N°124
15 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  15.07.2002
Год национальной гордости
Итоги XXXVII Кинофестиваля в Карловых Варах

версия для печати
Главный приз Карловарского фестиваля -- «Хрустальный шар» и немалую сумму в 20 тысяч долларов -- получил чешский режиссер Петр Зеленка за фильм «Год дьявола». Спецприза жюри удостоилась немка Каролина Линк за мелодраму военных лет «Нигде в Африке» (любопытно, что одну из главных ролей в этой картине исполнил Мераб Нинидзе, почти двадцать лет назад сыгравший юного героя в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе). Лучшим актером назван Уильям Эйч Мэйси -- за роль в независимой американской драме «Фокус», а лучшей актрисой -- Угла Эгильсдоттир, сыгравшая в исландской картине «Смех чайки». Сергей Бодров-младший получил 5 тысяч долларов от компании Philip Morris за фильм «Сестры». Табачные магнаты взяли за правило награждать «начинающего режиссера из Центральной или Восточной Европы, который использует свое артистическое дарование для создания глубоких историй о свободе и человеческом достоинстве». В Карловых Варах Приз свободы достался Бодрову. Насчет глубины не знаю, а насчет свободы и достоинства -- не поспоришь...

Главный триумфатор -- Петр Зеленка -- режиссер молодой, но уже известный. Его абсурдные «Пуговичники» (1997) заслужили ему сравнение с Джимом Джармушем и стали фестивальным хитом. «Год дьявола» -- фильм куда более своеобразный и необычный, чем все, что он делал раньше. Жанр его определить трудновато: с одной стороны, «Год» маскируется под документальную работу, описывающую труды и дни реально существующего чешского поэта и певца Яромира Нохавицы, с другой -- в этом «документе» находится место историям о спонтанном самовозгорании людей, призраках, приходящих на концерт послушать музыку, и ангеле-хранителе, давшем обет молчания, чтобы услышать мелодию, исходящую от сердца каждого человека. Если уж сравнивать с чем-то этот волшебный, полный юмора и печали фильм, то на ум приходит «Зелиг» Вуди Аллена. Это вымысел чистой воды, в котором важны музыка, личность, ощущение чуда, но никак не даты и факты.

Нохавица, представляющий собой, если прибегнуть к российским аналогиям, парадоксальный гибрид между Владимиром Высоцким и Егором Летовым, безумно популярен в Чехии и совершенно неизвестен за ее пределами. Казалось бы, и у «Года дьявола» было немного шансов на международное признание. С этим косвенно соглашались и сами карловарские организаторы: фильм был показан в первый же день на открытии фестиваля. Это несомненная честь, но ни для кого не секрет, что работы, реально претендующие на основные призы, организаторы обычно стараются приберечь под занавес программы. К счастью, чехам в этом году удалось то, что не удалось нам на ММКФ, а именно -- подобрать жюри, способное воспринимать и адекватно оценивать современный кинематограф. Достаточно сказать, что председателем жюри игрового конкурса был Жан-Марк Барр, сочетающий приятное французское легкомыслие с природным режиссерским талантом, а в состав его входил лучший критик современности, американец Роджер Эберт.

Увы, горе-жюри Московского кинофестиваля даже не нашло в себе сил присудить «Золотого Георгия» «Кукушке» Александра Рогожкина (благодарить за это надо прежде всего двух членов жюри от России, продавивших «Воскресение» братьев Тавиани). И все же Карловы Вары и Москва в этом году выступили единым фронтом: не слишком сильные зарубежные картины в конкурсе и очень сильные отечественные. Честно говоря, меньше всего я ожидал этого от Чехии, которая, казалось бы, в своем стремлении стать частью «цивилизованного Запада» растеряла остатки национальной идентичности. И вот пожалуйста -- три великолепных фильма за один год (помимо «Года дьявола» не стоит забывать о показанном на ММКФ «Бабьем лете» и «Путешествии» Элис Неллис, которое мы еще наверняка увидим в Венеции, Локарно или Канне).

Даже фестивальные заставки Карловых Вар выдержаны в этом году в совершенно другом стиле. Эстрадное трио «Три негодяя» -- усатые мужички в фетровых шляпах -- дико приплясывает и имитирует звучание музыкальных инструментов под чутким руководством режиссера Давида Ондричека (он прославился фильмом «Одиночки», снятом, кстати, по сценарию того же Зеленки). Кому-то это показалось пошлостью. Эх, видели бы вы недавнюю карловарскую заставку, на которой обнаженные фотомодели в контровом свете катали хрустальные шары. Вот уж где была пошлость -- махровая, жирная, подлая, всепобеждающая. Вспомнишь о ней -- и чешские отморозки с пропитыми физиономиями покажутся родными братьями.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.07.2002
Итоги XXXVII Кинофестиваля в Карловых Варах
Главный приз Карловарского фестиваля -- «Хрустальный шар» и немалую сумму в 20 тысяч долларов -- получил чешский режиссер Петр Зеленка за фильм «Год дьявола». Спецприза жюри удостоилась немка Каролина Линк за мелодраму военных лет «Нигде в Африке» (любопытно, что одну из главных ролей в этой картине исполнил Мераб Нинидзе, почти двадцать лет назад сыгравший юного героя в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе). Лучшим актером назван Уильям Эйч Мэйси -- за роль в независимой американской драме «Фокус», а лучшей актрисой -- Угла Эгильсдоттир, сыгравшая в исландской картине «Смех чайки». Сергей Бодров-младший получил 5 тысяч долларов от компании Philip Morris за фильм «Сестры». Табачные магнаты взяли за правило награждать «начинающего режиссера из Центральной или Восточной Европы, который использует свое артистическое дарование для создания глубоких историй о свободе и человеческом достоинстве». В Карловых Варах Приз свободы достался Бодрову. Насчет глубины не знаю, а насчет свободы и достоинства -- не поспоришь... >>
  • //  15.07.2002
Открылся фестиваль цветников в Кузьминском парке
В Кузьминках открывается сегодня фестиваль цветников. Чиновничье название «Культура цветочного оформления», более подходящее для псевдонаучной конференции, чем для фестиваля, в конце концов, можно проглотить -- дело не в названии. Лето, цветочки... что может быть чудеснее? Клумбы -- роскошные, на зависть передаче «Растительная жизнь»: сочетание причудливых вкусов участников (чтобы было красиво и много) и ученых консультаций специалистов по парковым цветникам (архивные картинки и строгость форм). Первая ласточка будущего облагороженного города, надежда, что скоро красиво будет везде. И совершенно бесплатно. От Москвы и лично Юрия Михайловича Лужкова -- только покровительство. Все остальное -- на деньги участников. Пример бескорыстия. То ли порыв любителей, то ли рекламная акция... >>
  • //  15.07.2002
Форум художественных инициатив интересуется всем, что ниже пояса
«Удивить ежика голой жопой» -- так называется фотоинсталляция берлинского армянина Арчи Галенца, выставленная на открывшемся в конце прошлой недели Форуме художественных инициатив в Новом Манеже. Эта инсталляция является своего рода «квинтом» всей выставки, тема которой «Родина/Отечество». Галенц удалил в фотоаппарате объектив и вместо него вставил дырку большого диаметра. Таким образом отверстию предоставлена возможность фиксировать реальность (родину) без участия режиссерского взгляда, не приукрашивая и не изменяя эту реальность. Оказалось, что информативная ценность (не говоря уж о художественной) такой голой ж... ой, правды -- ноль. Какие-то размытые и засвеченные виды московских улиц. Ну завалившаяся на бок высотка Университета. Ну Кремль с Каменного моста. Ну бабуся идет с авоськой. Ну и что? Претенциозность вкупе с беспомощностью дает один результат -- пошлость. Обидно, что этот результат определяет итоговый в сезоне артфорум... >>
  • //  15.07.2002
В четверг вечером погиб известный российский музыкант Артур Пилявин, лидер и бессменный клавишник группы «Квартал». По сообщению новостного сайта YTPO.ru, музыкант, ехавший в 21.50 по Саввинской набережной в направлении Бородинского моста, не справился с управлением, совершил наезд на вентиляционную шахту и погиб на месте. Согласно предварительным данным, Пилявин был трезв... >>
  • //  15.07.2002
Эпоха -- р-раз! -- и захлопнулась. Евгения Панфилова нашли мертвым в его квартире (ножевые раны и следы ограбления). Человек, которого все привыкли называть патриархом российского contemporary dance, -- а ему было всего сорок шесть -- перекочевал в историю, где давно для него было зарезервировано место -- место первопроходца... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика