N°124
15 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  15.07.2002
Погиб Евгений Панфилов
версия для печати
Эпоха -- р-раз! -- и захлопнулась. Евгения Панфилова нашли мертвым в его квартире (ножевые раны и следы ограбления). Человек, которого все привыкли называть патриархом российского contemporary dance, -- а ему было всего сорок шесть -- перекочевал в историю, где давно для него было зарезервировано место -- место первопроходца.

Парень из архангельской деревни (там до сих пор живет его родня и, как усмешливо рассказывал сам Панфилов, не очень понимает, что за профессию человек выбрал) танцами начал заниматься в двадцать с лишним лет -- что немыслимо для балета. Но сделал себя, выточил собственное тело не хуже Юкио Мисимы и основал свой пермский театр. Первый частный театр танца в России. Узнал ли он что-нибудь важное в местном институте культуры, а затем в ГИТИСе -- бог весть. Хореографа выучить все-таки невозможно. Но официальные бумажки он ценил: в России, особенно в провинции, только они помогают выживать. А вся жизнь Панфилова -- борьба за выживание театра.

Стоит ли вспоминать, каким мелким монстрам Панфилов подавал руку, с кем из унылых околобалетных функционеров дружил? Он любил казаться веселым циником, и спросить его, почему он связывается с тем или с этим человеком, было невозможно -- мог расхохотаться в лицо. Но все «обязательные» жесты (чтобы дали денег на театр; когда-нибудь выстроили здание) потом так напрямую кричали в сочинениях Панфилова, что оторопь брала. «Дипломатические» маски слетали вмиг -- на сцене Панфилов снимал их яростно и вовсе не боялся наготы. Ни душевной, ни физической -- он был первым, кто в российских танцах предстал перед публикой без предписанного приличиями трико, и первым, кто поставил «Щелкунчика» как спектакль о постоянном напряженном существовании среди мышей, которые правят миром.

Для Панфилова -- да, путем компромиссов, но все же сделавшего гигантское дело официального утверждения в России понятий «свободный танец», «современный танец» -- была создана одноименная номинация на фестивале «Золотая маска» -- потому что в первые два года феста, оказываясь в номинантах (за «Ромео и Джульетту» и «Аввакума»), он так ничего и не получил, соревнуясь с классическими труппами. Но когда номинацию создали, выяснилось, что подросли другие сочинители танцев, и Панфилова опять обделили. Единственную награду он получил в прошлом году -- но за спектакль «Бабы. Год 1945-й», исполнявшийся шоу-группой «Балет толстых» и присутствовавший в номинации «Новация».

Он тогда обиделся, хотя вовсе не стеснялся своих шоу-проектов -- ни путешествовавшего по Карибам «Русского соблазна», ни работавшего на грани китча «Балета толстых», ни только что созданной труппы «качков» «Бойцовский клуб». Его обожала публика, и любые его сочинения -- хоть лихие «Восемь русских песен», хоть страдальческая и выверенная до микрона «Долина вереска» -- шли под овации, но ему хотелось «официального» признания. Два года назад он совсем устал и перевел свой театр под крышу государства. У Перми теперь есть Государственный театр балета Евгения Панфилова. В нем танцует его дочь, недавно окончившая балетное училище. А самого Панфилова уже нет.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.07.2002
Итоги XXXVII Кинофестиваля в Карловых Варах
Главный приз Карловарского фестиваля -- «Хрустальный шар» и немалую сумму в 20 тысяч долларов -- получил чешский режиссер Петр Зеленка за фильм «Год дьявола». Спецприза жюри удостоилась немка Каролина Линк за мелодраму военных лет «Нигде в Африке» (любопытно, что одну из главных ролей в этой картине исполнил Мераб Нинидзе, почти двадцать лет назад сыгравший юного героя в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе). Лучшим актером назван Уильям Эйч Мэйси -- за роль в независимой американской драме «Фокус», а лучшей актрисой -- Угла Эгильсдоттир, сыгравшая в исландской картине «Смех чайки». Сергей Бодров-младший получил 5 тысяч долларов от компании Philip Morris за фильм «Сестры». Табачные магнаты взяли за правило награждать «начинающего режиссера из Центральной или Восточной Европы, который использует свое артистическое дарование для создания глубоких историй о свободе и человеческом достоинстве». В Карловых Варах Приз свободы достался Бодрову. Насчет глубины не знаю, а насчет свободы и достоинства -- не поспоришь... >>
  • //  15.07.2002
Открылся фестиваль цветников в Кузьминском парке
В Кузьминках открывается сегодня фестиваль цветников. Чиновничье название «Культура цветочного оформления», более подходящее для псевдонаучной конференции, чем для фестиваля, в конце концов, можно проглотить -- дело не в названии. Лето, цветочки... что может быть чудеснее? Клумбы -- роскошные, на зависть передаче «Растительная жизнь»: сочетание причудливых вкусов участников (чтобы было красиво и много) и ученых консультаций специалистов по парковым цветникам (архивные картинки и строгость форм). Первая ласточка будущего облагороженного города, надежда, что скоро красиво будет везде. И совершенно бесплатно. От Москвы и лично Юрия Михайловича Лужкова -- только покровительство. Все остальное -- на деньги участников. Пример бескорыстия. То ли порыв любителей, то ли рекламная акция... >>
  • //  15.07.2002
Форум художественных инициатив интересуется всем, что ниже пояса
«Удивить ежика голой жопой» -- так называется фотоинсталляция берлинского армянина Арчи Галенца, выставленная на открывшемся в конце прошлой недели Форуме художественных инициатив в Новом Манеже. Эта инсталляция является своего рода «квинтом» всей выставки, тема которой «Родина/Отечество». Галенц удалил в фотоаппарате объектив и вместо него вставил дырку большого диаметра. Таким образом отверстию предоставлена возможность фиксировать реальность (родину) без участия режиссерского взгляда, не приукрашивая и не изменяя эту реальность. Оказалось, что информативная ценность (не говоря уж о художественной) такой голой ж... ой, правды -- ноль. Какие-то размытые и засвеченные виды московских улиц. Ну завалившаяся на бок высотка Университета. Ну Кремль с Каменного моста. Ну бабуся идет с авоськой. Ну и что? Претенциозность вкупе с беспомощностью дает один результат -- пошлость. Обидно, что этот результат определяет итоговый в сезоне артфорум... >>
  • //  15.07.2002
В четверг вечером погиб известный российский музыкант Артур Пилявин, лидер и бессменный клавишник группы «Квартал». По сообщению новостного сайта YTPO.ru, музыкант, ехавший в 21.50 по Саввинской набережной в направлении Бородинского моста, не справился с управлением, совершил наезд на вентиляционную шахту и погиб на месте. Согласно предварительным данным, Пилявин был трезв... >>
  • //  15.07.2002
Эпоха -- р-раз! -- и захлопнулась. Евгения Панфилова нашли мертвым в его квартире (ножевые раны и следы ограбления). Человек, которого все привыкли называть патриархом российского contemporary dance, -- а ему было всего сорок шесть -- перекочевал в историю, где давно для него было зарезервировано место -- место первопроходца... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика