N°11
23 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.01.2002
Пытки - это популярно
Призрак инквизиции бродит по России

версия для печати
По российским городам странствует необычная выставка. На ней представлены щипцы для вырывания ногтей и ноздрей, дыбы, кандалы, гароты, колодки, железные маски -- в общем, орудия пыток, используемые в Европе примерно с XIX века. Эти необычные экспонаты привезены к нам миланской ассоциацией «Третье тысячелетие». Выставка уже побывала в Петербурге, в Нижнем Новгороде, на днях ее открытие прошло в Саратове.

Примерно 60 различных приспособлений, используемых в практике гражданских и религиозных судов для получения признаний, для наказания или казни, приводят душу современного человека в смятение. Однако для средневекового горожанина казнь была не только назиданием, но и публичным развлечением, поэтому чудовищные орудия пыток не лишены изощренной красоты и даже игривости. Саркофаг в виде полой фигуры с шипами, направленными так, чтобы не задеть жизненно важные органы и жертва умирала медленно и мучительно от потери крови, назывался «нюрнбергская дева». Другие романтические названия -- «аист», «трон ведьм», «скрипка бесчестья», «дочь дворника» -- означают разного рода не менее кошмарные инструменты. С бренными телами не церемонились, терзая ветхую человеческую оболочку всеми мыслимыми способами. Но дух порой оказывался крепче. Например, в 1673 году некая Мария Вукинец, 57 лет, провела на "троне ведьм" 11 суток, сошла с ума, но в колдовстве не призналась. А надо сказать, пытка была основным средством для доказательства вины -- инквизиция считала признание подозреваемого доказанным, только если оно сделано под пыткой -- боль прогоняет ложь.

Узаконенные пытки существовали еще в Древнем Риме -- то есть «римскому праву», лежащему в основе современной юриспруденции, они не противоречат. Нашествие варваров отменило пытки де-юре, хотя оставило их на практике. Расцвет пыточного ремесла пришелся на эпоху инквизиции, но до середины XVIII века они считались неизбежными для следствия.

Россия была в числе первых европейских государств, признавших пытки негуманными. Екатерина II своим «Наказом» ограничила их применение в отечественной следственно-судебной практике, опередив ряд европейских стран. Но применение пыток для доказательства вины по уголовным делам запрещено в России только в 1801 году Александром I. В 1937 году было приказано уничтожить все орудия пыток.

В 1975 году Генеральная ассамблея ООН принимает декларацию о защите от пыток всех лиц, а спустя девять лет учреждается конвенция, предусматривающая создание межгосударственной защиты людей от пыток. СССР ратифицировал ее в 1987 году. Не то чтобы пытки перестали применяться, но их применение стало незаконным, наказуемым -- если, конечно, факт удавалось доказать.

Для современного человека, чьи нравы смягчены цивилизацией, устрашающе выглядят не только пыточные инструменты, но и сравнительно «невинные» бытовые приспособления. Ибо помимо череподавилок, устроенных так, чтобы сначала дробились кости челюсти, а затем ломалась черепная коробка и вытекал мозг, итальянская выставка показывает, например, «пояса верности» -- как женские, так и, к удивлению посетителей, мужской. Женский надевали не только на оставляемых дома жен, но и на путешествующих дам, чтобы уберечь их от насилия. Зачем был нужен мужской пояс, не вполне понятно.

За нравами в Европе также надзирали при помощи целого арсенала своеобразных инструментов -- причудливую «маску богохульника» надевали на целый день за понятные прегрешения. А вот «флейту-шумелку», защемляющую в тиски шею и кисти рук, использовали для наказания хулиганов, сквернословов, а также фальшиво играющих музыкантов.

Самое интересное, что все экспонаты, привезенные из Милана, -- муляжи. Их сделали по сохранившимся чертежам и описаниям, собранным в музеях и библиотеках Италии, Германии, Франции, Испании и Польши. Подлинные инструменты практически не сохранились. Куратор выставки Пьер Луиджи Канови рассказывает, что старинных пыточных инструментов нет даже в музеях. Зато в России для выставок нашлись подлинные интерьеры. В Петербурге ее показывали в казематах Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. В Нижнем -- в бывшем Нижегородском остроге, с 1981 года ставшем филиалом историко-архитектурного музея.

Учитывая интерес, вызванной выставкой во всех местах ее появления, было бы резонно предложить создать аналогичную кунсткамеру и в России. Впрочем, по наблюдениям Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия, условия содержания в российских следственных тюрьмах и изоляторах сегодня жестоки и бесчеловечны, а методы воздействия и устрашения, может быть, не столь изощрены, как в Европе, но не менее действенны. Так что можно считать, что в России этот вопрос еще не перешел в плоскость музейных исследований.
Прасковья ГУРЬЕВА

  КРОМЕ ТОГО  
  • //  23.01.2002
Призрак инквизиции бродит по России
По российским городам странствует необычная выставка. На ней представлены щипцы для вырывания ногтей и ноздрей, дыбы, кандалы, гароты, колодки, железные маски -- в общем, орудия пыток, используемые в Европе примерно с XIX века. Эти необычные экспонаты привезены к нам миланской ассоциацией «Третье тысячелетие». Выставка уже побывала в Петербурге, в Нижнем Новгороде, на днях ее открытие прошло в Саратове... >>
  • //  23.01.2002
Президент России Владимир Путин вручил вчера в Кремле государственные награды группе представителей науки, творческих деятелей и бизнесменов. Государственными наградами и почетными званиями был отмечен в общей сложности 41 человек. В их числе: академик Вениамин Ефремов, президент Международной ассоциации фондов мира шахматист Анатолий Карпов, писатель Константин Ваншенкин, председатель правления Сбербанка РФ Андрей Казьмин, начальник управления Генпрокуратуры РФ Исса Костоев, мэр Калининграда Юрий Савенко, артист Михаил Боярский, певец Олег Газманов, художественный руководитель Московского театра миниатюр Михаил Жванецкий... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика