N°186
09 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  09.10.2002
Где-то я его видел
Московская премьера «Идентификации Борна»

версия для печати
В непривычно холодном и бурливом Средиземном море марсельские рыбаки вылавливают неизвестного. В спине у него восемнадцать граммов свинца, под кожей -- невесть зачем имплантированный микрочип, а в голове -- гулкая пустота. Неизвестный остается таковым в первую очередь для самого себя и не имеет представления даже о том, как его, собственно, зовут. Но замечает за собой некоторые странности весьма определенного свойства: оказывается, он в совершенстве владеет своим явно натренированным телом, способен использовать вместо стилета обыкновенную авторучку, свободно говорит и думает на основных европейских языках, а войдя в комнату, тут же примечает все особенности помещения, запоминает все мельчайшие подробности и моментально просчитывает возможные опасности.

С такими навыками странно отсиживаться в захолустной рыбацкой деревушке, да и микрочип зудит в ягодице, напоминая о прошлой жизни. Так что не проходит и двадцати минут, как на экране вступает в свои права один из важнейших вопросов современности, сформулированный еще Фрунзиком Мкртчаном в фильме «Мимино»: «Кто этот потерпевший? Куда он пошел?»

Потерпевшего зовут Джейсоном Борном, числится он секретным агентом ЦРУ, а пошел по давно проторенной дорожке, протоптанной его многочисленными предшественниками, так же, как и он, не помнящими родства. Все началось с одноименного романа Роберта Ладлема (автора «Уикенда Остермана» и «Часов Апокалипсиса»), по которому в 1988 году Роджер Янг снял роскошный телевизионный триллер с Ричардом Чемберленом в главной роли. Фильм Янга имел номинации на «Эмми» и «Золотой глобус», а массовая культура обрела очередной архетипический сюжет: супермен, потерявший память и не знающий о том, что он супермен. Воспоминания шли оптом и в розницу: за последнее время Борн трансформировался то в потерявшего память полицейского («Жар ночи»), то в женщину («Долгий поцелуй на ночь»), а то и в Джеки Чана («Кто я?»). Теперь пришла пора официального ремейка, которым занялся режиссер Даг Лиман («Свингеры», «Экстази»).

Без лишних слов, кино у Лимана получилось отличное. Очень красивое, выдержанное, будто осенняя коллекция от кутюр, в серо-зелено-коричневых холодноватых тонах. Сосредоточенное, но при этом вполне динамичное и живое. Его неизбежная параноидальность совсем другого сорта, нежели голливудские блокбастеры о происках спецслужб и всевидящем Большом Брате, вроде «Врага государства». Порою фильм кажется галлюцинацией -- но какой-то предельно аккуратной и осмысленной, себе на уме. И поразительно знакомой. Замаскированная Прага кажется похожей не столько на задуманный Цюрих (настоящие швейцарцы подняли фильм на смех в Интернете), сколько на балабановский Питер: куда ни кинь -- колодец двора да яма черного хода. Идеальный ландшафт и для того, чтобы уйти от погони или спрятать снайпера. Если бы вместо оригинального саундтрека Джона Пауэлла за кадром звучал бы Бутусов, их вообще было бы не отличить. Да и сам новоявленный Борн (Мэтт Дэймон) своей сомнамбулической отрешенностью и свитером крупной домашней вязки подозрительно похож на Данилу Багрова. Его сила -- в правде о собственном прошлом.

Впрочем, чем больше узнает Борн о себе, тем больше он становится похож на традиционного киношного резидента. Но даже это не сильно портит дело. Немного обидно за Франку Потенте, которой пока так и не досталось в Голливуде роли более значительной, чем «подружка главного героя». Но и у нее, если поразмыслить, все еще впереди. А в том, что «Идентификация Борна» оказался первым фильмом, в котором на Мэтта Дэймона по-настоящему приятно смотреть, сомневаться и вовсе не приходится. Вряд ли кто-то после просмотра будет с воплем вскакивать посреди ночи, вспомнив очередную ударную сцену, -- но для этого есть другие катализаторы, шумные и газированные, вроде «Трех иксов» или грядущей двадцатой серии приключений агента 007. Но зато на него можно преспокойно отправляться с родителями любого возраста. И особых жестокостей на экране нет, и матом никто не ругается, и скучно никому не будет.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.10.2002
Московская премьера «Идентификации Борна»
В непривычно холодном и бурливом Средиземном море марсельские рыбаки вылавливают неизвестного. В спине у него восемнадцать граммов свинца, под кожей - невесть зачем имплантированный микрочип, а в голове - гулкая пустота. «Идентификация Борна» оказался первым фильмом, в котором на Мэтта Дэймона по-настоящему приятно смотреть... >>
  • //  09.10.2002
В Малом все знают, как это надо играть
В Малом театре премьера: «На всякого мудреца довольно простоты», одна из лучших комедий Островского. Сколько раз ее показывали на этой сцене, ведомо лишь специалистам; сколько раз ее еще покажут, без труда ответит любой театрал: мильон. И тыщу раз на гастролях... >>
  • //  09.10.2002
Выставка из Белграда помогла понять, каким мог стать один уничтоженный в Москве музей
Вы видели картины Ренуара, выполненные в манере Ватто? -- Нет, вы таких картин не видели... А припомните ли натюрморт Андре Дерена с керамикой, салфеткой и стеклом, похищенными у Караваджо и Шардена? -- Нет, не припомните. И уж точно лишены возможности постоянно любоваться живописью Пита Мондриана, рисунками Ласло Мохой-Надя и орнаментальным кубизмом Сержа Шаршуна... >>
  • //  09.10.2002
Знаменитые европейские дизайнеры показали свои проекты
В галерее Scena открылась выставка «Работа со вкусом» итальянского дизайнера Марко Горини, в галерее бутика Hermes представлены работы студентов Московского архитектурного института, выполненные в сотрудничестве с французским дизайнером ученицей Филиппа Старка Матали Крассе... >>
  • //  09.10.2002
Новая столичная труппа «Ла театр» начала со скандала
Вадим Дубровицкий, театральный антрепренер, недавно взявшийся и за режиссуру, заявил о создании нового антрепризного театра, охарактеризованного им как «содружество свободных художников». На собранной по случаю рождения «Лa тeaтра» пресс-конференции Дубровицкий охотно рассуждал о том, что «театр бывает только антрепризным. Все остальное -- от лукавого». Что репертуарный театр как порождение советской системы (так!) должен отмереть через пару лет, а государство вообще-то зря финансирует эти самые бездарные театры. Ведь только «антрепризы нынче собирают аншлаги». Эти заявления самоуверенного человека, явно имеющего слабое представление о реальной картине жизни театра в современной России, можно было бы пропустить мимо ушей. Однако Дубровицкий в качестве основного аргумента сообщил о присоединении к его содружеству группы актеров, недавно уволившихся из Российского молодежного театра вместе с режиссером Николаем Рощиным, что было истолковано как очередное свидетельство заката репертуарного театра, погрязшего в интригах... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама