N°124
15 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  15.07.2002
Родинка на ягодицах
Форум художественных инициатив интересуется всем, что ниже пояса

версия для печати
«Удивить ежика голой жопой» -- так называется фотоинсталляция берлинского армянина Арчи Галенца, выставленная на открывшемся в конце прошлой недели Форуме художественных инициатив в Новом Манеже. Эта инсталляция является своего рода «квинтом» всей выставки, тема которой «Родина/Отечество». Галенц удалил в фотоаппарате объектив и вместо него вставил дырку большого диаметра. Таким образом отверстию предоставлена возможность фиксировать реальность (родину) без участия режиссерского взгляда, не приукрашивая и не изменяя эту реальность. Оказалось, что информативная ценность (не говоря уж о художественной) такой голой ж... ой, правды -- ноль. Какие-то размытые и засвеченные виды московских улиц. Ну завалившаяся на бок высотка Университета. Ну Кремль с Каменного моста. Ну бабуся идет с авоськой. Ну и что? Претенциозность вкупе с беспомощностью дает один результат -- пошлость. Обидно, что этот результат определяет итоговый в сезоне артфорум.

В нынешнем году Форум художественных инициатив, организованный комитетом по культуре правительства Москвы, проводится в седьмой раз. Бессменным куратором его является искусствовед Георгий Никич. Статус форума -- международный. Среди сорока проектов встречаются немецкие, венгерские, латышские, датские. Но сути дела это не меняет. Подавляющая часть -- продукт откровенно некачественный, недодуманный, недоделанный, неоформленный. Протухший полуфабрикат из советского гастронома. Многие участники заморочились на набившую оскомину со времен фильма Соловьева «Черная роза -- эмблема печали, красная роза -- эмблема любви» игру слов «родина -- родинка». Поиск идентичности через родинки -- как это свежо и оригинально! И голая жопа здесь весьма кстати. Именно на нее накатали карту мира участники творческого объединения «Спорт», прокомментировав фото глубокомысленной дулей: «Ягодицы символизируют два полушария. Родинками обозначены населенные пункты. Таким образом, родинки олицетворяют место рождения, Родину...» Вас еще не мутит от такого дискурса? Тогда подойдем к самарскому стенду «Над синей водой». Этим ребятам тоже не дает покоя анальная идентификация. Ходят они по берегу Волги и фотографируют. Нет, не пейзажи, нет, не красоты, а дачные скворечники, умиляясь трогательным надписям (надо полагать «М»--«Ж») и разнообразным цветам покраски. Сколько раз мы уже видели на выставках фото туалетов-скворечников и писсуаров? Во-во, устанешь считать. Сколько раз заглядывали под хвост корове-родине Олега Кулика? Надоело вспоминать. Тем не менее мазохистское желание смешать себя, свою страну, свою культуру с тем самым продуктом жизнедеятельности кишечника кажется неистребимым.

Очевидно, что большинству участников форума просто нечего сказать. А сказать и потусоваться очень хочется. Вот и создается ощущение, что попали мы на междусобойчик прущихся от своей квазиинтеллектуальной раскованности тинейджеров. Честно говоря, все это можно вообще проигнорировать, когда б не серьезность заявленной темы, когда б не были свежи воспоминания о кассельской «Документе», где проблема идентификации, проблема обретения/утраты Родины часто представлялась (документировалась) как реальный личный выбор между жизнью и смертью. Ответственность за свои слова, за свой выбор в России брать не принято. Анахронизм инфантильного постмодернизма -- тот же род цензуры, уход в несвободу, безответственность. Да и постмодернизмом-то все представленное назвать трудно. Метод предполагает красоту интеллектуальной игры и совершенство визуального воплощения. А выставленное в Новом Манеже ассоциируется с содержимым мусорного контейнера. Исключения можно пересчитать по пальцам. Первое -- инсталляция «Добро пожаловало» художника Дмитрия Цветкова. Из плодов и цветов он сделал новый национальный гербарий. Получилось забавно: как если бы Арчимбольдо иллюстрировал сказку про Чиполлино. Второе -- коллажи «Альтернативный музей» художника Геннадия Гущина. Хрестоматийные картины Гущин микширует с фотографиями из советских журналов. Выходят те еще фантасмагории: «Рыбаки на Волге» тянут атомоход «Россия», в мифических скалах с Гераклом и Циклопом гуляют советские пионеры. Гуляют и ничего не боятся. Постмодернизм! Третье исключение -- просто хорошие и искренние фотографии молодых матерей, выполненные Асей Кендзерской и Людмилой Константиновой. Наконец, четвертое исключение -- «Московская артистамп коллекция» Натальи Ламановой и Александра Холопова. Это собранный путем виртуального общения со многими художниками мира музей вымышленных марок. Художники обмениваются привычными символами почтовых миниатюр (эмблема, портрет, герб, название страны, цена, год). Придумывают смешные подписи и рисуют новые забавные картинки. В итоге родиной всех сорока семи участников проекта оказывается собственно территория искусства, остроумного по замыслу и качественного по исполнению. Жаль только, что внутри помойки нынешнего артфорума Ламанова с Холоповым становятся вынужденными эмигрантами.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.07.2002
Итоги XXXVII Кинофестиваля в Карловых Варах
Главный приз Карловарского фестиваля -- «Хрустальный шар» и немалую сумму в 20 тысяч долларов -- получил чешский режиссер Петр Зеленка за фильм «Год дьявола». Спецприза жюри удостоилась немка Каролина Линк за мелодраму военных лет «Нигде в Африке» (любопытно, что одну из главных ролей в этой картине исполнил Мераб Нинидзе, почти двадцать лет назад сыгравший юного героя в «Покаянии» Тенгиза Абуладзе). Лучшим актером назван Уильям Эйч Мэйси -- за роль в независимой американской драме «Фокус», а лучшей актрисой -- Угла Эгильсдоттир, сыгравшая в исландской картине «Смех чайки». Сергей Бодров-младший получил 5 тысяч долларов от компании Philip Morris за фильм «Сестры». Табачные магнаты взяли за правило награждать «начинающего режиссера из Центральной или Восточной Европы, который использует свое артистическое дарование для создания глубоких историй о свободе и человеческом достоинстве». В Карловых Варах Приз свободы достался Бодрову. Насчет глубины не знаю, а насчет свободы и достоинства -- не поспоришь... >>
  • //  15.07.2002
Открылся фестиваль цветников в Кузьминском парке
В Кузьминках открывается сегодня фестиваль цветников. Чиновничье название «Культура цветочного оформления», более подходящее для псевдонаучной конференции, чем для фестиваля, в конце концов, можно проглотить -- дело не в названии. Лето, цветочки... что может быть чудеснее? Клумбы -- роскошные, на зависть передаче «Растительная жизнь»: сочетание причудливых вкусов участников (чтобы было красиво и много) и ученых консультаций специалистов по парковым цветникам (архивные картинки и строгость форм). Первая ласточка будущего облагороженного города, надежда, что скоро красиво будет везде. И совершенно бесплатно. От Москвы и лично Юрия Михайловича Лужкова -- только покровительство. Все остальное -- на деньги участников. Пример бескорыстия. То ли порыв любителей, то ли рекламная акция... >>
  • //  15.07.2002
Форум художественных инициатив интересуется всем, что ниже пояса
«Удивить ежика голой жопой» -- так называется фотоинсталляция берлинского армянина Арчи Галенца, выставленная на открывшемся в конце прошлой недели Форуме художественных инициатив в Новом Манеже. Эта инсталляция является своего рода «квинтом» всей выставки, тема которой «Родина/Отечество». Галенц удалил в фотоаппарате объектив и вместо него вставил дырку большого диаметра. Таким образом отверстию предоставлена возможность фиксировать реальность (родину) без участия режиссерского взгляда, не приукрашивая и не изменяя эту реальность. Оказалось, что информативная ценность (не говоря уж о художественной) такой голой ж... ой, правды -- ноль. Какие-то размытые и засвеченные виды московских улиц. Ну завалившаяся на бок высотка Университета. Ну Кремль с Каменного моста. Ну бабуся идет с авоськой. Ну и что? Претенциозность вкупе с беспомощностью дает один результат -- пошлость. Обидно, что этот результат определяет итоговый в сезоне артфорум... >>
  • //  15.07.2002
В четверг вечером погиб известный российский музыкант Артур Пилявин, лидер и бессменный клавишник группы «Квартал». По сообщению новостного сайта YTPO.ru, музыкант, ехавший в 21.50 по Саввинской набережной в направлении Бородинского моста, не справился с управлением, совершил наезд на вентиляционную шахту и погиб на месте. Согласно предварительным данным, Пилявин был трезв... >>
  • //  15.07.2002
Эпоха -- р-раз! -- и захлопнулась. Евгения Панфилова нашли мертвым в его квартире (ножевые раны и следы ограбления). Человек, которого все привыкли называть патриархом российского contemporary dance, -- а ему было всего сорок шесть -- перекочевал в историю, где давно для него было зарезервировано место -- место первопроходца... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика