N°16
30 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  30.01.2002
Найдите пять отличий
«Город» Евгения Гришковца разместился в маленькой «Табакерке»

версия для печати
За что мы любим драматурга Гришковца? Совсем не за то, за что любим других драматургов. И не потому, что Гришковец пишет одни только монологи для себя и про себя. Он пишет еще и пьесы, с виду очень похожие на обычные: несколько действующих лиц, прямая речь, ремарки, все разбито на сцены, в финале опускается занавес. Но при ближайшем рассмотрении эти пьесы тоже оказываются монологами, только диалогизированными. Другие драматурги -- лучше, хуже, иногда совсем плохо -- воссоздают на сцене жизнь очень разных, как правило, непохожих на себя людей. У Епиходова из «Вишневого сада» мало общего с Чеховым, но с Шарлоттой или Гаевым еще меньше. У них и манера речи разная, и лексикон. Все герои Гришковца, даже если они отчаянно конфликтуют друг с другом, похожи на создавшего их автора. Они говорят его словами и оборотами, проявляют его наблюдательность, иронизируют так, как может только он. Это лирический герой, разложенный на много голосов и принявший много обличий, но сохранивший главное -- фирменную узнаваемость. Ведь что бы ни писал Гришковец -- монологи, диалоги, пьесы, рассказы, -- мы узнаем собственные фразы, собственные реакции, собственные ощущения, для которых в отличие от автора чаще всего не можем найти нужных слов. Он сумел слиться с каждым из нас и в то же время остаться собой. Подытожим: Гришковец уникален, но похож на нас, его герои тоже неповторимы, но похожи на него, следовательно, они похожи друг на друга и похожи на нас. Такой вот замкнутый круг.

В случае с «Городом» дело осложняется тем, что в ней помимо героев, похожих на Гришковца, есть герой, очень на него похожий. Его alter ego. Это главный герой. Он живет в каком-то мегаполисе, у него есть семья, друзья, родители, хорошая работа. И вдруг он решает все это бросить. Сломать привычный ритм жизни и опостылевшую предсказуемость событий. Жена, друг и отец не понимают героя. Вся пьеса -- его разговоры с родными и близкими. Очень узнаваемые. Возьмите любой диалог «Города», и вы обнаружите, что он состоит из бытовых клише. Вот отец обвиняет героя в эгоизме. Вот герой торгуется с таксистом -- за полтинник или за тридцатник тот его подбросит. Вот герой ищет записную книжку и просит жену, чтобы помогла. А жена устало отвечает, что книжка на месте. На каком месте? На том, что всегда. И т.д. Каждый может продолжить. Все знакомо и все сразу же, с первых фраз выдает ни на кого не похожий стиль. Ну что с этим, спрашивается, делать? Как сыграть поэзию обыденности? Как передать неповторимую типичность?

Режиссер Александр Назаров попытался и не сумел. Режиссера жалко, потому что человек он способный. Не так давно поставил в «Центре драматургии и режиссуры» очень интересный спектакль «Войцек» по пьесе Георга Бюхнера. Заглавный герой в его интерпретации оказывался вовсе не недалеким, а, напротив, остроумным, обаятельным и склонным к розыгрышам парнем. Он не дурак, он дурачится, и только насквозь деревянные люди вроде капрала могут считать его идиотом. Назаров так умело уложил «Войцека» в ложе совершенно противоречащей замыслу драматурга концепции, что оставалось только руками развести -- как он ловко с Бюхнером справился. С Гришковцом -- не удалось. Пьеса оказала ожесточенное сопротивление.

Назаров все в ней спрямил и таким образом разрушил. Главный герой (Сергей Беляев) у него вышел душевно тонким, а остальные жлобами какими-то. Друг в спортивном костюмчике (Сергей Угрюмов) уж такой жлоб -- дальше некуда. Чужой ложкой будет варенье есть -- и не поперхнется. Отец (Валерий Хлевинский) вообще какой-то номенклатурный работник среднего звена. Обком по нему плачет. Причем и Угрюмов, и Хлевинский играют хорошо, но чем лучше они играют, тем неинтереснее становится текст. Ведь в пьесе герои фона оппонируют главному герою и одновременно вторят ему. Даже отец, резче других осуждающий сына, тоже в какой-то момент говорит: и со мной, мол, такое было. Тоже хотел убежать, но не смог, не посмел. Да и друг за внешней простоватостью обнаруживает душевную тонкость фирменного гришковцовского разлива. С женой в исполнении Евгении Добровольской повезло несколько больше. В ней и тонкость, и ранимость, а отпущенный ей автором монолог актриса и вовсе произносит на «твердую пятерку» -- исповедально, глядя в зал, сумев найти сложному тексту очень верную интонацию. Куда лучше, чем в целом неплохо справившийся с ролью Сергей Беляев. (Собственный монолог он проваливает -- читает его так, словно это пьеса Островского или Сухово-Кобылина, где герои, оставшись на сцене одни, сообщают зрителям о дальнейших планах и намерениях.) Но даже тоньше других сыгравшая Добровольская допускает непростительную ошибку, с первой сцены сбиваясь на истерические ноты. Пьеса начинается с мелкой размолвки, а при взгляде на артистов ощущение такое, что герои уже развелись, но продолжают жить в одной квартире. Тут, ясное дело, убежишь. Чего мучаться-то.

Иными словами, Назаров исходил из правильной в целом идеи, что в пьесе надо ясно обозначить внешний конфликт, и поскольку драматург конфликтности недодал, компенсировал этот недостаток собственными усилиями. Но alter ego автора бежит не от жлобов и истеричек, а от хороших и очень похожих на себя самого людей. И никакого конфликта здесь по большому счету нет. Есть попытка разорвать замкнутый круг. Это не недостаток пьесы, а ее особенность.

Жизнь во всех своих проявлениях узнаваема и в то же время уникальна, посмотри на другого и узнай себя -- вот опорные точки философии и поэтики «Города». Именно за это открытие, а вовсе не за умение придумывать характеры или умело вести интригу, мы и любим драматурга Гришковца. Так уж и быть, назовем его драматургом, раз другого слова пока не придумали.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  30.01.2002
В «Доме» прошел фестиваль Владимира Мартынова
Поклонники композитора были приятно удивлены: кроме четырех концертов в программу фестиваля «Танцы Кали-Юги» вошла выставка-инсталляция «По направлению к Людвигу». Более того, организаторы объявили, что музыка -- дело второстепенное. Главное -- творчество Мартынова-художника... >>
  • //  30.01.2002
Раньше, когда билет стоил 50 копеек, сеансы в кинотеатрах начинали только в том случае, если было продано не менее четырех билетов. Сейчас билет стоит 250 рублей, так что вечерний показ фильма Дмитрия Месхиева «Механическая сюита» начался в кинотеатре «Ролан» в присутствии двух человек. Одним из них был ваш покорный слуга... >>
  • //  30.01.2002
Видеоинсталляция Татьяны Либерман «Киномания» в галерее XL
На двух экранах -- бесконечные титры. На одном -- начало фильма. Его представляют Paramount, Государственный комитет по телевидению и радиовещанию, Columbia Pictures, «Мосфильм», Warner bros. До боли знакомые заставки студий (оказалось, что они очень смешны, если показывать подряд) сменяют имена актеров. В странном фильме снимались все знаменитости -- звездные имена замешиваются в бессмысленный винегрет. Марлон Брандо, Бред Питт, Изабель Аджани, Георгий Тараторкин, Киану Ривз... Просмотренные фильмы помогут без труда вообразить еще один. Или, наоборот, позволят ощутить облегчение от его отсутствия. Как прочитанные стихи вызывают сожаление о существовании других, нечитанных... >>
  • //  30.01.2002
«Город» Евгения Гришковца разместился в маленькой «Табакерке»
За что мы любим драматурга Гришковца? Совсем не за то, за что любим других драматургов. И не потому, что Гришковец пишет одни только монологи для себя и про себя. Он пишет еще и пьесы, с виду очень похожие на обычные: несколько действующих лиц, прямая речь, ремарки, все разбито на сцены, в финале опускается занавес. Но при ближайшем рассмотрении эти пьесы тоже оказываются монологами, только диалогизированными... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика