N°136
31 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  31.07.2002
Гоша Куценко: «Сейчас кино само бегает за людьми»
версия для печати
Гоша Куценко -- одно из самых заметных лиц нынешнего киногода. На «Кинотавре» в конкурсе дебютов были представлены два фильма с его участием: «Дорога» Натальи Петровой и «Смеситель» Александра Шейна. На XXIV Московском МКФ Куценко можно было увидеть и в конкурсном фильме «Одиночество крови», и в «Антикиллере» Егора Кончаловского, где он сыграл майора Коренева по кличке Лис, борца с преступностью и жестокого мстителя. Даже его появление в небольшом эпизоде режиссерского дебюта Филиппа Янковского «В движении» было встречено публикой на премьере в «Пушкинском» аплодисментами. Гоша Куценко -- это сейчас модно. Но в большом кинематографическом мире его пока что воспринимали скорее как персонажа светской хроники, нежели как серьезного актера. Этот год может стать для Куценко переломным. А может быть, и этот день. Сегодня выходит в прокат «Антикиллер». С Гошей КУЦЕНКО беседовала Вита РАММ.

-- Ваша актерская карьера развивалась непрямым путем. Ведь школу-студию МХАТ вы закончили давно...

-- Вот, мы с вами сидим напротив моей школы-студии. Тогда это был проезд Художественного театра, сейчас -- Камергерский переулок. Они разные по своему виду, по состоянию. Я учился на курсе у Михаила Ивановича Тарханова. Мой любимый педагог по сценической речи -- Ольга Юльевна Фрид, мои педагоги -- Анна Михайловна Камолова, Михаил Лобанов, Евгений Радомысленский. Я картавил, поэтому еще на третьем туре и назвался вместо Юрия Гошей, чтобы избежать еще одной садистской улыбки Олега Павловича Табакова. Никогда не забуду, как четырнадцать лет назад нам объявляли списки поступивших. Мы сидели все такие свободные, счастливые: впереди вся жизнь. Но впереди оказалось громкое, дружное «нет» нескольких московских театров по окончании курса, потуги антрепризы, огромное количество эпизодов в кино. Потом -- рекламное агентство с Романом Прыгуновым, Филиппом Янковским и Сергеем Никольским. Потом -- какое-то кино. Затем -- Кино. А сейчас у нас с Юсупом Бахшиевым и Виктором Такновым компания MB production. Мы выпустили скромный, но внятный «Апрель», сейчас -- «Антикиллер». Думается, время не тратилось впустую, но ждать настоящих ролей пришлось долго.

-- Вы из актерской семьи?

-- Мои родители к актерскому миру не имеют никакого отношения. Папа работал в министерстве радиопромышленности. Мама -- врач. Помню, своим решением бросить после третьего курса институт радиотехники, электроники и автоматики родителей огорчил довольно сильно. Папины друзья даже звонили в приемную комиссию школы-студии, чтобы меня не вводили в заблуждение относительно моих талантов.

-- Какое амплуа было у вас во время учебы?

-- Пока учился, старался всех удивлять своими отрывками. Надеюсь, отчасти мое амплуа -- удивлять, и оно остается при мне. И сценарии я выбираю по тому же принципу. Сначала должен удивиться сам, чтобы потом мог удивить зрителей.

-- Складывается впечатление, что именно ваши друзья -- режиссеры-дебютанты -- предложили вам то, чего вы так долго ждали?

-- Да, мои друзья наконец-то получили возможность снимать полнометражные фильмы. С ребятами мы давно сошлись в контексте творчества, каких-то хороших, добрых и жизненных иллюзий. Вместе путешествовали, хулиганили. Например, надевали тюбетейки, узбекские халаты и с магнитофонами, ковриками гуляли по Тверской, спрашивая на тарабарщине, как пройти на Казанский вокзал...

-- Что вы можете сказать о своем герое в фильме «Антикиллер»?

-- Мне сложно анализировать свою работу. Она еще во мне. Я понимаю, почему актеры так неловко говорят о своих персонажах. Мой Лис не то что бы антигерой, но в картине у него много сомнительных поступков.

-- У Жеглова из «Места встречи изменить нельзя» тоже не было сомнений, что в борьбе с преступностью все средства хороши...

-- Но у Жеглова был оппонент! И это двигало действие. Фильм Станислава Говорухина об этом. В финале «Антикиллера» оппонентами Лису должны стать сами зрители. Картина на самом деле о том, что перевелись у нас оппоненты. Лис -- трагическая фигура. Он сам себя уполномочил на борьбу с преступностью. Это фильм о нашем времени. Он ломкий по жанру -- мы его называем «психовик». Наш продюсер Юсуп Бахшиев большой поклонник азиатского кино. «Антикиллер» по духу ближе к современному корейскому, тайскому кино. Там не так много от европейских или голливудских фильмов.

- Вы уже запустили «Антикиллера 2». В новом фильме оппонент у Лиса будет?

-- Время, описанное в романе, настолько кусательное, поджигательное и взрывательное, что оппоненту нет места. Зато есть партнеры. Лис официально служит в мощной организации. Будет меньше криминального «психовика» первого «Антикиллера», больше драматизма. Для Лиса готовится любовная, я бы сказал, траектория.

-- Актерский состав «Антикиллера» впечатляет: Ульянов, Шакуров, Сидихин, Балуев, Бортник, Сухоруков...

-- По актерскому исполнению картина получилась выпуклая. Егор иногда провоцировал актеров не к прямой игре, снимал как бы их тени... К сожалению, из киноверсии пришлось вырезать много смешных сцен, много вроде бы второстепенных моментов, которые тем не менее проясняют поступки, реакции.

-- Ваше поколение в этом году заявило о себе как о единой команде. Кажется, ваша главная цель -- быть интересными зрителю.

-- Кино сегодня, скорее всего, индустрия. Оно больше связано с бизнесом, нежели с высоким искусством. В России формируется рынок, и в кино в том числе. Он требует новых идей, новых людей. Появляются первые продюсеры. Они считают деньги -- вложенные в проект, полученные за сборы. Они диктуют свои правила. Мы себя не считаем молодым поколением. За нами идут люди еще моложе. Просто не было рынка, не было в нас нужды, поэтому мы позже, чем хотели, заявили о себе. Нашим прежним заказчикам важнее всего было качество рекламного ролика. Их не волновали глубокие размышления о судьбах российской культуры, о разрыве связей между поколениями в кинематографе. Мы работали, но всегда ждали возможности снимать кино.

-- Но принято говорить и о «режиссерском послании». Что для вас мировоззрение в кино?

-- Если вспомнить ранние картины Чухрая, Озерова, Алова и Наумова, Хуциева, Михалкова-Кончаловского, то могу сказать, что время человеческих глыб закончилось. Тогда были свои традиции, были свои объяснения -- зачем и почему... Сейчас все разбежались по горизонтальной плоскости. Поэтому кино и развивается как бизнес, как индустрия. Сейчас оно само бегает за людьми, ищет своего зрителя. Это жанровое кино. У Натальи Петровой -- мелодрама, у Романа Прыгунова -- триллер, у Егора Кончаловского -- боевик. Я мечтаю об универсальной картине, такой, например, как «Кукушка» Александра Рогожкина. Это настоящее авторское кино, и вместе с тем оно открыто для любого зрителя. Это пример для нас всех и в продюсерской работе. Сергей Сельянов -- продюсер моего времени. Очень надеюсь поработать с ним.

-- Ваши продюсерские планы?

-- С французскими партнерами разрабатывается проект по Михаилу Булгакову -- «Морфинист». Режиссером этого фильма будет Егор Кончаловский. Есть идея снять фильм по повести Алексея Слаповского «Висельник». Есть еще ряд проектов. Они все для меня интересны. Я знаю, о каких людях они и для каких людей. Я вижу, что люди вновь стали ходить в кинотеатры. Им там комфортно. И им вновь интересно то, что происходит на экране. Они начинают доверять российскому кино. Я считаю, что во всех городах России должны висеть растяжки с призывами смотреть российские фильмы. А то у нас самым модным буквосочетанием сейчас стало слово «эпиляция». Все как-то вырывается с корнями. Министерства культуры и образования должны в срочном порядке начать устраивать для детей, школьников некоммерческие показы новых российских фильмов, чтобы поход в кино стал привычкой. Чтобы они отличали художественный фильм от кино телевизионного, а телесериал от рекламы!

-- У вас самого есть режиссерские амбиции?

-- Нет. Никогда не было и не будет. Режиссура -- это совсем другой способ восприятия мира. Я скорее стал бы кинооператором, если бы можно было начать все сначала.
Беседовала Вита РАММ

  КУЛЬТУРА  
  • //  31.07.2002
Айдан Салахова отметила десятилетие своей галереи
В галерее «Айдан» собрался московский арт-бомонд. Приглашенные -- все в белом -- танцевали в темноте, на стенах светились имена художников, на столе -- огромный белоснежный торт. Картины веселью не мешали -- юбилейная выставка откроется через пару дней. День рождения был организован стильно и рационально. Как все, что делает Айдан Салахова. Без излишеств, но убедительно. Самая роскошная и элегантная галеристка Москвы дала галерее свое имя и стала ее лучшей рекламой... >>
  • //  31.07.2002
Гоша Куценко -- одно из самых заметных лиц нынешнего киногода. На «Кинотавре» в конкурсе дебютов были представлены два фильма с его участием: «Дорога» Натальи Петровой и «Смеситель» Александра Шейна. На XXIV Московском МКФ Куценко можно было увидеть и в конкурсном фильме «Одиночество крови», и в «Антикиллере» Егора Кончаловского, где он сыграл майора Коренева по кличке Лис, борца с преступностью и жестокого мстителя. Даже его появление в небольшом эпизоде режиссерского дебюта Филиппа Янковского «В движении» было встречено публикой на премьере в «Пушкинском» аплодисментами. Гоша Куценко -- это сейчас модно. Но в большом кинематографическом мире его пока что воспринимали скорее как персонажа светской хроники, нежели как серьезного актера. Этот год может стать для Куценко переломным. А может быть, и этот день. Сегодня выходит в прокат «Антикиллер». С Гошей КУЦЕНКО беседовала Вита РАММ... >>
  • //  31.07.2002
«Гамлет» Питера Брука на фестивале в Экс-ан-Провансе
Что такое Авиньонский фестиваль, знают все, кто хоть чуть-чуть интересуется театром. Гораздо меньше людей подозревают о другом фестивале, проходящем совсем недалеко от Авиньона, в Экс-ан-Провансе. Этот оперный фестиваль почти ровесник Авиньонского, но отличается от него по всем статьям. Авиньон -- царство театральной демократии. Экс-ан-Прованс -- прибежище касты богатых и утонченных меломанов. Здесь нет офф-программы, уличных комедиантов, толп праздношатающихся туристов и стаек вездесущих журналистов. Основная программа состоит из нескольких названий, а цены на билеты потрясают воображение. Их нужно заказывать за несколько месяцев до фестиваля, но гарантии, что они тебе достанутся, все равно нет. В этом году главным событием фестиваля стал «Дон Жуан» Моцарта в постановке Питера Брука. Видимо, в связи с этим в рамках оперного форума решили (случай редчайший!) показать драматическое представление -- «Гамлета» в постановке того же Брука... >>
  • //  31.07.2002
Программа 59-го Венецианского фестиваля оказалась с русским уклоном
Вчерашней пресс-конференции президента Венецианской биеннале Франко Бернабе и новоназначенного директора Венецианского кинофестиваля Морица де Хадельна ждали с нетерпением. Она должна была дать ответ на вопрос о том, означает ли смена руководства (до этого де Хадельн 22 года руководил Берлинским МКФ) изменение концепции фестиваля. Если в двух словах, фестиваль на острове Лидо является не только старейшим, но и самым высоколобым и скучным из европейских кинофорумов. Нет, разумеется, каждый год в Венеции показывают множество великолепных фильмов и открывают новые имена, но сама концепция венецианского конкурса ориентирована на фильмы авторские, «культурно значимые», программно занудные, замешанные на незыблемых ценностях европейской культуры. Для экзотики итальянские отборщики добавляли непременную Азию, разыгрывая основную интригу как противостояние утонченной европейской культурности и архаичной восточной витальности. Структура казалось рассчитанной еще на долгие годы и десятилетия, но 59-й фестиваль, который пройдет с 29 августа по 8 сентября, похоже, сулит серьезные перемены... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика