N°170
17 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  17.09.2002
То ли еще будет
То ли еще будет

версия для печати
Так уж сложилось, что начало осени для меня окрасилось в «издательские тона». Началось с Московской международной книжной ярмарки, затем я попал на первую за постсоветские годы встречу писателей Латвии и России (Вентспилс, 10-12 сентября), где о рынке и финансировании говорилось не меньше, чем о словесности, а итогом стало сильнейшее впечатление от книги Андре Шиффрина «Легко ли быть издателем», выпущенной «НЛО» в аккурат к ММКЯ (библиотека журнала «Неприкосновенный запас»; перевод Светланы Силаковой).

Суть книги Шиффрина сводится к подзаголовку -- «Как транснациональные корпорации завладели книжным рынком и отучили нас читать». Во введении автор фиксирует главную проблему: «Ныне издателей загоняют в прокрустово ложе и заставляют выбирать между двумя узкими амплуа: либо развлекать публику, либо снабжать ее сухой информацией. Для литераторов с «необщими» голосами или авторов, выдвигающих новые, спорные концепции, почти не остается места».

Шиффрин не теоретик, а практик. Потомственный издатель (его отец в 1930-х годах разработал концепцию прославленной библиотеки классики Pleiade и поныне выпускаемой издательством Gallimard; спасаясь от нацистов, он оказался в США, где стал одним из основателей издательства Pantheon Books), Шиффрин-младший с 1961 года работал в «Пантеоне», вошедшем к тому времени в концерн Random House. В 1990 году издательство Pantheon Books, вполне рентабельное, но делавшее ставку на «качественную книгу», было практически уничтожено руководством концерна, озабоченным сверхприбылью. Знакомясь с этим сюжетом, российский читатель, мало-мальски знающий новейшую историю отечественной прессы, удивления не испытает. Сперва новый менеджер уверяет, что все будет по-старому, затем запускаются слухи о недовольстве хозяев и скорой ликвидации фирмы (каковые тут же начальством опровергаются), следуют предложения по сокращению штата, наконец, ставятся точки над i. «Кто такой этот Клод Симон?» -- презрительно спросил он (явно впервые видя имя этого прозаика, Нобелевского лауреата 1985 года). -- «А этот Карло Гинзбург?» (имея в виду самого, пожалуй, известного итальянского историка). Тут я обратил внимание, что Витале читает каталог справа налево: сначала смотрит на тираж и только потом переводит взгляд на заковыристые имена и названия.

Так уж сложилось, что начало осени для меня окрасилось в «издательские тона». Началось с Московской международной книжной ярмарки, затем я попал на первую за постсоветские годы встречу писателей Латвии и России (Вентспилс, 10-12 сентября), где о рынке и финансировании говорилось не меньше, чем о словесности, а итогом стало сильнейшее впечатление от книги Андре Шиффрина «Легко ли быть издателем», выпущенной «НЛО» в аккурат к ММКЯ (библиотека журнала «Неприкосновенный запас»; перевод Светланы Силаковой).

Суть книги Шиффрина сводится к подзаголовку -- «Как транснациональные корпорации завладели книжным рынком и отучили нас читать». Во введении автор фиксирует главную проблему: «Ныне издателей загоняют в прокрустово ложе и заставляют выбирать между двумя узкими амплуа: либо развлекать публику, либо снабжать ее сухой информацией. Для литераторов с «необщими» голосами или авторов, выдвигающих новые, спорные концепции, почти не остается места».

Шиффрин не теоретик, а практик. Потомственный издатель (его отец в 1930-х годах разработал концепцию прославленной библиотеки классики Pleiade и поныне выпускаемой издательством Gallimard; спасаясь от нацистов, он оказался в США, где стал одним из основателей издательства Pantheon Books), Шиффрин-младший с 1961 года работал в «Пантеоне», вошедшем к тому времени в концерн Random House. В 1990 году издательство Pantheon Books, вполне рентабельное, но делавшее ставку на «качественную книгу», было практически уничтожено руководством концерна, озабоченным сверхприбылью. Знакомясь с этим сюжетом, российский читатель, мало-мальски знающий новейшую историю отечественной прессы, удивления не испытает. Сперва новый менеджер уверяет, что все будет по-старому, затем запускаются слухи о недовольстве хозяев и скорой ликвидации фирмы (каковые тут же начальством опровергаются), следуют предложения по сокращению штата, наконец, ставятся точки над i. «Кто такой этот Клод Симон?» -- презрительно спросил он (явно впервые видя имя этого прозаика, Нобелевского лауреата 1985 года). -- «А этот Карло Гинзбург?» (имея в виду самого, пожалуй, известного итальянского историка). Тут я обратил внимание, что Витале читает каталог справа налево: сначала смотрит на тираж и только потом переводит взгляд на заковыристые имена и названия.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.09.2002
Александра Сокурова наградили в Канаде
Кинофорум в Торонто принято называть фестивалем фестивалей: он не является конкурсным и приглашает в свою программу немало фильмов, уже показанных на других фестивалях и получивших признание у зрителей и профессионалов. И тем не менее внеконкурсный статус нисколько не мешает тому обстоятельству, что каждый год список призов растягивается на две страницы убористого текста. А североамериканские премьеры в Торонто имеют не меньшее значение, чем фестивальные победы в Старом Свете, так как позволяют прокатчикам судить, сколько та или иная артхаусная новинка соберет в США и Канаде... >>
  • //  17.09.2002
То ли еще будет
Так уж сложилось, что начало осени для меня окрасилось в «издательские тона». Началось с Московской международной книжной ярмарки, затем я попал на первую за постсоветские годы встречу писателей Латвии и России, где о рынке и финансировании говорилось не меньше, чем о словесности, а итогом стало сильнейшее впечатление от книги Андре Шиффрина «Легко ли быть издателем», выпущенной «НЛО» в аккурат к ММКЯ... >>
  • //  17.09.2002
В филиале Театра им. А.С. Пушкина поставили спектакль «В зрачке» по пьесе Максима Курочкина
Действие спектаклей может происходить где угодно. На этот раз театральным персонажам пришлось отправляться внутрь человеческого организма. Средой обитания героев новой премьеры Театра им. Пушкина стал зрачок. Женский глаз, где, как в плену, живут отражения возлюбленных... >>
  • //  17.09.2002
В воскресенье Москва наконец увидела давно обещанный подарок бельгийской столицы - фонтан «Похищение Европы» Оливье Стребеля. Непривычная к модернизму, наша публика пока быка в трубах признает с трудом, но ничего, привыкнут. Надо же с чего-то начинать... >>
  • //  17.09.2002
Подведены итоги «Киношока»
В воскресенье вечером в Анапе завершился открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок». Жюри, которое согласно традиции возглавляет не кинематографист (на этот раз председателем стала Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина), огласило свое решение. Главная награда досталась поэтической мелодраме российско-французского производства «Лунные поляны» Игоря Минаева. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Алиса Богард, сыгравшая в ней главную женскую роль. За лучшую мужскую роль был награжден эстонский актер Рейн Симмул, сыгравший в фильме «Сердце медведицы»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ