N°116
03 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  03.07.2002
Золотая карта обуглилась
Третьяковская галерея втянута в большую политику

версия для печати
Проект «Золотая карта России» придуман сотрудниками Третьяковской галереи с целью показать столице сокровища региональных музеев Российской Федерации. На протяжении нескольких лет было сделано много выставок, хороших и не очень. Но такой, как нынешняя, не было никогда. В экспозиции картин из собрания грозненского музея главными художниками оказались реставраторы. То, что видно на черно-белых фотографиях, висящих рядом со спасенными картинами, живописью назвать нельзя. Это документация убийства. В 1995 году здание Художественного музея Грозного было превращено в укрепленный опорный пункт сторонников Дудаева. Вскоре от него остались груды кирпичей и части обуглившихся фасадов. Сотрудники музея вместе с реставраторами Министерства культуры и Всероссийского научно-реставрационного центра академика Грабаря извлекли из завалов сморщенные трупики, называвшиеся некогда живописными полотнами. Шестьдесят из них отправили в Москву на срочную реставрацию. В принципе каждая из этих шестидесяти картин имеет теперь как минимум двойное авторство. Вот портрет Ладыженского кисти первого профессионального чеченского живописца Петра Захарова Чеченца. Его состояние после боев в Грозном зафиксировано на прилагаемых к портрету снимках. После таких ножевых ранений не живут. Так что рядом с фамилией Захарова Чеченца теперь с полным правом может присутствовать фамилия реставратора О.С. Кротовой, занимавшейся полотном на протяжении двух лет, с 1995 по 1997 год.

Замученные картины стали жертвами большой политики. Бесконечной и беспросветной. Во время оно субъекту федерации обязаны были отломить по куску все крупнейшие музеи России: Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей. Интересен принцип отбора. Прочитаем перечень картин, командированных в далеком тридцать первом году из Третьяковской галереи в Чеченский областной музей Грозного: П. Брюллов «Эльбрус с Бермамута», Поленов «Сербская милиция и армия», Поленов «Ручной орел», Ярцев «Моцажетта», Худяков «Убийца», Верещагин «Этюд». Как видим, столичные музейные сотрудники по-своему трогательно пытались учитывать своеобразный «кавказский дух» нового собрания. В 1961 году на базе сложившихся коллекций был создан Чечено-Ингушский республиканский музей изобразительных искусств. В начале 1990 года в музее числилось более двух тысяч единиц хранения. Как раз с этого времени ни в чем не повинные памятники культуры вновь стали разменной монетой политических игр. Дудаевцы изымали из фондов произведения с драгметаллами, затем оружие, ковры, а потом начали открыто торговать музейными фондами. Наша газета писала о возвращении усилиями Минкульта снятых с аукциона в Лондоне и принадлежащих музею в Грозном портретов графа Николая Зубова и графини Натальи Зубовой. Сравнительно недавно ФСБ изъяло при попытке контрабандного вывоза из России огромную картину баталиста Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года». Полотно сплошь покрыто трещинами и находится в процессе реставрации. Что будет дальше с отреставрированными шедеврами Грозненского музея (среди них картины Архипа Куинджи, Семена Щедрина, Константина Коровина, Алексея Боголюбова, Владимира Маковского)? Идефикс нынешнего российского руководства: любой ценой обеспечить процветание Грозного. Так что картины снова станут посланцами доброй воли. Хочется верить, что рваных ран на них больше не будет.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.07.2002
Третьяковская галерея втянута в большую политику
Проект «Золотая карта России» придуман сотрудниками Третьяковской галереи с целью показать столице сокровища региональных музеев Российской Федерации. На протяжении нескольких лет было сделано много выставок, хороших и не очень. Но такой, как нынешняя, не было никогда. В экспозиции картин из собрания грозненского музея главными художниками оказались реставраторы. То, что видно на черно-белых фотографиях, висящих рядом со спасенными картинами, живописью назвать нельзя. Это документация убийства. В 1995 году здание Художественного музея Грозного было превращено в укрепленный опорный пункт сторонников Дудаева. Вскоре от него остались груды кирпичей и части обуглившихся фасадов. Сотрудники музея вместе с реставраторами Министерства культуры и Всероссийского научно-реставрационного центра академика Грабаря извлекли из завалов сморщенные трупики, называвшиеся некогда живописными полотнами... >>
  • //  03.07.2002
Завтра десять лет, как на свете нет Астора Пиаццоллы
Иногда кажется, что Пиаццоллу можно не слушать -- достаточно читать Кортасара. У них действительно много общего: интонация, скрученная в нежный и тугой жгут, откровенная интимность, тайная нервозность, кристаллы умных форм и этнография в подтексте. Но диалог культурной империи с провинциями по версии Пиаццоллы -- идеологически спокойнее. Может быть, потому, что его эпоха много больше. Пиаццолла прожил 79 лет (с 1921 по 1992 г.), перемещаясь между Нью-Йорком, Буэнос-Айресом и Парижем в поисках рецепта новой музыки в образе танго. Мир счел его чудаком, полюбил и под конец решил, что танго и Пиаццолла -- это одно и то же... >>
  • //  03.07.2002
Новый фильм дуэта Арнольд--Барр «Просветление» -- третья часть проекта «Трилогия о свободе», два предыдущих фильма которого -- «Слишком много плоти» и «Любовники» -- уже прошли в российском прокате. «Любовники» рассказывали о свободе любви, «Слишком много плоти» -- о свободе секса, «Просветление» посвящен свободе духа. Все фильмы трилогии сочинены, сняты и спродюсированы Жан-Марком Барром и Паскалем Арнольдом... >>
  • //  03.07.2002
Грамматиков снова уволен, а студия им. Горького будет реорганизована
Сегодняшняя Киностудия им. Горького напоминает «Мосфильм» четырехлетней давности -- стены обшарпаны, двери плотно закрыты, можно пройти по длиннющему коридору и не встретить ни одного человека. Впрочем, на третьем этаже, где располагается администрация, ремонт уже сделан. Михаил Швыдкой появился на студии в сопровождении замминистра Александра Голутвы и руководителя департамента кинематографии Сергея Лазарука, что предполагало разговор более общий, чем простое обсуждение ситуации вокруг увольнения, восстановления по суду и нового увольнения бывшего руководителя студии Владимира Грамматикова... >>
  • //  03.07.2002
Новый дирижер и новый скандал в светлановском оркестре
Второго июля указом министра культуры Михаила Швыдкого дирижер Василий Синайский снят с должности художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра России (в просторечии -- ГАСО или «светлановский») с формулировкой «в связи с истечением срока контракта». На это место назначен бодрый российский дирижер Марк Горенштейн, который в последние годы работал с откровенно юношеским (по возрасту и качеству) оркестром «Молодая Россия» и зарекомендовал себя как заметный музыкальный активист. Самое сенсационное в этой истории то, что имя преемника Синайского называют не только в связи с назначением на творческую должность. По слухам, место за «первым» дирижерским пультом страны (ГАСО пока что сохраняет статус главного российского оркестра) Горенштейн будет совмещать с обязанностями директора. Хотя в самом оркестре эту информацию пока не подтверждают. Контракта Горенштейна здесь не видели, но хорошего не ждут... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика