N°10
22 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  22.01.2002
«Хозяйственников» сменили «менеджеры»
версия для печати
О смене поколений региональных элит газете «Время новостей» рассказал директор института региональных проблем Максим ДИАНОВ.

-- С чем связано такое радикальное обновление губернаторского корпуса за последние два года?

-- Во-первых, тем, что общественное мнение настроено в пользу смены лидеров старых элит. Это объективный процесс, и он идет не только в регионах. Есть и субъективные обстоятельства, связанные с формированием новой вертикали власти в регионах, предполагающей новые рыночно-политические отношения. К ним более приспособлены люди, которые последние десять лет живут в основном в рыночных отношениях. И естественно, большая часть избирателей это чувствует и реагирует соответственно.

-- Чем отличается новое поколение региональных лидеров от предыдущего? Старых губернаторов называли крепкими хозяйственниками.

-- Ну а новых я бы назвал бы более продвинутыми менеджерами, людьми, более приспособленными к новой системе хозяйственных взаимоотношений. В отличие от своих предшественников они не знают, как завинчивается каждая гайка или как выпекается каждая булка в их регионе. Но сейчас и нет возможности руководить каждым печником или сапожником. Нужно организовывать схему хозяйственных отношений, а это как раз работа менеджера, а не хозяйственника.

-- Насколько в деле формирования губернаторского корпуса оправдал себя институт полпредов?

-- Я думаю, не очень. И причин тут несколько. Первая причина -- по сути дела, полпреды являются политическими комиссарами, которые формально даже не входят в систему исполнительной власти. Это президентская вертикаль. А президент у нас ни в какую исполнительную власть не входит. Поэтому полпреды не могут экономически разруливать региональные проблемы. Они могут делать это только политически. И тут все зависит от менталитета полпреда. Тем, кто располагает возможностями, которые не связаны именно с президентом, будет попроще. А тем, кто завязан только на президентскую вертикаль и не имеет иных рычагов влияния, будет очень сложно. Отдав команду или набрав политтехнологов, чтобы они выбрали нужного губернатора, ни авторитета набрать, ни властную вертикаль укрепить не получится.

Возможно, нужно придать полпредам статус представителей правительства, чтобы они получили возможность решать экономические вопросы, влиять на бюджет. А в нынешней ситуации, я думаю, пока еще ни один из полпредов не выполнил в окончательном виде поставленных перед ними задач.

-- Как быстро будет происходить политическое самоопределение новых губернаторов?

-- Можно ожидать, что года через два из массы вновь избранных или оставшихся на очередной срок губернаторов выдвинется человек пять--восемь лидеров межрегионального масштаба.

-- Ставшие олигархами бизнесмены могут вырасти в таких лидеров?

-- Думаю, что нет. Лидеры прошлого поколения стали политиками федерального уровня в основном благодаря удачной работе в своих регионах. Хорошей работе. Для того чтобы построить власть, хозяйство, социальную сферу, надо столько сил потратить, что на реализацию своих федеральных запросов найти ресурсы становится проблематичным.

К тому же ни один из избранных олигархов не возглавил промышленно-развитый крупный регион с разветвленной инфраструктурой. А экономический потенциал региона -- очень важный фактор для политического веса губернатора. Бывают, конечно, исключения: Егор Строев руководил не очень богатой областью, -- но они только подтверждают правила.

К тому же для олигархов возвышение на федеральный уровень через работу в регионе -- понижение собственного статуса, внутреннее снижение. То есть то они были федеральными людьми, а по новой карабкаться на ту же пирамиду, только с другой стороны -- это терять время. Поэтому не исключено, что через один избирательный цикл олигархам будет достаточно тяжело повторить свое достижение. Проблема не в том, что они не смогут это сделать, а в том, что они не захотят.

-- Как вы оцениваете вероятность того, что кто-то из губернаторов в 2004 году будет претендовать на пост президента?

-- Я думаю, это будет обязательно. И больше, чем в 2000 году (на последних президентских выборах в списки были включены два региональных лидера: самарский губернатор Константин Титов и кемеровский лидер Аман Тулеев. -- Ред.).

Не обязательно все потенциальные кандидаты дойдут до регистрации или реального участия в кампании, но обсуждаться на политическом или экспертном уровне это будет очень активно.
Беседовал Глеб ЧЕРКАСОВ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  22.01.2002
За последние два года состав глав российских регионов сменился почти что на треть. А если считать от числа состоявшихся за это время выборов, то сменились больше половины региональных лидеров. Изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Речь, по сути, идет о приходе третьего поколения региональных лидеров... >>
  • //  22.01.2002
О смене поколений региональных элит газете «Время новостей» рассказал директор института региональных проблем Максим ДИАНОВ... >>
  • //  22.01.2002
Дублер
Пришедшие в региональную власть сильные натуры: Александр Хлопонин, Роман Абрамович, Владимир Кулаков, Геннадий Ходырев и Сергей Дарькин... >>
  • //  22.01.2002
Федерал
Уходящие региональные лидеры: Руслан Аушев, Евгений Наздратенко, Николай Кондратенко, Юрий Спиридонов, Леонид Горбенко, Иван Скляров и Александр Руцкой... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ