Время новостей
     N°116, 03 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2002
Золотая карта обуглилась
Третьяковская галерея втянута в большую политику
Проект «Золотая карта России» придуман сотрудниками Третьяковской галереи с целью показать столице сокровища региональных музеев Российской Федерации. На протяжении нескольких лет было сделано много выставок, хороших и не очень. Но такой, как нынешняя, не было никогда. В экспозиции картин из собрания грозненского музея главными художниками оказались реставраторы. То, что видно на черно-белых фотографиях, висящих рядом со спасенными картинами, живописью назвать нельзя. Это документация убийства. В 1995 году здание Художественного музея Грозного было превращено в укрепленный опорный пункт сторонников Дудаева. Вскоре от него остались груды кирпичей и части обуглившихся фасадов. Сотрудники музея вместе с реставраторами Министерства культуры и Всероссийского научно-реставрационного центра академика Грабаря извлекли из завалов сморщенные трупики, называвшиеся некогда живописными полотнами. Шестьдесят из них отправили в Москву на срочную реставрацию. В принципе каждая из этих шестидесяти картин имеет теперь как минимум двойное авторство. Вот портрет Ладыженского кисти первого профессионального чеченского живописца Петра Захарова Чеченца. Его состояние после боев в Грозном зафиксировано на прилагаемых к портрету снимках. После таких ножевых ранений не живут. Так что рядом с фамилией Захарова Чеченца теперь с полным правом может присутствовать фамилия реставратора О.С. Кротовой, занимавшейся полотном на протяжении двух лет, с 1995 по 1997 год.

Замученные картины стали жертвами большой политики. Бесконечной и беспросветной. Во время оно субъекту федерации обязаны были отломить по куску все крупнейшие музеи России: Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей. Интересен принцип отбора. Прочитаем перечень картин, командированных в далеком тридцать первом году из Третьяковской галереи в Чеченский областной музей Грозного: П. Брюллов «Эльбрус с Бермамута», Поленов «Сербская милиция и армия», Поленов «Ручной орел», Ярцев «Моцажетта», Худяков «Убийца», Верещагин «Этюд». Как видим, столичные музейные сотрудники по-своему трогательно пытались учитывать своеобразный «кавказский дух» нового собрания. В 1961 году на базе сложившихся коллекций был создан Чечено-Ингушский республиканский музей изобразительных искусств. В начале 1990 года в музее числилось более двух тысяч единиц хранения. Как раз с этого времени ни в чем не повинные памятники культуры вновь стали разменной монетой политических игр. Дудаевцы изымали из фондов произведения с драгметаллами, затем оружие, ковры, а потом начали открыто торговать музейными фондами. Наша газета писала о возвращении усилиями Минкульта снятых с аукциона в Лондоне и принадлежащих музею в Грозном портретов графа Николая Зубова и графини Натальи Зубовой. Сравнительно недавно ФСБ изъяло при попытке контрабандного вывоза из России огромную картину баталиста Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года». Полотно сплошь покрыто трещинами и находится в процессе реставрации. Что будет дальше с отреставрированными шедеврами Грозненского музея (среди них картины Архипа Куинджи, Семена Щедрина, Константина Коровина, Алексея Боголюбова, Владимира Маковского)? Идефикс нынешнего российского руководства: любой ценой обеспечить процветание Грозного. Так что картины снова станут посланцами доброй воли. Хочется верить, что рваных ран на них больше не будет.

Сергей ХАЧАТУРОВ