским дизайнером ученицей Филиппа Старка Матали Крассе... >>
  • //  09.10.2002
Новая столичная труппа «Ла театр» начала со скандала
Вадим Дубровицкий, театральный антрепренер, недавно взявшийся и за режиссуру, заявил о создании нового антрепризного театра, охарактеризованного им как «содружество свободных художников». На собранной по случаю рождения «Лa тeaтра» пресс-конференции Дубровицкий охотно рассуждал о том, что «театр бывает только антрепризным. Все остальное -- от лукавого». Что репертуарный театр как порождение советской системы (так!) должен отмереть через пару лет, а государство вообще-то зря финансирует эти самые бездарные театры. Ведь только «антрепризы нынче собирают аншлаги». Эти заявления самоуверенного человека, явно имеющего слабое представление о реальной картине жизни театра в современной России, можно было бы пропустить мимо ушей. Однако Дубровицкий в качестве основного аргумента сообщил о присоединении к его содружеству группы актеров, недавно уволившихся из Российского молодежного театра вместе с режиссером Николаем Рощиным, что было истолковано как очередное свидетельство заката репертуарного театра, погрязшего в интригах... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика